Поиск по сайту

Архив обзоров

Годы

2016 2015 2014 2013 2012

Обзоры

1,2,3,4,5,6,7,8,9 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12

Июнь 2012 г. Государственная политика и законодательство в области библиотечного дела

ПРЕЗИДЕНТ РФ 

На встрече с членами Правительства и руководством Федерального Собрания 28 июня 2012 г. В.В.Путин сообщил о подписании Бюджетного послания о бюджетной политике в 2013–2015 годах. 

Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013–2015 годах. Подписано 28 июня 2012 г. В.В.Путиным

Раздел II. Основные цели бюджетной политики на 2013 год и среднесрочную перспективу.

«2. Для достижения целей социально-экономической политики и обеспечения общественного контроля за их достижением формирование и исполнение бюджета должно осуществляться на базе государственных программ.

Переход к «программному бюджету» в полном объеме необходимо осуществить начиная с федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, а его отдельные элементы должны быть задействованы в федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.

Для правового обеспечения этих процессов необходимо внесение в 2012 году комплексных поправок в бюджетное законодательство Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации должно до конца 2012 года утвердить государственные программы Российской Федерации … «Развитие образования», «Культура России», …»

«4. Необходимо повысить качество предоставляемых населению государственных и муниципальных услуг. Прежде всего, это относится к столь значимым для общества сферам, как образование, здравоохранение и культура. От успешности действий в этих сферах непосредственно зависят условия жизни населения. Эффективность осуществления бюджетных расходов в этих сферах справедливо принимается в расчет и при оценке качества инвестиционного климата, поскольку эти расходы рассматриваются как инвестиции в человеческий капитал.

Нельзя идти по пути механического наращивания бюджетных расходов в этих сферах. Несмотря на увеличение бюджетных расходов в последние годы, достигнутые результаты не удовлетворяют граждан. Причина состоит в медленном реформировании отраслей социальной сферы и в неэффективной системе материального и морального стимулирования работников.

Неэффективно с точки зрения использования бюджетных средств и несправедливо по отношению к гражданам, когда одинаково финансируются организации, предоставляющие как качественные, так и некачественные услуги, когда одинаково оплачивается труд как добросовестных, так и недобросовестных работников.

Нормативно-правовая база для отказа от сметного финансирования учреждений и введения новой системы оплаты труда уже создана. Теперь задача – повсеместно внедрить ее и обеспечить практическую реализацию уже предусмотренного законодательством нового механизма финансирования государственных и муниципальных учреждений, а в самих учреждениях обеспечить переход к «эффективному контракту», который должен четко определять условия оплаты труда и «социальный пакет» работника в зависимости от качества и количества выполняемой им работы. Применение «эффективного контракта» также призвано повысить конкурентоспособность государства как работодателя на региональных рынках труда и сопоставимость стоимости труда в государственном, муниципальном и частном секторах экономики.

Этапы перехода к «эффективному контракту» должны быть увязаны с конкретными структурными и институциональными изменениями в отраслях социальной сферы, направленными на повышение эффективности образования, науки, культуры, здравоохранения.

Правительство Российской Федерации должно до конца 2012 года утвердить «дорожные карты» таких изменений на период до 2018 года, определяющие четкую последовательность действий, сроки, ответственных за исполнение, необходимое организационное и ресурсное обеспечение.

При предоставлении государственных и муниципальных услуг недопустимо ориентироваться исключительно на возможности государственных и муниципальных учреждений. Если необходимая услуга может быть предоставлена за те же деньги и более качественно частными организациями, то у них ее и следует заказывать. Граждане должны иметь возможность выбора организации, предоставляющей услуги за счет бюджетных средств.

Осуществление структурных изменений, наряду с финансированием из бюджетов всех уровней, должно привести к увеличению заработной платы врачей, педагогических работников, научных сотрудников, преподавателей образовательных учреждений, работников учреждений культуры, социальных работников в соответствии с параметрами, определенными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».»

