Поиск по сайту

Архив обзоров

Годы

2016 2015 2014 2013 2012

Обзоры

1,2,3,4,5,6,7,8,9 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12

Март 2012 г. Государственная политика и законодательство в области библиотечного дела

ПРЕЗИДЕНТ РФ 

  1. Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» от 29.02.2012. При реализации образовательных программ независимо от форм получения образования может применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии. Закон содержит определение понятий «электронное обучение», «дистанционные образовательные технологии», а также уточняет процедуру лицензирования образовательных учреждений, применяющих электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
  2. 20 марта 2012 года Президент РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение «О присуждении грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства», три из которых  присуждены специалистам библиотечной отрасли:
    • 1) Гавриловой Наталье Александровне, директору государственного учреждения культуры «Новгородская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих «Веда», на осуществление проекта по созданию электронного ресурса для слепых и слабовидящих «Российская государственность в лицах»;
    • 2) Милешиной Наталье Петровне, директору муниципального учреждения культуры «Ефремовская межпоселенческая централизованная библиотечная система» (Тульская область), на осуществление проекта «Формирование информационной культуры жителей малого города на основе современных библиотечных сервисов»;
    • 3) Тесёлкину Денису Юрьевичу, куратору проектной деятельности муниципального учреждения культуры «Межпоселенческая библиотека муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области», на осуществление проекта по созданию мультимедийного ресурса «Виртуальные прогулки по парку Монрепо»;

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 

Постановление Правительства РФ  от 3 марта 2012 г. №186 «О федеральной целевой программе «Культура России (2012 - 2018 годы)» и федеральная целевая программа «Культура России (2012 - 2018 годы)» http://правительство.рф/gov/results/18477

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ 

1. До 27 марта2012 г. (с 27 февраля) открыто общественное обсуждение законопроекта "О культуре в Российской Федерации".

2. 12 марта 2012 года состоялись парламентские слушания на тему «Экономико-правовые проблемы деятельности бюджетных учреждений науки в новых условиях хозяйствования (в связи с принятием Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Организатором мероприятия выступил Комитет по науке и наукоемким технологиям совместно с Комитетом по охране здоровья. Открыл и вел парламентские слушания председатель Комитета по науке и наукоемким технологиям Валерий Черешнев, который в своем выступлении отметил, что характерной особенностью отечественной науки является ухудшение характеристик научно-технического потенциала, которые находят свое отражение в ежегодном снижение числа организаций, выполняющих исследования и разработки, снижением результативности научно-технической деятельности. Поэтому на федеральном уровне осуществляются институциональные преобразования в государственном секторе науки (совершенствование правового положения научных учреждений, реструктуризация их сети, создание интеграционных научно-образовательных комплексов), как одно из ключевых условий формирования инновационной экономики. Параллельно идет работа по повышению эффективности деятельности научных организаций. В предыдущие годы для решения проблем повышения эффективности работы бюджетных учреждений социальной сферы, в том числе бюджетных научных учреждений, был предпринят ряд последовательных действий, среди которых следует отметить принятие Федерального закона от 3 ноября 2006г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и утверждение Правительством Российской Федерации в 2007 - 2009 гг. соответствующих постановлений, необходимых для его реализации. Однако более чем за пять лет, прошедших с момента вступления в силу этого закона, было создано всего лишь 16 научных учреждений, имеющих статус автономных. Очередной этап реформирования государственного сектора науки связан с принятием Федерального закона от 8 мая2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Закон внес изменения в ряд правовых актов, в том числе в Гражданский, Бюджетный кодекс РФ и ряд иных федеральных законов и подзаконных актов. В контексте принятого закона № 83-ФЗ участниками парламентских слушаний было отмечено, что для бюджетных научных учреждений повышается степень экономической свободы финансово-хозяйственной деятельности, что будет способствовать: развитию практики договорных (контрактных) отношений с потребителями научно-технической продукции и образовательных услуг; формированию гибкого организационно-экономического механизма управления; диверсификации и расширению источников финансирования текущей и перспективной научной и образовательной деятельности; созданию необходимых экономических стимулов и условий для повышения эффективности использования кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов.

Вместе с тем, по мнению выступающих, можно прогнозировать, что в целом ряде случаев потенциальные выгоды от расширения экономической самостоятельности бюджетных научных учреждений будут снижены реальными потерями для общества и конкретных трудовых коллективов из-за усиления коммерциализации науки, устойчивого перехода науки с некоммерческого сектора экономики в отрасль товарного производства, функционирующего сугубо на рыночных законах.

