Поиск по сайту

Архив обзоров

Годы

2016 2015 2014 2013 2012

Обзоры

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12

Январь—февраль 2012 г. Государственная политика и законодательство в области библиотечного дела

ПРЕМЬЕР МИНИСТР РФ

Премьер-министр Владимир Путин опубликовал статью «Строительство справедливости. Социальная политика для России» (Российская газета, 13 февраля 2012 г.)

(извлечения)

«Оплату бюджетников надо соотносить с конкретными условиями регионального рынка труда. Ведь человек сравнивает свою заработную плату не с абстрактными величинами, которые можно найти в статистическом справочнике, а с тем, что зарабатывают его соседи и знакомые, что может заработать он сам, перейдя из бюджетной сферы в бизнес.

При этом механическое повышение зарплаты всем и каждому неэффективно. Необходимо гораздо полнее учитывать в зарплате квалификацию и профессиональные достижения работника. Это значит, что рост базового уровня оплаты должен сочетаться с еще более быстрым увеличением фонда стимулирующих надбавок и доплат.»

«За несколько лет будет постепенно повышена до эффективного уровня заработная плата…работников учреждений культуры. При этом для … научных сотрудников целевой ориентир к 2018 году такой же, как для преподавателей высшей школы - 200% от средней зарплаты по региону.

Реализация этой задачи потребует значительных ресурсов - в совокупности до полутора процентов ВВП в год. Важно использовать серьезные внутренние резервы отраслей - в частности, реорганизовать неэффективные организации и программы. Такая реорганизация должна дать не меньше трети от необходимых средств.

В конечном счете заработная плата должна платиться не за факт принадлежности к определенному учреждению, а за реальный вклад в науку, образование, здравоохранение, культуру, в оказание обществу и гражданам конкретных услуг.»

«Надо признать, - в прошедшее десятилетие внимание к развитию культуры было недостаточным. Нас успокаивали, с одной стороны, растущий платежеспособный спрос на посещение концертов и театров, а с другой - широкое распространение интернета, в котором неплохо представлены в том числе вполне достойные культурные блага. Разумеется, государство, со своей стороны, стимулировало художественное творчество и поддерживало музеи, библиотеки и другие учреждения культуры. Но масштабы такого рода активности отставали от роста коммерческой составляющей в сфере досуга. Излишне коммерциализированными (а многие говорят прямо - пошлыми) стали и программы федеральных телеканалов.

В результате мы видим "расходящиеся ножницы" поддержки и потребления культуры: по сравнению с 1990 годом число музеев и театров выросло, а количество их посещений - упало.

Было бы неправильно административными методами подавлять коммерчески ориентированную активность в этой сфере. В конце концов люди голосуют своими деньгами. Однако миссия культуры, искусства никак не ограничивается этими рамками, и государство вместе с меценатами призвано создавать необходимые условия для реализации этой миссии.

Первое. Необходимо обеспечить широкий, без каких-либо ограничений, доступ каждого гражданина к национальным и мировым культурным ценностям. Государство поддержит формирование публичных электронных библиотек, музейных и театральных интернет-ресурсов, будет приобретать права на бесплатное размещение в интернете выдающихся фильмов и спектаклей.

Второе. Культурные практики должны вернуть себе ключевое место в организации досуга людей. Мы будем развивать систему самодеятельного художественного творчества - начиная со школы, где необходимо предусмотреть позицию организатора детского творчества (которым в каждом данном случае может быть режиссер, художник, хореограф или музыкант) и выделить другие необходимые ресурсы. Важно, чтобы дети уже в школе приобщались к национальной культуре народов России.

В крупных и средних городах будет развиваться практика, когда музеи работают допоздна. "Ночи музеев" успешно проходят в Москве, в других наших городах.

Особое внимание государство будет уделять работе музеев, театров, библиотек и творческих клубов в малых городах. Сейчас там наибольший дефицит культурного досуга. Министерству культуры вместе с руководителями регионов надо создать - и широко обсудить с интеллигенцией - проект государственной программы развития культуры в малых городах»

Источник: Российская газета. 13 февраля 2012. http://www.rg.ru/2012/02/13/putin-statya.html

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

На сайте Правительства РФ http://government.ru/docs/17743/ размещен План законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2012 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря2011 г. № 2425-р

По проекту закона «О культуре в РФ» — информация в пункте 21.