 Источник: http://kremlin.ru/acts/15786  

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

 

Постановление от 6 июня 2012 г. №560 «Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку проектов, направленных на становление информационного общества в субъектах Российской Федерации»

На основании статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации и части 6 статьи 7 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку проектов, направленных на становление информационного общества в субъектах Российской Федерации.

Председатель Правительства

Российской Федерации Д.Медведев

http://government.ru/docs/19221/

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ РФ

14 июня 2012 г. состоялось заседание Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации РФ, посвященное теме: «Культурный атлас субъектов РФ: региональная диспропорция и пути решения».

По словам председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко: «Сохранение и развитие культуры в российских регионах – вопрос сохранения и развития самих регионов, а значит и страны в целом»…Одной из самых острых проблем в области культуры в России является «существенный разрыв в возможностях доступа к благам культуры между регионами, территориями…. Лишь в 20 процентах российских городов есть свои театры…  В сельских поселениях, за малым исключением, есть только клубы и библиотеки». Причины такой ситуации, по мнению В.И.Матвиенко, — в значительной дифференциации российских регионов по уровню социально-экономического развития, а также в том, что в течение длительного периода Министерство культуры РФ почти все внимание уделяло развитию отрасли на федеральном уровне.

Совет Федерации готов подключиться к исправлению сложившейся ситуации. В частности, сенаторы участвуют в работе над проектом федерального закона «О культуре в РФ», в котором, по мнению В.И.Матвиенко, «преодоление региональных диспропорций в развитии культуры должно быть не просто упомянуто, а доведено до формулирования инструментов практического решения этой проблемы». Другим важным направлением работы глава палаты считает анализ законодательства регионов в области культуры и создание единого правового поля в этой сфере.

Кроме того, Совет Федерации будет активно участвовать в разработке нового варианта закона «О меценатах и меценатстве». «России незамедлительно нужен самостоятельный закон в этой сфере», - подчеркнула В.И.Матвиенко, указав на положительный опыт зарубежных стран, где уже не одно десятилетие действует законодательство, стимулирующее благотворительную деятельность в сфере культуры. Одновременно спикер выступила за корректировку системы государственных премий и грантов для творческих коллективов, учреждений и видных деятелей культуры. В нынешнем виде эта система «забюрократизирована, непрозрачна, в ней много субъективных моментов», заметила она.

Председатель Совета Федерации также обратила внимание на связанную с глобализацией мировую тенденцию снижения роли национальной культуры. «Национальная культура – это глубинная основа нации, то, что помогает ей сохраняться, развиваться, совершенствоваться, - убеждена спикер. - Поэтому отказ от своей культуры равносилен отказу нации от самой себя».

Директор Департамента Министерства культуры РФ Ю.А.Шубин привел официальные данные, подтверждающие низкую обеспеченность российских регионов учреждениями культуры. По его словам, обеспеченность музеями субъектов РФ составляет 18% от принятого норматива, театрами – 42 процента, библиотеками – 80 процентов, культурно-досуговыми учреждениями – 55 процентов. При этом самые низкие показатели – у Дальнего Востока и Северного Кавказа. Ю.А.Шубин констатировал старение материально-технической базы региональных учреждений культуры: «В 42 процентах заведений она не обновлялась с 70-х годов». По оценке представителя Минкультуры, необходимо не менее 500 млрд рублей, чтобы удовлетворить минимальные нужды в сфере культуры. Эффективным механизмом финансирования и поддержки учреждений культуры ему представляются целевые программы развития культуры в отдельных регионах и на селе. Представитель профильного ведомства заметил, что в некоторых субъектах РФ уже есть такой успешный опыт, например, в Чувашии, Адыгее, Белгородской области.

Заведующая сектором Института экономики РАН В.Музычук с помощью графиков и диаграмм наглядно представила собравшимся состояние культуры в российских регионах – количество профильных учреждений, интерес населения к ним, средний уровень зарплат по отрасли. Даже усредненные показатели этой презентации ярко отразили существующую необеспеченность населения РФ учреждениями культурного назначения. «В стране сформировался порочный круг: с одной стороны, снижается посещаемость учреждений культуры, с другой – на лицо острая нехватка культурного отдыха», - заметила эксперт.