МИНИСТЕРСТВО  КУЛЬТУРЫ РФ

Федеральная целевая программа «Культура России 2012-2016» http://fcpkultura.ru/

30 марта 2012 года подписан приказ Министерства культуры Российской Федерации № 290 "Об утверждении организационно-финансового плана федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» на 2012 год"

На сайте МК РФ опубликовано три интервью заместителя министра культуры Г.П.Ивлиева:

1) Интервью Г.П.Ивлиева газете «Культура» «От сохранения к развитию»

http://www.mkrf.ru/news/interview/detail.php?ID=222247

«Правительство России утвердило Федеральную целевую программу «Культура России» на 2012–2018 годы. На ее реализацию планируется потратить более 190 млрд рублей.

Газета «Культура»: В чем заключаются основные особенности концепции Федеральной целевой программы «Культура России» на 2012-2018 годы?

Г.П.Ивлиев: Главное назначение программы состоит в мерах по сохранению российской культурной самобытности и определении направлений развития отечественной культуры. При этом стратегическая цель программы — это создание условий доступности культурных благ для развития каждой личности в соответствии с запросами XXI века. И тот факт, что документ принимается на 6 лет, рассчитан на то, что будут детально выделены те мероприятия, которые будут способствовать данному подходу. Немаловажно и то, что объем финансирования программы составляет 192 863 миллиона рублей. И несмотря на то, что средства выделяются на 2012-2018 годы, даже разделив их на 6 лет, можно убедиться в серьезности принятого документа.

Газета «Культура»: При этом программа подразумевает поэтапность ее реализации. Каковы эти этапы?

Г.П.Ивлиев: Основных этапа — два. Первый — 2012-2014 годы, которые можно охарактеризовать как «предварительный этап». Он должен решить задачу стабилизации финансирования мероприятий в области культуры с учетом общей экономической ситуации в стране. Этот стабилизационный период также призван осуществить плавный переход отечественной культуры к новым инновационным формам.

На втором этапе — начиная с 2015 года — будут решаться другие задачи. Его мы называем «этапом развития». Он предусматривает значительное увеличение объема государственных ассигнований по наиболее значимым культурным проектам, которые будут определены и подготовлены на первом этапе. Второй период также подразумевает более активную работу по совершенствованию информационно-коммуникационных технологий в области культуры.

Газета «Культура»: А какие основные, приоритетные направления развития можно выделить уже сегодня?

Г.П.Ивлиев: Конечно, в новой программе в том числе сохранены и те направления, которые присутствовали и в прежних программах. Прежде всего, это — сохранение культурного наследия. Так, в последние годы мы очень активно приступили к консервации и реставрации многих историко-культурных объектов. ...

В качестве одного из основополагающих инновационных направлений можно отметить упомянутое внедрение новых информационно-коммуникативных технологий. Так мы сможем продемонстрировать не только России, но и всему миру наиболее значимые образцы российской культуры. Это касается как «оцифровки» нашего музыкального наследия, классики отечественного кинематографа и, конечно же, театральных представлений, так и возможности в реальном времени следить за главными культурными событиями России. Таким образом, мы многократно расширяем аудиторию, на которую воздействует российская культура. В качестве одного из первых примеров работы в данном направлении можно назвать интернет-трансляции из зала П.И.Чайковского и Большого театра. Помимо этого нам крайне важно создавать цифровые библиотеки — и это проект мы реализуем, организовав электронный доступ наших граждан ко всей системе российских библиотек, уже в ближайшие годы. ...

Газета «Культура»: В каких показателях должны быть выражены основные конечные результаты, ожидаемые по итогам выполнения программы?

Г.П.Ивлиев: У нас есть конкретные показатели результативности программы, ее целевые индикаторы. Во-первых, это доля объектов культурного наследия, которые по итогам реализации программы будут находиться в удовлетворительном состоянии (на настоящий момент таковых — 35% объектов, мы же планируем повысить этот показатель до 45,3%). Во-вторых, это тот же показатель, касающийся учреждений культуры и искусства (сегодня в удовлетворительном состоянии находится около 60% объектов, а по результатам выполнения программы мы надеемся увеличить его до 72,8%).

Газета «Культура»: А можно ли сравнивать новую программу с предыдущей, реализованной в 2006-2011 годах? В чем их принципиальные различия, а в чем преемственность?

Г.П.Ивлиев: ...программу  «Культура России (2006-2011)», можно назвать «программой выживания культуры». В отличие от «Культуры России (2006-2011)» принятый документ — это программа стабилизации положения культуры, и, конечно же, ее опережающего развития. Уверен, что заложенные в программу вложения в отечественную культуру дадут отдачу во все сферы жизни российского общества. И если мы реализуем ее в полной мере, то сможем заложить основы формирования личности, способной адекватно отвечать вызовам времени и решать задачи, поставленные перед страной.