Срок:

представления в Правительство Российской Федерации – октябрь,

вынесения на общественное обсуждение – ноябрь,

внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации – декабрь.

Материалы к заседанию Президиума Правительства Российской Федерации 22 февраля 2012 года (пресс-релиз)

4. О проекте федеральной целевой программы «Культура России (2012 - 2018 годы)»

Проект постановления внесен Минэкономразвития России.

Проект содержит решения об утверждении ФЦП «Культура России (2012 – 2018 годы)», поручение Минэкономразвития и Минфину России при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год и плановый период включать Программу в перечень ФЦП, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, а также рекомендацию органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии в 2012 – 2018 гг. региональных целевых программ учитывать положения Программы.

Одновременно Минкультуры России по согласованию с Минэкономразвития и Минфином России поручается до 1 января2013 г. разработать и утвердить правила предоставления грантов на поддержку инновационных проектов в области современного искусства из федерального бюджета в форме субсидий.

Реализация Программы создаст системные предпосылки для модернизации культурного потенциала, позволит привлечь в отрасль дополнительные инвестиции, и нацелена на:

  • укрепление и развитие межнациональных связей внутри Российской Федерации через межрегиональный культурный обмен;
  • предоставление открытого и равного доступа к культурным ценностям и феноменам современного искусства;
  • обеспечение равного доступа к историческим памятникам, объектам культурного наследия и иным центрам культуры;
  • создание условий для выявления и устойчивого развития молодых талантов, привлечения интереса молодежи к художественному творчеству и современному искусству;
  • создание культурных и идеологических предпосылок для формирования системы морально-нравственных приоритетов у молодого поколения.

Стратегической целью программы является сохранение российской культурной самобытности и создание условий для равной доступности культурных благ, развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности.

На реализацию ФЦП «Культура России (2012 – 2018 годы)» за счет всех источников предусмотрено финансирование в объеме 192863,03 млн руб., в том числе, по направлениям:

«Поддержка профессионального искусства и народного творчества» – 11971,01 млн руб.;

«Внедрение информационно-коммуникационных технологий в сферу культуры и информатизация отрасли» – 4179,99 млн руб.;

«Развитие образования в культуре и искусстве» – 3624, 69 млн руб.;

«Сохранение культурного наследия» – 45089 млн руб.;

«Участие России в международном культурном процессе» – 2386,22 млн руб.;

«Инвестиции в сферу культуры и развитие материально-технической базы» – 129232,47 млн руб.

При реализации мероприятий в рамках направлений программы «Сохранение культурного наследия» и «Инвестиции в сферу культуры и развитие материально-технической базы» предусматривается реставрация памятников истории и культуры и строительство объектов в увязке с развитием перспективных зон туризма, включенных в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2018 годы)».

Финансирование Программы за счет средств федерального бюджета в размере 186513,57 млн. рублей, соответствует объему, утвержденному Концепцией федеральной целевой программы «Культура России (2012 – 2018годы)».

Москва, 21 февраля 2012 года. Источник http://правительство.рф/gov/results/18221/

Распоряжение от 22 февраля 2011 г. №209-р. Об утверждении концепции федеральной целевой программы «Культура России (2012 - 2018 годы)»

1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы «Культура России (2012 - 2018 годы)».

2. Определить:

государственным заказчиком - координатором федеральной целевой программы «Культура России (2012 - 2018 годы)» (далее - Программа) - Минкультуры России;

государственными заказчиками Программы - Минкультуры России, Росархив, Роспечать, федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный Эрмитаж», федеральное государственное учреждение культуры «Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации».

3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 186,5 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет).

4. Минкультуры России обеспечить разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.