Министр культуры Республики Северная Осетия-Алания Ф.Хабалова рассказала, что ее регион активно осваивает современные технологии и мультимедийные возможности для привлечения молодежи к культуре. В настоящее время в республике разрабатывается проект электронного центра досуга, который планируется открыть в 2013 году.

Заместитель директора Российского научно-исследовательского института природного и культурного наследия имени Д.С.Лихачева П.Шульгин подчеркнул, что сохранение культурных и исторических памятников и развитие на этой основе культурного туризма может стать отраслью специализации многих сел и малых городов России, способствовать их социально-экономическому развитию. В этой связи звучали инициативы усилить освещение в СМИ культурных событий не федерального, а именно регионального значения. В рамках дискуссии было озвучено предложение учредить Форум провинциальных учреждений культуры.

В заседании Совета приняли участие председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике З.Ф.Драгункина и ее первый заместитель В.А.Лопатников, генеральный директор Российской национальной библиотеки А.В.Лихоманов и другие известные деятели культуры и искусства, представители научных кругов и экспертного сообщества.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ

14 июня 2012 г. в Государственной Думе состоялось первое заседание Совета по культуре при Председателе Госдумы.

Открывая заседание, Председатель Госдумы С.Е.Нарышкин отметил, что в обществе ощущается потребность в объединяющих ценностях. Таковыми, по его убеждению, должны стать ценности культуры.

С.Е.Нарышкин подчеркнул необходимость разработки современного закона о культуре, «концептуальные рамки» которого «нуждаются как в широком общественном, так и в экспертном обсуждении», и Программы модернизации культуры. В качестве основы национальной программы, по его словам, необходимо положить системный подход и современные проектные технологии.

Он предложил также ввести практику ежегодных докладов о состоянии культуры, представляемых министром как парламенту, так и всему обществу: «Граждане имеют право знать, как развивается эта сфера, каким образом государство расставляет здесь приоритеты, как и насколько эффективно используются немалые бюджетные средства»…«Свою роль может и должна сыграть парламентская премия в области культуры. Обсуждение кандидатов на такую премию и принятие решения должно стать частью работы нашего Совета», - подчеркнул Председатель Госдумы, коснувшись вопроса о повышении престижа труда работников культуры.

Источник http://www.duma.gov.ru/news/273/165231/

 

МИНИСТЕРСТВО  КУЛЬТУРЫ РФ

Распоряжение Правительства РФ от 13 июня 2012 г. №950-р «О статс-секретаре - заместителе Министра культуры Российской Федерации»

Назначить Ивлиева Григория Петровича статс-секретарем - заместителем Министра культуры Российской Федерации, освободив его от занимаемой должности.

Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев

http://правительство.рф/gov/results/19280/

Распоряжение Правительства РФ  от 13 июня 2012 г. №951-р «О заместителе Министра культуры Российской Федерации»

Назначить Демидова Ивана Ивановича заместителем Министра культуры Российской Федерации.

Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев

http://правительство.рф/gov/results/19281/

Письмо Минкультуры России от 22.06.2012 № 81-01-39/04-АБ относительно повышения оплаты труда работников учреждений культуры. В нем предложены меры по реализации Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики, предусматривающих повышение оплаты работников учреждений культуры и доведение к 2018 году ее среднего уровня до средней заработной платы в соответствующем регионе

Источник: Сайт МК РФ http://mkrf.ru/news/ministry/detail.php?ID=243503

Контактная информация:

Отдел межбиблиотечного взаимодействия, Российская национальная библиотека, Садовая, 18, Санкт-Петербург
Зав. отделом: Ирина Александровна Трушина, к.п.н. trushina@nlr.ru (812)718-86-08
Зав. сектором правового обеспечения библиотек: Елена Ивановна Борисова, к.п.н. borisova@nlr.ru (812)710-58-88