2) Интервью Г.П.Ивлиева журналу «Университетская книга» в связи с назначением на пост заместителя министра культуры о первоочередных задачах работы «Культурная политика: практические аспекты реализации законов» http://www.mkrf.ru/news/interview/detail.php?ID=221521

–Давайте теперь коснёмся библиотек и образования.

– Прошлым созывом Государственной Думы мы приняли изменения в Федеральный закон «Об образовании», касающиеся детских школ искусств, хореографических и музыкальных училищ, статуса ассистентуры-стажировки. Мы три раза меняли Федеральный закон «О библиотечном деле», и теперь у нас есть понятия «книжный памятник», «национальный библиотечный фонд», мы уточнили понятие обязательного экземпляра, и это становится сейчас нашим предметом деятельности. Могу вас порадовать, что все необходимые подзаконные акты для действия этих законов уже есть. Теперь все эти нормы мы вводим в практику: правила приёма, программы, стандарты. Здесь предстоит большая работа: и методическая, и организационная, и консультационная. Я думаю, что уже можно сказать: нашу традиционную систему образования в сфере культуры и искусства (детские школы искусств – творческие училища – вузы) мы сохранили. Она получила нормативное закрепление в законодательстве, и теперь открыты горизонты для дальнейшего ее совершенствования.

– А что касается практических вопросов, например, мотивации персонала? Ведь очевидно, что в этой сфере серьёзный кадровый дефицит.

– У нас 45 подведомственных вузов и 17 средних профессиональных учреждений. Я бы хотел развеять заблуждение о невостребованности выпускаемых нами специалистов. Наши специалисты востребованы на 90%. А некоторые вузы, такие как консерватории, обеспечивают 100%-е трудоустройство. Когда говорят о том, что есть вузы, выпускники которых не могут найти работу, речь идёт не о вузах системы Министерства культуры. Это для нас – констатация ситуации, поэтому считаю некорректным делать оценку по усреднённым статистическим показателям.

Конечно, первоочередной задачей является поддержка наших образовательных учреждений, большинство из которых получают гранты Президента и Правительства. Получение грантов позволяет существенным образом увеличить оплату труда. К сожалению, не всем мы можем обеспечить такой уровень. Но есть другой путь. Сейчас мы добиваемся того, чтобы ВГИК получил статус особо ценного объекта культурного наследия. Признание особой ценности позволит нам решить вопрос оплаты труда и отчасти решить таким образом вопрос платного образования.

– Как оцениваете ситуацию в библиотеках? Это, на мой взгляд, не менее проблемный сегмент.

– По моему убеждению, развитие библиотечного дела сейчас находится на таком этапе, когда необходим прорыв. В первую очередь создание и отлаженная работа Национального библиотечного ресурса.

– Что под этим ресурсом Вы имеете в виду? Проекты АНО «НБР»?

– Это оценочное понятие, охватывающее весь массив электронных изданий, включающий в себя развитие Национальной электронной библиотеки, Сводного каталога библиотек России, наши совместные проекты с Минобрнауки по построению национальных библиотечных сетей для обеспечения доступа к электронным ресурсам вузов (исполнителем которого является ГПНТБ России). Проект, о котором Вы упомянули, реализует Российская государственная библиотека. Этот проект заказало Минкультуры, провело конкурс. Победившая организация исполняла для нас работы по оцифровке изданий, по разработке технологии взаимосвязей библиотек в работе с полнотекстовыми изданиями с сохранением всех авторских прав. Первые шесть тысяч произведений научного и образовательного значения уже поступили в РГБ и после проверки и обработки станут доступны читателям библиотек России на базе технологии виртуальных читальных залов.

Этот проект реализуется, но Национальный библиотечный ресурс – это гораздо более широкое понятие. Нельзя назвать национальным ресурсом один проект, даже если он масштабный. Не менее масштабные мероприятия ведутся в отношении наполнения НЭБ. В 2011 году объём выделенных целевых средств на оцифровку фондов федеральных библиотек составил 150 млн рублей. По итогам прошлого года общий объём НЭБ достиг 1 132 730 полнотекстовых электронных документов (диссертаций, авторефератов диссертаций, изданий классической литературы, справочных изданий и пр. документов).

