Ноябрь 2012 г. Государственная политика и законодательство в области библиотечного дела
9 ноября 2012 года состоялась рабочая встреча президента РФ В.В.Путина с министром культуры РФ В.Мединским, который доложил о мерах по повышению зарплаты в сфере культуры. Министр культуры РФ подчеркнул, что в настоящее время важно «отлаживание финансовых связей и более внимательный подход к внутренней бухгалтерии учреждений культуры, который осуществляет само руководство». В начале следующего года планируется рост заработной платы различных категорий сотрудников федеральных учреждений культуры на 30–33 %, источником которого станут средства, освободившиеся в результате проведенной оптимизации и дополнительно привлеченные из федерального бюджета по распоряжению Президента РФ. Министр отметил что «заданный тренд на повышение оплаты труда работников культуры подхвачен практически всеми регионами, которые в настоящий момент изыскивают резервы.
Источник: http://президент.рф/новости/16779
Программа
поэтапного совершенствования системы оплаты труда
в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы»
Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября2012 г. № 290-Р
(ИЗВЛЕЧЕНИЯ)
…Действие Программы распространяется на системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений. Программа рекомендуется для государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений.
Реализация Программы осуществляется:
в отношении федеральных государственных учреждений — Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере, а также федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителей учреждений.
в отношении государственных учреждений субъектов Российской Федерации - в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации;
в отношении муниципальных учреждений - в порядке, установленном решениями органов местного самоуправления.
Общее методическое руководство работой по реализации Программы осуществляет Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Методическое руководство работой по реализации Программы осуществляют федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере.
…
Анализ внедрения новых систем оплаты труда свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования системы оплаты труда с целью:
сокращение разрыва между средним уровнем оплаты труда работников учреждений и средним уровнем заработной платы по субъекту Российской Федерации;
устранение необоснованной дифференциации в уровне оплаты труда руководителей и работников учреждений;
совершенствование системы критериев и показателей эффективности деятельности учреждений и работников, установления указанных критериев и показателей в учреждениях, где они в настоящее время отсутствуют;
отмену стимулирующих выплат, устанавливаемых без учета показателей эффективности деятельности учреждений и работников;
определение оптимального соотношения гарантированной части заработной платы и стимулирующих надбавок.
…системы оплаты труда должны быть адаптированы к новым условиям деятельности учреждений, настроены на решение задач развития соответствующих отраслей, повышения качества оказываемых услуг и обеспечения соответствия уровня оплаты труда работников результатам их труда.
…Программа предусматривает комплекс организационных, методических и контрольных мероприятий, направленных на сохранение кадрового потенциала, повышение престижности и привлекательности работы в учреждениях, обеспечение соответствия оплаты труда работников качеству оказания ими государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
Достижение целей Программы требует решения следующих основных задач:
совершенствование системы оплаты труда работников учреждений, ориентированной на достижение конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ);
создание прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений;
развитие кадрового потенциала работников учреждений;
создание организационных и правовых условий для достижения целевых показателей уровня средней заработной платы отдельных категорий работников….
Системы оплаты труда работников учреждений должны обеспечивать:
дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности;
установление оплаты труда в зависимости от качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ) и эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям.
…Совершенствование установления окладов (должностных окладов), тарифных ставок будет осуществляться исходя из более полного учета при оплате труда сложности труда работников на основе актуализации:
профессионально-квалификационных требований к работникам, профессиональных квалификационных групп, устанавливаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации;
типовых норм труда, устанавливаемых федеральными органами исполнительной власти в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября2002 г. N 804;
норм труда, устанавливаемых локальными нормативными актами;
содержания трудовых функций по соответствующим должностям в трудовых договорах в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком;
рекомендуемых федеральными органами исполнительной власти для подведомственных учреждений минимальных окладов (ставок) по профессиональным квалификационным группам и повышающих коэффициентов по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп.
Планируется также проработка вопросов по установлению базовых окладов по профессиональным квалификационным группам.
Установление компенсационных выплат должно осуществляться в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективными договорами и соглашениями.
Совершенствование системы стимулирующих выплат будет осуществляться исходя из необходимости увязки повышения оплаты труда с достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) на основе:
введения взаимоувязанной системы отраслевых показателей эффективности от федерального уровня до конкретных учреждения и работника;
установления соответствующих таким показателям стимулирующих выплат, критериев и условий их назначения с отражением в примерных положениях об оплате труда работников учреждений, локальных нормативных актах и трудовых договорах (контрактах) с руководителями и работниками учреждений;
отмены неэффективных стимулирующих выплат;
использования при оценке достижения конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) независимой системы оценки качества работы учреждений, включающей определение критериев эффективности их работы, и введения публичных рейтингов их деятельности.
