Поиск по сайту

Архив обзоров

Годы

2016 2015 2014 2013 2012

Обзоры

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12

Сентябрь 2012 г. Государственная политика и законодательство в области библиотечного дела

ПРЕЗИДЕНТ РФ 

20 сентября2012 г. Президент РФ В.В.Путин подписал ряд документов о работе Совета по культуре и искусству. Указами Президента внесены изменения в Положение о Совете по культуре и искусству и утверждён его состав. Распоряжением главы государства утверждён состав президиума Совета. Глава государства также подписал распоряжение о руководителях межведомственных комиссий при Совете.

Указ № 1302 «О внесении изменений в Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 30 августа2004 г. № 1132»  (регламентируются процедурные вопросы работы Совета).

Указ № 1303 «Об утверждении состава Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству» (в составе Совета — А.П. Вершинин, генеральный директор федерального государственного бюджетного учреждения Президентская библиотека им. Б.Н.Ельцина, входивший также в состав Совета2011 г.)

Источник: http://президент.рф/новости/16507 

25 сентября2012 г. состоялось Заседание Совета по культуре и искусству при Президенте РФ. Обсуждались вопросы, связанные с актуальными направлениями современной культурной политики.

Извлечения:

В.В.Путин : «Сегодня с утра мы обсуждали с Председателем Правительства вопросы доходов в социальной сфере, у нас общее мнение по этому вопросу. Конечно, на фоне роста, а мы с удовлетворением можем отмечать в целом рост доходов в экономике. У нас в прошлом году, на конец прошлого года, было где-то 24 тысячи (это средняя заработная плата по экономике в России), в этом году будет 26,8 примерно. От месяца к месяцу колебания идут, но где-то под 27 тысяч мы выйдем. В сфере культуры у нас средняя будет в этом году по отрасли 12,8 – более чем в два раза разница. Конечно, это несправедливо. В следующем году мы планировали увеличение заработной платы в отрасли в целом. Индексация на 6 процентов, по сути, по инфляции. Мы решили со следующего года, несмотря на достаточно сложные проблемы с бюджетом, а проблем много, всё-таки увеличить финансирование культуры именно на цели повышения доходов, на заработную плату в объёме 4 миллиардов. Это позволит сделать достаточно заметный шаг, во всяком случае, в этой отрасли, которого за последние годы мы ещё никогда не делали. В среднем повышение произойдёт где-то на 30–33 процента. А если здесь так же, как и в других сферах (я обращаюсь ко всем руководителям учреждений культуры), будут ответственно действовать в направлении реструктуризации (здравой реструктуризации), оптимизации, то повышение заработной платы может быть ещё выше. Я вас призываю действовать именно таким образом. Не с кондачка, конечно, не сплеча рубить, но опытные руководители понимают, что я имею в виду.

…. Вот эти деньги, которые мы выделяем, четыре миллиарда дополнительно, могут поднять уровень заработной платы в отрасли примерно на 30 процентов, может быть, даже больше, но, естественно, не для всех категорий работников. И Правительство должно будет принять решение, где и сколько добавить. Я надеюсь, что прежде всего вы обратите внимание на тех людей и на тех работников в сфере культуры, которые получают наименьшие заработные платы сегодня, а это библиотекари…… Там вообще запредельно низкий уровень заработной платы.»

А.Н.Архангельский: «… При этом абсолютно ясно, что очень важным, например, грантовым конкурсом, с моей точки зрения, в цифровую эпоху мог бы стать конкурс по выкупу авторских прав на электронные версии книг, мультфильмов и фильмов современных российских режиссеров. Мы боремся с пиратством, понятно, музыканты, но почему государство не может обратить в публичное достояние на какой-то срок важные работы российских авторов в цифровую эпоху и донести это всё до библиотек? Причём библиотека может превратиться из центра, где не только хранятся книжки, в центр, где обсуждается и кино, и музыка.