Национальный библиотечный ресурс применительно к электронным изданиям, это, прежде всего, Сводный каталог. Эту работу мы провели, создали технологию, и уже большая часть библиотек России к нему подключена. Это уникальный корпоративный каталог, без которого никакая дальнейшая работа невозможна. Мы будем активно его развивать, реализуя ключевые направления, включённые в ФЦП «Культура России 2012-2018». Общий объём библиографических записей к завершению программы должен достичь не менее 14 млн записей. Продолжится внедрение и развитие технологии корпоративной каталогизации: каждое издание, поступившее в библиотечную систему страны, будет каталогизировано один раз, все библиотеки смогут брать для своих электронных каталогов готовую эталонную библиографическую запись. Существенно улучшится качество доступа к фондам библиотек России путём создания системы электронной навигации на портале www.gosuslugi.ru .

В дальнейшем этот каталог будет связан с полнотекстовыми изданиями. В настоящее время существуют разрозненные электронные коллекции, которые мы планируем объединить в одну систему. Думаю, что вся работа тех групп, которые создают полнотекстовый контент в электронном виде, будет востребована. Мы её планировать поддерживать в университетах, в частных организациях, в библиотеках. Но самое главное – мы сейчас готовы к тому, чтобы на базе этих наработок сделать действительно Национальную электронную библиотеку. Эта часть НБР наряду с каталогом – то, что нам сейчас необходимо. Национальная электронная библиотека, которая сейчас состоит из различных проектов, конечно же, должна сформироваться как ресурс гораздо большего масштаба. Нужен проект, который позволял бы несколько тысяч изданий текущего года в электронном виде представить всей библиотечной системе с соблюдением всех авторских прав.

– Фактически это будет новый этап создания развития НЭБ на основе Сводного каталога библиотек России?

– Это будет этап, основанный на том, что уже сделано. Надо было отработать несколько моделей, чтобы понять, есть ли такая технология, которая позволяет одному электронному изданию существовать в виртуальном библиотечном мире, и к нему обеспечивался бы доступ порядка 100 тыс. библиотек, возможен ли учёт, контроль, соблюдение того ограничения, что этим документом будут пользоваться только в рамках библиотечной системы?

Наша задача в том, что люди должны прийти в библиотеку. Они придут туда, если там будет самый современный контент в электронном виде и нормальные сервисы. Для этого мы должны приобрести эти издания в электронном виде с соблюдением действующего законодательства. Я считаю абсолютно нормальным, что государство будет покупать права на эти издания у правообладателя или автора, который создал книгу, достойную того, чтобы к ней обратились читатели. Такой автор должен получить достойное вознаграждение за свою работу. Поэтому мы будем формировать именно такое содержание Национальной электронной библиотеки. Конечно, это будут не детективы, а книги, имеющие научное и образовательное значение. И, повторюсь, всё будет регулироваться законом и договором с правообладателем.

При таком подходе мы сумеем привлечь в библиотеки актуальный электронный контент, выстроить современные сервисы доступа, обработки и отбора изданий по потребностям читателей, выстроить удобную систему предоставления этой информации. Вот тогда в библиотеку и придут читатели.

– Не надо забывать и о ещё одной проблеме – отсутствие в регионах Интернет.

– Наша система не завязана на Интернет, это закрытая библиотечная система, которая гарантирует защиту от пиратского проникновения. Каталог мы не закрываем, его можно открыть откуда угодно, а вот к содержательной части доступ будет только в библиотеках. Кстати сказать, мы уже апробируем практику, когда по договору с автором, если он согласен, библиотека может продавать его издания в электронном виде.

– Хорошо, что мы коснулись темы коммерческих услуг в библиотеках. В прошлый раз, когда мы с Вами общались, 83-ФЗ был на этапе принятия. Сейчас он уже введён в действие. Как вы оцениваете данный закон на практике, какие выявились недостатки, каково вообще Ваше сегодняшнее отношение к платным услугам в библиотеках?

– Переход на новые формы позволил руководству библиотек провести полный анализ своей деятельности, иначе взглянуть на свои услуги, оценить потребности клиентов и окружающей культурной среды, свой функционал, потенциальные варианты заработка и расширения спектра сервисного предложения. И я ничего плохого не вижу в том, что библиотеки являются площадками, на которых могут собираться люди для проведения различных общественно-политических, культурных мероприятий. Когда такая деятельность объединена вокруг книг, это же замечательно. А если эта деятельность приносит дополнительные деньги, то они позволяют хоть в какой-то мере компенсировать низкую зарплату и нехватку фондов. Это компенсаторный механизм, эффективность которого который зависит от активности людей, работающих в библиотеке.

– Кстати, о заработной плате? Будут ли меняться ставки?

– Повышение оплаты труда происходит каждый год. Индексация будет проводиться во всех учреждениях культуры, и библиотек это тоже коснётся.