…Предусматривается утверждение Правительством Российской Федерации государственных программ и планов мероприятий («дорожных карт») по развитию отраслей социальной сферы, содержащих целевые показатели (индикаторы) развития отраслей и меры, обеспечивающие их достижение. В «дорожные карты» включаются в том числе мероприятия по совершенствованию систем оплаты труда работников в соответствующих сферах, обеспечивающие за счет доходов от всех направлений деятельности учреждения повышение оплаты труда работников в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая2012 г. N 597 и от 1 июня2012 г. N 761, обусловленное достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также мероприятия по проведению структурных реформ в соответствующих отраслях, обеспечивающие возможности использования не менее трети необходимых ресурсов для повышения оплаты труда за счет реорганизации неэффективных организаций и программ.
Более полный учет в системе оплаты труда сложности труда работников учреждений и исключение стимулирующих выплат, назначаемых без учета показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), позволят сбалансировать долю тарифной части заработка работников и стимулирующих выплат в целях повышения мотивации работников и эффективности их деятельности по заданным критериям и показателям.
С учетом указанной работы Правительством Российской Федерации будут установлены базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.
…основой для повышения стимулирующей роли заработной платы будет построение сквозных отраслевых систем показателей оценки эффективности деятельности учреждений при оказании государственных (муниципальных) услуг (выполнении работ) по принципу «Российская Федерация - субъект Российской Федерации - учреждение - работник».
Целевые индикаторы развития отрасли при этом устанавливаются в соответствующих государственных программах и «дорожных картах», разрабатываемых в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах и утверждаемых Правительством Российской Федерации.
…В рамках проведения мероприятий по созданию прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений в 2012 - 2013 годах будет сформирована нормативная правовая база по представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также граждан, претендующих на занятие соответствующих должностей.
В отношении руководителей федеральных государственных учреждений постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа2008 г. N 583 (в редакции от 26 сентября2012 г.) предусмотрено с 2013 года установление федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, предельного уровня соотношения средней заработной платы руководителя учреждения и средней заработной платы работников учреждения в кратности от 1 до 8.
С 2013 года предусматривается заключение трудовых договоров с руководителями учреждений на основе типовой формы, в которой в качестве одного из критериев оценки деятельности руководителя при назначении ему стимулирующих выплат будет предусмотрено соотношение средней заработной платы работников возглавляемого им учреждения, получаемой за осуществление возложенных на них должностных обязанностей за счет всех источников, и средней заработной платы по соответствующему субъекту Российской Федерации с учетом достижения средних для отдельных категорий работников показателей по каждому субъекту Российской Федерации, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая2012 г. N 597 и от 1 июня2012 г. N 761.
Кроме того, в типовой форме трудового договора будет предусматриваться конкретизация показателей и критериев оценки деятельности руководителя, размеров и условий назначения ему стимулирующих выплат, что будет способствовать повышению эффективности работы руководителя и обеспечению реализации целей и задач деятельности учреждения.
Мероприятия Программы направлены также на решение задачи по развитию кадрового потенциала учреждений.
В рамках развития кадрового потенциала работников учреждений, в 2013 - 2014 годах будут актуализированы квалификационные требования к работникам с учетом современных требований к качеству услуг, в том числе путем разработки профессиональных стандартов.
Актуализация квалификационных требований и компетенций, необходимых для оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), организация соответствующей профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников учреждений, наряду с совершенствованием системы оплаты труда и разработкой систем оценки эффективности деятельности работников, создаст основу для использования принципов эффективного контракта.
Эффективный контракт - это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки. Изменение порядка оплаты труда является изменением условий, определенных сторонами трудового договора, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда. Условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования
В целях решения задачи по достижению показателей повышения средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая2012 г. N 597 и от 1 июня2012 г. N 761, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в «дорожных картах» мероприятия по координации работы с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию систем оплаты труда соответствующих категорий работников учреждений.
…При определении потребности в бюджетных ассигнованиях за счет бюджетов всех уровней на увеличение нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в целях совершенствования системы оплаты труда работников в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая2012 г. N 597 и от 1 июня2012 г. N 761 учитывается нормативная численность работников для оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
При выделении дополнительного финансирования за счет средств соответствующих бюджетов должно учитываться выполнение целевых индикаторов развития отраслей, установленных в «дорожных картах», объем привлеченных средств за счет реорганизации неэффективных учреждений, иных источников и других мероприятий по оптимизации расходов, а также данные статистического наблюдения показателей заработной платы категорий работников, повышение оплаты труда которых определено указами Президента Российской Федерации от 7 мая2012 г. N 597 и от 1 июня2012 г. N 761, по итогам года.
…Достижение показателей, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая2012 г. N 597 и от 1 июня2012 г. N 761, осуществляется в отношении соответствующей категории работников в целом. При этом сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории (например, профессор и ассистент, главный и младший научные сотрудники).