В 90-е годы, мы знаем, главной проблемой библиотекарей было, как выстроить хранилище. Были истории совершенно фантастические. Одну из них никогда не забуду. Покойный директор публичной библиотеки, Российской национальной библиотеки, В.Н. Зайцев, не имея денег, а у него уже была построена первая очередь хранилища, котлован вырыт (вы знаете, что если котлован вырыт, то всё, каюк, если дальше не идёт строительство), он выбил нефтяную квоту, продал эту квоту на Российской товарно-сырьевой бирже и на эти деньги достроил.

Сегодня другие проблемы. Сегодня проблема не хранилища, сегодня проблема цифрового контента, потому что туда люди будут приходить, только если это им будет предоставлено.

Если мы встаём на этот путь, проектно-грантовый, то тогда, конечно, нужно преодолевать законодательные и ведомственные барьеры, отраслевой, как Вы выразились, подход, потому что, скажем, наша школа в отличие от многих других школ не даёт задания школьнику: пойди в библиотеку и вместе с библиотекарем подготовь реферат, доклад или эссе. Деньги как идут? Они идут за счёт часов на дополнительное образование, которое вместе со школьником, как рюкзачок на плечах, переходит к библиотекарю – библиотекарь включается в школьный процесс.»

В.В.Путин: «Я позволю себе сделать одно бюрократическое замечание, комментарий. Александр Николаевич всё верно сказал, но только был такой оборот речи применительно к аудиопродукции, что абсолютно точно аудиопродукцию надо развивать, мы боремся с пиратством, но… Вот здесь «но» никаких нет и быть не может. То есть мы боремся с пиратством. Точка. Будем развивать все виды нашей деятельности, в том числе аудиопродукцию, в полном соответствии с действующим законодательством, и благоприобретателями, конечно, должны быть граждане, но и художники в широком смысле этого слова. Их права нельзя нарушать. Если мы опять отвернём назад, опять две копейки будут художники наши получать, в современном мире у нас это не работает. Мы страну не закроем, у нас ничего не будет, всё уйдёт туда, где созданы наиболее благоприятные условия развития.

…..Хочу вернуться к возможному повышению заработной платы. Мы сейчас и с Министром разговаривали, и с вице-премьером, с Ольгой Юрьевной Голодец говорили. Вот эти деньги, которые мы выделяем, четыре миллиарда дополнительно, они могут поднять уровень заработной платы в отрасли примерно на 30 процентов, может быть, даже больше, но, естественно, не для всех категорий работников. И Правительство должно будет принять решение, где сколько добавить. Я надеюсь, что прежде всего вы обратите внимание на тех людей и на тех работников в сфере культуры, которые получают наименьшие заработные платы сегодня, а это библиотекари, некоторые другие работники, работники музеев, например, и так далее. Там вообще запредельно низкий уровень заработной платы. Но, повторяю, это компетенция Правительства целиком и полностью, вы сами определитесь. Надеюсь, что это будет сделано целесообразным образом.

..…И есть ещё один очень важный, принципиальный вопрос. Он действительно является абсолютно принципиальным. Это оценка результатов работы и вслед за этим финансирование по результатам. Во многих, если не во всех социальных сферах: и в образовании, и в здравоохранении, и в других отраслях – это абсолютно правильно, потому что от того, насколько качественная услуга предоставляется, зависит и должно зависеть, идут туда люди или нет. Идут в учреждение люди, значит, качественно. Ну тоже приблизительно, конечно, можно определить, но тем не менее. И туда деньги за человеком, за пациентом. Подушевое финансирование. В культуре это не работает или часто не работает. Допустим, у нас репертуарный театр. Совсем не значит, что на какие-то произведения люди идут толпой и билетов не достать. Но это тоже совсем не значит, что спектакль нам не нужен. И мы с вами понимаем почему. Он должен быть в репертуаре и должен найти своего зрителя. Это принципиальная вещь. В культуре так не работает, как в других отраслях. И вот на это мы точно совершенно должны обратить внимание, абсолютно точно.»

Источник: http://президент.рф/новости/16530

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 

Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2012 г. №921 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения за II квартал 2012 года» (извлечение)

1. Установить величину прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за II квартал2012 г. на душу населения 6385 рублей, для трудоспособного населения - 6913 рублей, пенсионеров - 5020 рублей, детей - 6146 рублей.