Председатель Правительства Российской Федерации В.Путин

Источник http://правительство.рф/gov/results/18334/

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ

Законопроекты, проходящие в Госдуме РФ

ПЕРЕЧЕНЬ

проектов нормативных правовых актов, намечаемых к рассмотрению

Государственной Думой в период весенней сессии 2012 года

Наименование проекта нормативного правового акта

Субъект права законодательной инициативы

Дата внесения в ГД, регистрационный номер

Комитеты ГД – соисполнители

Дата и результат рассмотрения

Плановые сроки рассмотрения ГД

1

О культуре в Российской Федерации

Депутаты Государственной Думы Е.Г.Драпеко, З.М.Степанова; В.М.Кущев, Н.В.Расторгуев, С.Ю.Захарова, Г.П.Ивлиев в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы

21.10.2011,

№ 617570-5

Комитет по вопросам местного самоуправления, Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи

назначить комитет-соисполнитель,

21.11.2011

Апрель

2

О внесении изменений в Федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации" и статью 26-3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части уточнения полномочий субъектов Российской Федерации в области архивного дела)

Г.П.Ивлиев в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы

03.05.2011

540656-5

Комитет по делам Федерации и региональной политике

назначить ответственный комитет, назначить комитет-соисполнитель 16.05.2011

Май

3

О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов" (второе чтение)

Правительство Российской Федерации

26.03.2011

521062-5

перенести рассмотрение законопроекта

19.09.2011

Июнь

Источник http://komitet2-3.km.duma.gov.ru/site.xp/049057.html

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РФ

29 февраля 2012 г. состоялось заседание Коллегии МК РФ «Об итогах работы МК РФ в 2011 г. и задачах на 2012». В заседании приняли участие генеральный директор РНБ А.В.Лихоманов и президент РБА В.Р.Фирсов. Видеозапись доступна в видеоархиве http://cultureonline.ru/online/

В докладе Министра культуры РФ А.А.Авдеева «Об итогах работы МК РФ в 2011 году и задачах на 2012 год» были отмечены достигнутые результаты в сфере библиотечного дела, среди которых основными являются: реализация Основных направлений деятельности Правительства РФ до 2012 года по карте проекта «Развитие библиотечного дела», завершение работы по редактированию базы данных, основу которой составляют сведения о библиотеках, находящихся на территории РФ, собранные в ходе общероссийского мониторинга; осуществление деятельности по формированию нормативной основы учета библиотечного фонда, продолжение работы по созданию Национальной электронной библиотеки, Сводного электронного каталога библиотек России в рамках ФЦП « Культура России (2006-2011 г.г.) и др. Намечены основные направления деятельности МК РФ на 2012 год. Планируется в рамках ФЦП «Культура России (2012-2018 г.г.)» продолжать работу по формированию Национальной электронной библиотеки, Сводного электронного каталога библиотек России, завершить работу по обработке сведений о библиотеках страны Отчетом о состоянии библиотечной системы России, начать ведение Реестра книжных памятников и т.д.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ БИБЛИОТЕК РОССИИ

10 февраля 2012 г. председатель Высшего совета партии «Единая Россия», постоянный член Совета Безопасности РФ Б. В. Грызлов в связи с окончанием своей деятельности в должности Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации обратился к членам Комитета с письмом, где подвел итоги работы Общественного комитета содействия развитию библиотек России: «Внастоящее время ия, инемало других коллег, входивших всостав Общественного комитета, завершили свою работу впрежних должностях. Всвязи сэтим наш Комитет наданном этапе ивсуществующем составе вцелом выполнил свои задачи».

Источник: РГБ http://www.rsl.ru/ru/news/120212/

Общественный комитет содействия развитию библиотек России был создан по инициативе Б.В. Грызлова в 2006 году. Библиотечное сообщество в Комитете представляли В. Н. Зайцев, первый президент РБА (до 27 октября 2010 г.), генеральный директор РНБ (до 27 октября 2010 г.), А. И. Вислый, генеральный директор Российской государственной библиотеки, А. П. Вершинин, генеральный директор Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина, М. Д. Афанасьев, директор Государственной публичной исторической библиотеки России, В.В. Мосягин, директор Научной библиотеки Московского государственного университета имени. М. В. Ломоносова. Ответственным секретарем Комитета является В. В. Федоров, Президент Российской государственной библиотеки, вице-президент Российской библиотечной ассоциации.

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА

В «Российской газете» от 7 февраля 2012 г опубликован проект федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 7 февраля 2012 г.

(Извлечения)

28) в статье 1274: пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. Создание экземпляров правомерно обнародованных произведений в специальных форматах, предназначенных исключительно для использования слепыми (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами), а также воспроизведение и распространение таких экземпляров без цели извлечения прибыли допускается без согласия автора или иного обладателя исключительного права и без выплаты ему вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.