Таким образом, заработная плата конкретного работника зависит от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного указами Президента Российской Федерации от 7 мая2012 г. N 597 и от 1 июня2012 г. N 761 для соответствующей категории работников.
…В 2017 году на основе анализа реализации Программы будут сформированы предложения о подходах к регулированию системы оплаты труда работников учреждений на период после 2018 года с учетом достигнутых показателей по уровню оплаты труда.
Для мониторинга выполнения целевых значений индикаторов повышения оплаты труда отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая2012 г. N 597 и от 1 июня2012 г. N 761, начиная с 2013 года вводится статистическое наблюдение. Информация о заработной плате, начисленной указанным работникам, будет представляться учреждениями в территориальные органы Федеральной службы государственной статистики в соответствующем субъекте Российской Федерации и в соответствующий орган управления по принадлежности.
…Средняя заработная плата по категориям работников, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая2012 г. N 597 и от 1 июня2012 г. N 761, за соответствующий период сопоставляется со средней заработной платой в субъекте Российской Федерации за тот же период.
…Средства федерального бюджета на повышение оплаты труда отдельным категориям работников федеральных государственных учреждений, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая2012 г. N 597 и от 1 июня2012 г. N 761, предусматриваются путем увеличения размера субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетными или автономными учреждениями или увеличения параметров бюджетной сметы казенных учреждений.
В связи с тем что увеличение размеров субсидии не связано с соразмерным увеличением объема государственного (муниципального) задания соответствующим учреждениям, в отношении каждой услуги, включенной в государственное задание подведомственных федеральным органам исполнительной власти учреждений, должны быть изменены значения нормативных затрат на ее оказание за счет увеличения затрат на оплату труда. В этих целях будут внесены изменения в планы финансово-хозяйственной деятельности соответствующих бюджетных и автономных учреждений в части расходов на оплату труда (с учетом всех источников формирования фонда оплаты труда).
В 2013 - 2015 годах на повышение оплаты труда отдельным категориям работников, определенным указами Президента Российской Федерации от 7 мая2012 г. N 597 и от 1 июня2012 г. N 761, будет направлено 1332 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 240 млрд. рублей с учетом индексации фондов оплаты труда, за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 1092 млрд. рублей.
Всего за 2013 - 2018 годы, по предварительным оценкам, на эти цели может потребоваться 4941 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 1270 млрд. рублей, консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации - 3671 млрд. рублей.
Объем потребности будет ежегодно уточняться с учетом данных о фактической численности и уровне заработной платы определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая2012 г. N 597 и от 1 июня2012 г. N 761 категорий работников, прогнозируемой средней заработной плате по субъекту Российской Федерации и планируемых мероприятиях по реорганизации неэффективных учреждений.
…объемы финансирования подлежат корректировке с учетом реализации «дорожных карт» при формировании соответствующих бюджетов бюджетной системы.
Для поддержки мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации на 2013 - 2015 годы предусмотрено предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации дополнительной финансовой помощи в виде дотаций из федерального бюджета ежегодно в размере 100 млрд. рублей.
…Достижение целей Программы будет осуществлено в 3 этапа.
I этап (2012 - 2013 годы):
формирование нормативной правовой базы для реализации Программы;
повышение оплаты труда категориям работников учреждений, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая2012 г. N 597 и от 1 июня2012 г. N 761, начиная с 2012 года;
реализация мероприятий по обеспечению взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при координации мероприятий по повышению оплаты труда отдельных категорий работников учреждений;
организация федерального статистического наблюдения в целях формирования официальной статистической информации о средней заработной плате категорий работников, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению заработной платы в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая2012 г. N 597 и от 1 июня2012 г. N 761;
актуализация нормативной правовой базы для оценки эффективности труда работников;
заключение трудовых договоров в связи с введением эффективного контракта;
введение прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений.
II этап (2014 - 2015 годы):
актуализация (разработка) показателей эффективности деятельности работников учреждений для обеспечения увязки оплаты труда с повышением качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ);
заключение трудовых договоров с работниками учреждений в связи с введением эффективного контракта;
совершенствование квалификационных требований к работникам (разработка профессиональных стандартов) с учетом современных требований к качеству услуг, а также установление базовых окладов по профессиональным квалификационным группам.
III этап (2016 - 2018 годы):
завершение работы по заключению трудовых договоров с работниками учреждений в связи с введением эффективного контракта;
обеспечение к 2018 году достижения целевых значений соотношения средней заработной платы работников, повышение оплаты труда которых предусмотрено указами Президента Российской Федерации от 7 мая2012 г. N 597 и от 1 июня2012 г. N 761, и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации.
В течение всех этапов будут проводиться мониторинги и статистическое наблюдение, предусмотренные планом мероприятий Программы.