Источник: http://правительство.рф/gov/results/20746/ 

Постановление Правительства РФ от 14 сентября2012 г. №928 «О базовых государственных информационных ресурсах»

Приложение: (Требования к порядку формирования, актуализации и использования базовых государственных информационных ресурсов)

Постановление подготовлено в целях упорядочивания и оптимизации деятельности по ведению государственных информационных ресурсов, используемых при межведомственном информационном взаимодействии в целях оказания государственных и муниципальных услуг. В соответствии с Постановлением определены:

Министерство экономического развития Российской Федерации - уполномоченным органом по формированию, актуализации и использованию реестра базовых государственных информационных ресурсов, а также по утверждению формы реестра базовых государственных информационных ресурсов;

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации — оператором федеральной государственной информационной системы «Единая система нормативной справочной информации», обеспечивающей автоматизированные формирование, актуализацию и использование реестра базовых государственных информационных ресурсов.

Источник: http://government.ru/gov/results/20832/

Распоряжение Правительства РФ от 13 сентября2012 г. №1686-р  О заместителе Министра культуры Российской Федерации

Назначить Малакова Николая Алексеевича заместителем Министра культуры Российской Федерации.

Источник: http://правительство.рф/gov/results/20753/

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ 

13 сентября 2012 года на заседании Комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству  (Председатель - Крашенинников П.В.) был рассмотрен законопроект № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации,  а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (текст, подготовленный Комитетом ко второму чтению в Госдуме). 17 сентября текст был опубликован на сайте Комитета 

Законопроект № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации,  а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (извлечения) 

В ст.1273-1275 внесены существенные изменения

Ст.1273 Свободное воспроизведение произведения в личных целях

В подпункт 4 пункта 1 внесена редакторская правка (жирный шрифт):

4) репродуцированием (было: воспроизведением) книг (полностью) и нотных текстов (статья 1275);

Ст. 1274 Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях

В подпункт 1 пункта 1 внесено дополнение (жирный шрифт)

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, а также в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

Пункт 2 отредактирован и дополнен подпунктом 3 ( жирный шрифт).

2. Создание экземпляров правомерно обнародованных произведений в специальных форматах, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами), а также воспроизведение и распространение таких экземпляров без цели извлечения прибыли допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права и без выплаты ему вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.

Библиотеки могут предоставлять слепым и слабовидящим экземпляры произведений, созданные в специальных форматах, во временное безвозмездное пользование с выдачей на дом, а также путем предоставления доступа к ним через информационно-телекоммуникационные сети. Перечень специальных форматов, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими, а также перечень библиотек, предоставляющих доступ через информационно-телекоммуникационные сети к экземплярам произведений, созданных в специальных форматах, и порядок предоставления такого доступа определяются Правительством Российской Федерации.

Не допускается любое дальнейшее воспроизведение или доведение до всеобщего сведения экземпляра произведения, предназначенного исключительно для использования слепыми и слабовидящими, в ином формате.

Положения настоящего пункта не применяются в отношении произведений, созданных с целью использования в специальных форматах, а также в отношении фонограмм, состоящих в основном из музыкальных произведений.

3. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения тифлокомментирование, снабжение произведения сурдопереводом в целях облегчения восприятия произведения лицами с ограниченными физическими возможностями.»;

Ст.1275 Свободное использование произведения библиотеками, архивами и образовательными организациями

Статья подверглась существенным изменениям (жирный шрифт)

1. Общедоступные библиотеки, а также архивы, доступ к архивным документам которых не ограничен, при условии отсутствия цели извлечения прибыли вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты авторского вознаграждения предоставлять во временное безвозмездное пользование (в том числе в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов) оригиналы или экземпляры произведений, правомерно введенные в гражданский оборот.

При этом экземпляры произведений, выраженные в электронной форме, могут предоставляться во временное безвозмездное пользование (удалена фраза- в том числе в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов) только в помещении библиотеки или архива при условии исключения возможности дальнейшего создания электронных копий произведения.