– Будут ли приняты какие-то подзаконные акты, упрощающие реализацию платных услуг? У многих библиотек есть замечательные образовательные проекты, но для этого надо получать лицензию.

– Это требование ко всем организациям, лицензия на образовательную деятельность обязательна для всех.

Вы знаете, как и всё новое, нередко это встречает негативный отклик на практике. Вопросов реализации этого документа ещё будет немало, но могу сказать совершенно уверенно – 83-ФЗ дал определённую свободу и в оплате труда, и в организации рабочего времени и своих услуг, и в штатном расписании. И эти возможности библиотека как бюджетное учреждение будет сейчас использовать. А уж как она ими распорядится, зависит исключительно от неё самой.

3) Интервью зам. министра по культуре Г.П.Ивлиева "Литературной газете"
Источник http://www.mkrf.ru/news/interview/detail.php?ID=224284
"Древо русской культуры". Литературная газета. Дата: 28.03.2012.

Григорий Ивлиев. Во-первых, до принятия закона всё ещё далеко и,
поверьте, ещё не одну битву нам придётся выдержать, прежде чем он будет принят. И здесь я очень надеюсь на поддержку средств массовой информации. А разговор о культуре, если он, конечно, серьёзный, действительно лучше начинать с закона, с чёткого определения, что мы подразумеваем под словом «культура», о какой культуре мы ведём речь. Например, сегодня активно, в том числе и в политике, употребляется понятие «сохранение культурного пространства». Какого пространства, какими методами? С помощью закона следует создать механизмы сохранения и использования этого самого культурного пространства, определить способы защиты смысла и содержания культуры, показать нормативные рычаги воздействия на все слои общества: и на преподавателя, и на студента, и на чиновника, и на деятеля культуры. Если мы этого не сделаем сейчас, то в ХХI веке с его запредельной регламентированностью, с одной стороны, а с другой, беспрецедентным проникновением в нашу жизнь всё более мощных информационных потоков, а с ними и разнообразных субкультур мы полностью потеряем нравственные ориентиры вплоть до самых простых – что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Ю.Г. То есть из ваших слов следует, что только с помощью освоения и осознания культуры или культурного пространства мы способны осознать и
нравственные законы?

Г.И. По крайней мере именно закон должен предоставить нам ясные и понятные правила и механизмы взаимодействия людей в культурном пространстве. Приведу пример. Сегодня в Россию приезжает огромное количество иммигрантов из стран с совершенно другим менталитетом. Мы говорим, что они должны уважать нашу культуру, обычаи, традиции. Но как это должно проявляться в реальной жизни? Они что, просто не должны носить паранджу или не должны резать на улице у всех на виду баранов во время своих праздников, а может, они должны знать наизусть Пушкина или прочитать пресловутые сто книг русской классики? А коренные русские Пушкина наизусть знают? А может, сдать экзамен по русскому языку и русской истории? Неизвестно. Никакого правового требования у нас к ним сегодня нет. То есть нет никаких правил поведения в обществе, определяющих отношение к культуре. Не к высокому искусству (здесь более-менее всё понятно, хотя механизма, определяющего высокое искусство, как и правовой статус художника, им занимающегося, мы тоже не имеем), а именно к культуре, то есть нравственным принципам и идеалам, господствующим в нашем обществе. ..........

Г.И. Наши идеи, которые мы настойчиво обсуждаем и пытаемся реализовать, заключаются в том, что мы должны сейчас, даже помимо требований программ и ЕГЭ, сделать общедоступными самые лучшие современные произведения, для студентов в том числе. Кстати, классика-то в Интернете есть. Возьмите те же программы Министерства образования, у них практически вся школьная программа выставлена на экранах. Вопрос в другом: как усовершенствовать систему, сделать её более технологически приемлемой, доступной и, главное, желанной для чтения вне программ. На это мы и настраиваем наши библиотеки, чтобы они показали, какие сайты благоприятны для детского читателя. Надо, чтобы с первым кликом ребёнок мог найти нужную книгу. Для общества сейчас очень важно, чтобы всё, что создаётся, переиздаётся, было доступно. Вот та же антология Евтушенко, как к ней ни относись, должна быть доступна каждой школе, каждой вузовской библиотеке, каждой муниципальной библиотеке в электронном виде. Для этого и создаём систему взаимодействия библиотечных служб. Любая оцифрованная в Москве книга, если она представляет художественную или познавательную ценность, должна стать достоянием всей библиотечной системы, чтобы её смогли при желании прочитать в самом дальнем селе. И на это мы не пожалеем никаких денег.