Источники: http://government.ru/media/2012/12/3/53715/file/2190R.doc
http://government.ru/gov/results/21703/
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ
23 ноября на пленарном заседании Госдумы приняты в третьем чтении законопроекты:
№ 143344-6 «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов
№ 139775-6 «О внесении изменений в статью 150 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (в части освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость при ввозе культурных ценностей, приобретенных государственными и муниципальными учреждениями)
№ 143351-6 «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» (о повышении минимального размера оплаты труда)
Все принятые законопроекты переданы в Совет Федерации
Источник: http://www.duma.gov.ru/news/273/225793/
16 ноября2012 г. на заседании комитета Государственной Думы РФ ФС по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. обсуждалось исполнение Постановления Государственной Думы РФ ФС «О порядке рассмотрения проекта федерального закона № 47538-6 1»О внесении изменений в главы первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Павел Крашенинников прокомментировал новый порядок рассмотрения проекта федерального закона, акцентировав внимание на том, что при подготовке во второму чтению он будет разделен на несколько самостоятельных частей, которые будут приниматься в качестве самостоятельных законопроектов. Комитет Государственной Думы РФ ФС по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству начать работу с 11.12.2012.
Источник: http://www.komitet2-10.km.duma.gov.ru/site.xp/053048124054057049.html
Приказом от 01 ноября 2012г. № 1184 «Об утверждении Положения о Департаменте управления имуществом и инвестиционной политики Министерства культуры Российской Федерации» в структуре Министерства культуры Российской Федерации создан новый департамент, основными задачами которого являются: осуществление функций ответственного исполнителя государственной программы «Развитие культуры и туризма» на 2013—2020 годы, участие в реализации государственной политики в сфере культуры, искусства и культурного наследия в рамках, закрепленных за Департаментом государственных программ «Культура России (2012—2018 годы)», формирование и ведение Единого государственного реестра объектов культурного наследия Российской Федерации, обеспечение реализации Министерством полномочий собственника в отношении федерального имущества, в части недвижимого имущества, необходимого для обеспечения деятельности Министерства и его территориальных органов, а также недвижимого имущества, переданного подведомственным Министерству организациям, . осуществление подготовки проектов нормативно-правовых актов и других документов по направлениям деятельности Департамента при участии заинтересованных структурных подразделений Министерства. В части работы с государственными программами осуществляет сбор и регистрацию предложений на участие в федеральных целевых программах «Культура России (2012—2018 годы)», осуществляет подготовку материалов и документов на внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе «Культура России (2012—2018 годы)», вносит необходимые изменения в планы мероприятий федеральных целевых программ на соответствующий год, готовит проект приказа Министерства «Об утверждении плана организационно-финансовых мероприятий федеральной целевой программы «Культура России (2012—2018 годы)».
Источник: http://mkrf.ru/dokumenty/order/detail.php?ID=264925
МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
28 ноября2012 г. в Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации состоялось организационное заседание Межведомственной рабочей группы по совершенствованию механизма предоставления обязательного экземпляра документов.
В заседании приняли участие представители Департамента государственной политики в области средств массовой информации Минсвязи России, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управления правоприменительной деятельности и Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, ФГБУ «Государственный фонд телевизионных и радиопрограмм», ФГУП «Всероссийская государственная телерадиовещательная компания», Нормативно-правового департамента Министерства культуры РФ, Комитета Государственной Думы по культуре, Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки, Российской библиотечной ассоциации, Библиотеки Российской академии наук, Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина, ФГУП «Информрегистр», Управления информатизации и связи Управления делами Президента Российской Федерации.
К заседанию была представлена «Сопоставительная таблица предложений по внесению изменений в Федеральный закон от 29.12.1994 г. №77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов».
Сформированы рабочие подгруппы:
1.Подгруппа по совершенствованию механизма предоставления обязательного экземпляра на бумажном носителе.
2.Подгруппа по совершенствованию механизма предоставления обязательного экземпляра кино-фото-фонодокументов.
3.Подгруппа по совершенствованию механизма предоставления обязательного экземпляра электронного документа.
В состав Межведомственной рабочей группы по совершенствованию механизма предоставления обязательного экземпляра документов вошли представитель Российской библиотечной ассоциации: секретарь Секции по формированию библиотечных фондов РБА, зав. Научно-исследовательским отделом библиотечных фондов РНБ И.В. Эйдемиллер; представитель Российской национальной библиотеки: Т.В. Петрусенко, зав. Отделом комплектования РНБ.
Источник: отчет И.В.Эйдемиллер, зав. НИОБФ РНБ
Контактная информация:
Отдел межбиблиотечного взаимодействия, Российская национальная библиотека, Садовая, 18, Санкт-Петербург
Зав. отделом: Ирина Александровна Трушина, к.п.н. trushina@nlr.ru (812)718-86-08
Зав. сектором правового обеспечения библиотек: Елена Ивановна Борисова, к.п.н. borisova@nlr.ru (812)710-58-88