2. Общедоступные библиотеки, а также архивы, доступ к архивным документам которых не ограничен, при условии отсутствия цели извлечения прибыли вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования создавать единичные копии, в том числе в электронной форме, принадлежащих им экземпляров произведений, правомерно введенных в гражданский оборот:

1) в целях обеспечения сохранности и доступности для пользователей:

ветхих, изношенных, испорченных, дефектных экземпляров произведений;

единичных и (или) редких экземпляров произведений, рукописей, выдача которых пользователям может привести к их утрате, порче или уничтожению;

экземпляров произведений, записанных на машиночитаемых носителях, для пользования которыми отсутствуют необходимые средства;

экземпляров произведений, имеющих исключительно научное и образовательное значение, не переиздававшихся свыше десяти лет с даты выхода в свет их последнего издания на территории Российской Федерации;

2) в целях восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров произведения, а также для предоставления экземпляров произведения другим общедоступным библиотекам или архивам, доступ к архивным документам которых не ограничен, утратившим их по каким-либо причинам из своих фондов.

Копии экземпляров произведений, создаваемые в электронной форме, могут предоставляться пользователям с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

3. Библиотеки, получающие экземпляры диссертаций в соответствии с законом об обязательном экземпляре документов, при условии отсутствия цели извлечения прибыли вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования создавать единичные копии таких диссертаций, в том числе в электронной форме, в целях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Копии диссертаций, создаваемые в электронной форме, могут предоставляться пользователям с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

4. Общедоступные библиотеки, а также архивы, доступ к архивным документам которых не ограничен, при условии отсутствия цели извлечения прибыли вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования создавать в единственном экземпляре и предоставлять копии, в том числе в электронной форме, отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических печатных изданиях, коротких отрывков из иных правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) по запросам граждан для научных и образовательных целей.

5. Образовательные организации при условии отсутствия цели извлечения прибыли вправе без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования создавать копии, в том числе в электронной форме, отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических печатных изданиях, коротких отрывков из иных правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) и предоставлять их обучающимся и педагогическим работникам для проведения экзаменов, аудиторных занятий и самостоятельной подготовки в необходимых для этого количествах.

6. Государственные архивы в рамках своей компетенции вправе создавать единичные копии произведений, размещенных в сети Интернет для хранения в архиве с исключением последующего воспроизведения и доведения до всеобщего сведения. 

Источник: http://komitet2-10.km.duma.gov.ru/site.xp/050049.html 

Комментарий РБА

Российская библиотечная ассоциация, представляя позицию библиотечного сообщества России, с2008 г. последовательно придерживается позиции необходимости внесения изменений в 4-ю часть Гражданского Кодекса РФ в части статей 1273—1275. РБА поддержала проект федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвёртую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенный 2 апреля 2012 года в Государственную думу Президентом РФ. Данный проект прошел первое чтение в Госдуме и готовится ко второму чтению.

Ст.1275 данного проекта закона (принятого в первом чтении) имеет принципиальное значение для создания условий большей доступности информации в электронной форме, предоставляемой читателям в стенах библиотек. Положения этой статьи фактически не могут нанести экономического ущерба правообладателям и соответствуют основным тенденциям формирования национальных законодательств в области авторского права в зарубежных странах. Напротив, поскольку речь идет о малотиражных (300 — 1000 экз.) научных и образовательных изданиях, которые не попадают в фонды региональных библиотек, то их оцифровка и доступ к ним в стенах библиотеки дополняют тираж таких изданий и делают возможным доступ к ним в региональных и удаленных от центральных городов страны библиотек.

Предложения Комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству опубликованные 19 сентября2012 г. на сайте Госдумы с другой формулировкой ст. 1275 (п.2) о распространении права библиотек на оцифровку научной и образовательной литературы только по истечении 10 лет со дня ее издания не поддерживаются РБА.  Подобный подход приведет к сокращению использования наиболее социально значимой литературы. Представленный в первой редакции проект обсуждался на различных российских площадках, в том числе РБА совместно с Российским Книжным Союзом, предложения которого представлялись в Совет по кодификации  и совершенствованию гражданского законодательства и были частично учтены. С точки зрения РБА, необходимо вернуться к формулировкам ст. 1275 законопроекта, прошедшего первое чтение. 