А.Б. Звучит впечатляюще, но перед глазами у меня реальные путешествия по России, по малым городам. Вот бывший районный центр Каспля в Смоленской области, где путь «из варяг в греки» проходил, перетаскивали суда через волок. Посёлок лишён статуса районного центра. Ну всё – от бытового комбината до дома пионера – разрушено. Библиотека – последний культурный очаг, но туда мало кто ходит. Вернее, конечно, там три с половиной этих «очага»: храм, молельный дом сектантов, пивной бар и та самая библиотека.

Г.И. Вот и давайте подумаем, при каких условиях в Каспле культурная жизнь расцвела бы? Подумаем и внесём в закон. И, таким образом, определим тот самый необходимый минимум культурных услуг, которые государство должно предоставить жителям Каспли. Понимаете, мы говорим про Закон о культуре, мы говорим об общих закономерностях, о верном художественном образовании, о сознательном участии в культурной жизни, хотим добиться, чтоб в законе была записана необходимость принятия программы социально-экономического развития с учётом элементов культуры, что должны быть программы развития культуры… А по клубам и центрам творчества детей конкретно прежде всего должен своё слово сказать муниципалитет, сам субъект РФ. Кстати, библиотека в Каспле существует, видимо, потому, что мы всё же, несмотря на кризис, общую программу приняли – социальной поддержки села и сохранили финансирование муниципальных библиотек из федерального бюджета: 350 миллионов в год – эту строчку отстаиваем. Главное – установить минимальный стандарт потребления культурных благ. Это и чтения касается.

А.Б. А как же общение? Мне в Каспле рассказали, что в библиотеку приходят хотя бы потому, что оттуда по телефону можно позвонить – он не отрезан. Так что библиотека – ещё и клуб, место встреч.

Г.И. Правильно, но это опять же во многом ваша забота, господа деятели культуры. Это вы должны дать ответ, зачем сегодня придут люди в Дом культуры, в библиотеку? Зачем придут в библиотеку механизатор, пенсионерка, школьница? Вот, к примеру, если люди будут знать, что в библиотеке они могут посмотреть в режиме «онлайн» вечер известного поэта из Москвы или тут же на компьютере в прямой трансляции получить ответы на самые животрепещущие вопросы, может, они и придут. Но для этого как минимум нужно создать систему. Мы должны чётко понимать, зачем мы зовём людей сейчас в учреждения культуры? Мы должны им предоставить возможность получения культурных благ кроме этого абстрактного общения, о котором вы говорите. Цифровой кинотеатр там есть? Нет. Библиотечный фонд? Ну сколько может купить сельская библиотека книг сейчас? Двадцать книг или даже тысячу – всё равно мало. А мы ей предложим загрузить через компьютер 5000 сразу, это как минимум!

Так что пишите достойные книги, и они дойдут до читателей России, приумножат побеги на древе русской культуры.

ВОПРОСЫ КУЛЬТУРЫ И БИБЛИОТЕК В ПРЕДВЫБОРНЫХ КАМПАНИЯХ КАНДИДАТОВ НА ПОСТ ПРЕЗИДЕНТА РФ 

Предвыборная программа М.Д.Прохорова

Источник: http://mdp2012.ru/program/

- Развитие культуры как важный фактор модернизации страны и гармоничного развития составляющих ее территорий.

  • Разработать совместно с профессиональным сообществом долгосрочную и эффективную новую государственную культурную политику с прозрачной и гибкой системой поддержки наиболее важных и проблемных областей культурной жизни;
  • Сделать все формы культурной деятельности максимально доступными для жителей России, т.е. провести децентрализацию культуры, оказывая приоритетную поддержку культурным инициативам в регионах;
  • Создать сеть творческих и образовательных кластеров для поднятия депрессивных индустриальных городов и территорий (музейные городки, центры современного искусства, дизайна и моды; культурно-туристические комплексы, университетские кампусы, независимые киностудии, творческие лаборатории, продюсерские центры и т.д.);
  • Создать гибкую инфраструктуру приобщения отдаленных сельских районов к центрам культуры;
  • Поднять на новый уровень профессиональное гуманитарное образование, ориентированное на просветительские задачи;
  • Максимально либерализовать сферу культуры, снять ограничения с деятельности библиотек, музеев, архивов и других культурно-образовательных институтов;
  • Разработать новые концепции обустройства городского пространства: принципов градостроительства и охраны памятников, создания новых мемориальных объектов, культурных площадок, новых форм городского искусства и т.д.;
  • Пересмотреть дискриминационные меры в отношении отечественных и зарубежных благотворительных фондов, поддерживающих культуру и культурные инициативы; создать налоговые стимулы для благотворительности в области культуры;
  • Превратить изучение истории и культуры народов, населяющих Россию, в элемент формирования общероссийской культуры, создания единого культурного пространства страны;
  • Поддерживать существующие СМИ и стимулировать создание новых информационных площадок, освещающих культурные события;
  • Ввести в школьную программу дни искусства для посещения музеев, театров и просветительских учреждений;
  • Сделать изучение иностранных языков приоритетным направлением дошкольного и школьного образования; добиться того, чтобы не менее половины преподавателей были носителями соответствующих языков;
  • Добиться признания русского языка официальным языком Европейского Союза;
  • Возродить культуру печатного слова; содействовать книгоизданию и распространению периодических печатных изданий; создать систему государственных грантов и премий для писателей, журналистов и книгоиздателей.