Специальные библиотеки могут предоставлять слепым экземпляры произведений, созданные в специальных форматах, во временное безвозмездное пользование с выдачей на дом, а также путем предоставления доступа к ним через информационно-телекоммуникационные сети. Перечень таких библиотек, а также перечень специальных форматов, предназначенных исключительно для использования слепыми, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Не допускается любое дальнейшее воспроизведение или доведение до всеобщего сведения экземпляра произведения, предназначенного исключительно для использования слепыми, в ином формате.

Положения настоящего пункта не применяются в отношении произведений, созданных с целью использования в специальных форматах, а также в отношении фонограмм, состоящих в основном из музыкальных произведений.";

29) статью 1275 изложить в следующей редакции:

"Статья 1275. Свободное использование произведения библиотеками, архивами и образовательными организациями

1. Общедоступные библиотеки, а также архивы, доступ к архивным документам которых не ограничен, при условии отсутствия цели извлечения прибыли вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты авторского вознаграждения предоставлять во временное безвозмездное пользование (в том числе в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов) оригиналы или экземпляры произведений, правомерно введенные в гражданский оборот.

При этом экземпляры произведений, выраженные в электронной форме, могут предоставляться во временное безвозмездное пользование (в том числе в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов) только в помещении библиотеки или архива при условии исключения возможности дальнейшего создания электронных копий произведения.

2. Общедоступные библиотеки, а также архивы, доступ к архивным документам которых не ограничен, при условии отсутствия цели извлечения прибыли вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования создавать единичные копии, в том числе в электронной форме, экземпляров произведений, правомерно введенных в гражданский оборот:

1) в целях обеспечения сохранности и доступности для пользователей:

- ветхих, изношенных, испорченных, дефектных экземпляров произведений;

- единичных и (или) редких экземпляров произведений, рукописей, выдача которых пользователям может привести к их утрате, порче или уничтожению;

- экземпляров произведений, записанных на машиночитаемых носителях, для пользования которыми отсутствуют необходимые средства;

- экземпляров произведений, имеющих исключительно научное и образовательное значение;

2) в целях восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров произведения, а также для предоставления экземпляров произведения другим общедоступным библиотекам или архивам, доступ к архивным документам которых не ограничен, утратившим их по каким-либо причинам из своих фондов.

3. Библиотеки, получающие экземпляры диссертаций в соответствии с законом об обязательном экземпляре документов, при условии отсутствия цели извлечения прибыли вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования создавать единичные копии таких диссертаций, в том числе в электронной форме, в целях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

4. Общедоступные библиотеки, а также архивы, доступ к архивным документам которых не ограничен, при условии отсутствия цели извлечения прибыли вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования создавать в единственном экземпляре и предоставлять копии, в том числе в электронной форме, отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических печатных изданиях, коротких отрывков из иных правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) по запросам граждан для научных и образовательных целей.

5. Образовательные организации при условии отсутствия цели извлечения прибыли вправе без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования создавать копии, в том числе в электронной форме, отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических печатных изданиях, коротких отрывков из иных правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) и предоставлять их учащимся и преподавателям для проведения экзаменов, аудиторных занятий и домашней подготовки в необходимых для этого количествах.

6. Государственные архивы в рамках своей компетенции вправе создавать единичные копии произведений, размещенных в сети Интернет, для хранения в архиве с исключением последующего воспроизведения и доведения до всеобщего сведения."

Изложение в данной редакции учитывает предложения РБА представленные в Совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при Президенте РФ

См. материалы на сайте РБА http://www.rba.ru/content/activities/discus/4gk/index.php

Контактная информация:
Отдел межбиблиотечного взаимодействия
Российская национальная библиотека
Садовая, 18, Санкт-Петербург

Зав. отделом: Ирина Александровна Трушина, к.п.н. trushina@nlr.ru (812)718-86-08
Зав. сектором правового обеспечения библиотек: Елена Ивановна Борисова, к.п.н. borisova@nlr.ru (812)710-58-88

Контактная информация:

Отдел межбиблиотечного взаимодействия, Российская национальная библиотека, Садовая, 18, Санкт-Петербург
Зав. отделом: Ирина Александровна Трушина, к.п.н. trushina@nlr.ru (812)718-86-08
Зав. сектором правового обеспечения библиотек: Елена Ивановна Борисова, к.п.н. borisova@nlr.ru (812)710-58-88