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РФ 

Приказ Министерства культуры Российской Федерации

Дата:14.09.2012 Номер:986

О внесении изменений в состав коллегии Министерства культуры Российской Федерации

Внести в состав коллегии Министерства культуры Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства от 26 июля2012 г. № 802 "О коллегии Министерства культуры Российской Федерации" (в ред. приказа от 14.09.2012 № 986), следующие изменения:

а) включить в состав коллегии Минкультуры России Малакова Николая Алексеевича — заместителя Министра культуры Российской Федерации;

б) исключить из состава коллегии Минкультуры России Черепенникова Константина Геннадьевича.

Приказ Министерства культуры Российской Федерации

Дата:11.09.2012 Номер:979

О назначении проверки в Федеральном государственном бюджетном учреждении культуры «Государственная общественно-политическая библиотека»

В соответствии с Положением о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля2011 г. № 590, и планом проведения проверок учреждений, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, на 2012 год приказываю:

1. Назначить проверку отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности за июль-декабрь 2010 года, 2011 год, первое полугодие 2012 года в Федеральном государственном бюджетном учреждении культуры «Государственная общественно-политическая библиотека».

2. Поручить проведение проверки контрольно-ревизионному отделу Департамента контроля и кадров: консультанту О.В. Дроздовой (руководитель проверки), главному специалисту-эксперту О.И.Корюковой.

3. Установить срок проведения проверки с 19 сентября по 10 октября 2012 года.

4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Приказ Министерства культуры Российской Федерации

Дата:20.09.2012 Номер:1001

О внесении изменений в приказ Министерства культуры Российской Федерации от 10 сентября 2010 г. № 586 «Об утверждении Порядка предварительного согласования совершения подведомственным Министерству культуры Российской Федерации федеральным бюджетным учреждением крупных сделок»

В целях уточнения процедуры предварительного согласования Министерством культуры Российской Федерации совершения подведомственными федеральными бюджетными учреждениями крупных сделок приказываю:

1. Внести в Порядок предварительного согласования совершения подведомственным Министерству культуры Российской Федерации федеральным бюджетным учреждением крупных сделок, утвержденный приказом Минкультуры России от 10 сентября2010 г. № 586 (в ред. приказа от 17.10.2011 № 1004),следующие изменения:

Пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6. Поступившее в Министерство культуры Российской Федерации обращение регистрируется и направляется в курирующий учреждение Департамент, который делает запрос в Департамент экономики и финансов и Нормативно-правовой департамент. Указанные департаменты в течение 3 (трех) рабочих дней рассматривают представленные документы, дают заключение и направляют его в курирующий учреждение Департамент.

Курирующий учреждение Департамент с учетом заключений Департамента экономики и финансов и Нормативно-правового департамента 

Источник: http://www.mkrf.ru/dokumenty/order/

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

24 сентября 2012 проходило заседание Комитета по культуре Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации VI созыва, на котором  рассматривался проект федерального закона № 521062-5 во втором чтении «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов». Обсуждалась необходимость внесения изменений в статьи 13, 17 и 21 Федерального закона от 29 декабря 1994 года № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», касающихся доставки обязательного экземпляра документов. Необходимость поправок к вышеупомянутому закону вызвана тем, что текущее состояние контроля за доставкой обязательного экземпляра документов не обеспечивает полноту комплектования национального библиотечно-информационного фонда, в т.ч. обязательными экземплярами электронных изданий. 

Источник: http://inforeg.ru/news/item/1001-uchastie-v-zasedanii-komiteta-gosdumy-rf-po-kulture-obsuzhdenie-popravok-v-zakon-ob-obyazatelnom-ekzemplyare-dokumentov

Контактная информация:

Отдел межбиблиотечного взаимодействия, Российская национальная библиотека, Садовая, 18, Санкт-Петербург
Зав. отделом: Ирина Александровна Трушина, к.п.н. trushina@nlr.ru (812)718-86-08
Зав. сектором правового обеспечения библиотек: Елена Ивановна Борисова, к.п.н. borisova@nlr.ru (812)710-58-88