Предвыборная программа В.В.Путина

Источники:

http://putin2012.ru/program/1

http://ofap.ru/putin-o-bibliotekax.html

http://www.ria.ru/society/20111115/489453436.html

http://www.aselibrary.ru/blogs/archives/863/

- Культура и искусство – это наша история и путь в будущее, возможность сохранить нашу культурную идентификацию и творческое многообразие. Великие российские писатели, композиторы и художники – золотой фонд мировой культуры, ключ к пониманию души нашего народа. Они своим творческим гением показали всему миру глубокую духовность и величие России. Мы будем продолжать поддержку российских деятелей культуры и сохраним наше лидерство в сфере искусств.

Источник: http://putin2012.ru/program/1

В выступлении на Всероссийском форуме сельской интеллигенции глава правительства подчеркнул, что особое внимание надо уделить сельским библиотекам. Они должны стать информационным, образовательным и культурным ядром российского села. Для этого в каждой библиотеке, помимо книжного фонда, обязательно должны быть компьютеры с доступом к Интернету.

Источник: http://ofap.ru/putin-o-bibliotekax.html

Источник: http://www.ria.ru/society/20111115/489453436.html

И, наконец, ещё одна очень значимая тема – это библиотеки, от которых, как справедливо говорил один из великих гуманитариев XX века Дмитрий Сергеевич Лихачёв, зависит культура страны в целом. Мы продолжим расширение библиотечной сети прежде всего в отдалённых городах и посёлках, будем повышать социальный статус библиотекарей. Подчеркну: этот вопрос должен находиться под постоянным контролем и вниманием властей всех уровней – и федеральных, и региональных, и муниципальных.В следующем году выделяем 0,5 млрд рублей на информатизацию библиотек страны, одновременно будем создавать условия для пополнения библиотечного фонда.

Отмечу, сейчас у библиотек возникают сложности с приобретением книг напрямую у издательств, приходится выходить на аукцион, конечная цена которого не всегда предсказуема. Да и пока дождёшься результатов, мы это тоже видим, тираж нужной книги может закончиться.

Считаю необходимым обязательно урегулировать эти проблемы, мешающие библиотекам оперативно комплектовать свои фонды. Сделать это нужно в рамках работы по совершенствованию законодательства о размещении госзаказа. Эта работа самым активным образом сейчас в Правительстве проводится”.

Источник: http://www.aselibrary.ru/blogs/archives/863/

Предвыборная программа С.М. Миронова

Источник: http://mironov.ru/spr/our_program#1

Мы адаптируем нормы бюджетного, налогового и земельного кодексов, а также таможенного законодательства к специфике деятельности учреждений культуры и творческих организаций, чтобы избежать сверхкоммерциализации культуры.

Будет ужесточено уголовное и административное наказание за варварское отношение к памятникам культуры и искусства, в том числе за незаконные археологические раскопки.

Будет усилен государственный контроль за содержанием исторических памятников и объектов культуры, находящихся в пользовании (аренда, собственность) организаций и частных лиц, в надлежащем состоянии и введены соответствующие санкции при нарушениях.

Расширится список культурных объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО на территории Российской Федерации. Будет подписана конвенция ЮНЕСКО об охране памятников нематериального наследия.

Мы добьемся безусловного выполнения нормативов обеспечения населения сетью культурно-просветительских и спортивных учреждений. Мы поддержим развитие детско-юношеских художественных школ, самодеятельных кружков и других форм творческой активности младшего поколения. На их основе будет формироваться запрос на культуру у молодежи.

Предвыборная программа  Г.А.Зюганова

Источник: http://kprf.ru/rus_soc/101373.html

Государство защитит духовные ценности и национальные традиции всех народов России. До конца 2012 года будет принят закон «О культуре». В течение трёх лет расходы на эту сферу удвоятся. Усилятся меры сохранности памятников культуры. Мы надежно защитим нашу историю от посягательств тех, кто порочит достижения прежних поколений. Повысится интеллектуальный и духовный уровень отечественного телевидения. Вы освободитесь от навязчивой телерекламы. Заработают масштабные программы защиты языка и культуры русского и всех народов России. Творческие союзы получат широкие возможности для деятельности.

Предвыборная программа В. В. Жириновского

Источник: http://www.ldpr.ru/uploads/Manifest_2012.01.17.20121124150022e.doc

«…Обращаюсь к тебе, деятель науки и культуры!

Изданы сотни книг, где я автор или главный редактор. Почти у каждого российского интеллигента есть в доме моя книга. Я штатный профессор двух университетов и почетный доктор пяти университетов. Многие годы я преподаю гуманитарные науки студентам и прекрасно знаю о том, в каком катастрофическом положении оказались наука и культура в нашей стране.

Хватит терпеть!

Став Президентом, я первым делом вытряхну из министерств и ведомств, занимающихся вопросами науки и культуры, бездельников, по чьей вине произошел развал в этих сферах. А затем мы создадим центры, на основе которых будет восстанавливать российскую науку и культуру. И ты увидишь, брат, как возрождается русская физика, химия, космонавтика, театр, кино и литература! Обещаю!...»

«…Вернуть русским общинность

Стержневой идеей строительства будущей России должна стать общинность – взаимовыгодный союз свободных людей одной культуры и одного языка, служащий величию Державы и процветанию общества…»

«…Бороться за русский язык

Надо вернуть русскому языку роль средства межнационального общения, сделать так, чтобы русский язык изучался бы по всей стране полноценно – без купюр и изъятий, и распространять русскую языковой культуры в других странах…»

«…Ударить по засилью западной культуры

Ограничить импорт зарубежной кинопродукции. Открыть в Москве и других городах страны Русские Дома как центры русской культуры. Основать Национальный киноцентр, который будет заниматься развитием патриотического и детского кино…»

«…Создать Русский национальный телеканал

Внести в федеральную сетку телевещания передачи нового канала, который бы отражал историю и современное состояние русского народа...»

«…Поддержать экономически систему образования

Резко снизить стоимость аренды площадей под книжные магазины. Убрать посредников между производителями учебников и конкретными потребителями…»

«…Активно развивать российский туризм

Надо обеспечить гражданам беспрепятственный доступ к местам отдыха и возможность бесплатной рыбалки...»

«…Поставить СМИ на службу народу

Нужно мобилизовать средства массовой информации – особенно телевидение – на борьбу за то, чтобы у граждан было хорошее настроение, чтобы они с удовольствием шли на работу, чтобы они влюблялись и создавали многодетные семьи, чтобы не боялись старости и болезней, чтобы смело сражались за свои права с бюрократами…»

«…Поддержать настоящую культуру

Необходимо нести в массы подлинное искусство и отдавать бесплатно малоимущим гражданам, студентам и многодетным семьям невыкупленные билеты для посещения культурных и спортивных мероприятий, а также развивать и всячески поддерживать художественную самодеятельность…»

«…Убрать рекламу

Мы требуем убрать рекламу с государственных каналов телевидения, а для коммерческих каналов создать Общественный совет по борьбе с нравственным и духовным разложением молодого поколения. Пошлость, разврат должны уйти с экранов…»

«…Оказать всестороннюю поддержку Православию

Православие – это социальная, историческая, культурная и духовная основа нашего общества. ЛДПР выступает за всестороннюю поддержку Православия, возрождение православных традиций и культурного наследия Православной церкви…»

«…Оказать поддержку школам

В городах школа должна стать культурно-образовательным центром микрорайона, в котором она находится. А в сельской местности следует запретить закрывать малокомплектные сельские школы, особенно в северных и удалённых районах страны. Надо понимать, что закрытие школы – это начало пути по исчезновению данного населённого пункта…»

 

Контактная информация:
Отдел межбиблиотечного взаимодействия
Российская национальная библиотека
Садовая, 18, Санкт-Петербург

Зав. отделом: Ирина Александровна Трушина, к.п.н. trushina@nlr.ru (812)718-86-08
Зав. сектором правового обеспечения библиотек: Елена Ивановна Борисова, к.п.н. borisova@nlr.ru (812)710-58-88

Контактная информация:

Отдел межбиблиотечного взаимодействия, Российская национальная библиотека, Садовая, 18, Санкт-Петербург
Зав. отделом: Ирина Александровна Трушина, к.п.н. trushina@nlr.ru (812)718-86-08
Зав. сектором правового обеспечения библиотек: Елена Ивановна Борисова, к.п.н. borisova@nlr.ru (812)710-58-88