РОССИЙСКАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ
Главная / Новости / Российская государственная детская библиотека подвела итоги и опубликовала материалы Всероссийского семинара «Роль методиста в библиотечном обслуживании детей»

Российская государственная детская библиотека подвела итоги и опубликовала материалы Всероссийского семинара «Роль методиста в библиотечном обслуживании детей»

6–7 апреля на базе Российской государственной детской библиотеки в гибридном формате состоялся Всероссийский семинар для специалистов библиотек РФ, обслуживающих детей, организованный при поддержке Министерства культуры РФ, в соответствии со Сводным планом основных профессиональных мероприятий РБА, и посвящённый теме «Роль методиста в библиотечном обслуживании детей».

В работе семинара приняли участие 1 810 зарегистрированных специалистов из 85 регионов России, от Калининграда до Южно-Сахалинска. Среди них — руководители и сотрудники федеральных, национальных, республиканских, краевых, областных и муниципальных библиотек, обслуживающих детей, в том числе школьных. Просмотры на канале YouTube и VK Видео составили более 13 000, показы на платформе PRO.Культура.РФ — более 146 500.

Основными вопросами для обсуждения стали: нормативное обеспечение методической деятельности библиотек; методическая поддержка реализации Национального проекта «Культура» по созданию модельных муниципальных детских библиотек; особенности формирования новых профессиональных компетенций специалиста по библиотечно-информационной деятельности; практика и технологии организационно-методической деятельности библиотек, обслуживающих детей; эффективные инструменты продвижения библиотек в социальных сетях и другие.

Пленарное заседание семинара открыла Мария Александровна Веденяпина, директор Российской государственной детской библиотеки, заслуженный работник культуры РФ. Мария Александровна отметила важность и значимость методической деятельности в работе детских библиотек. В своём выступлении она подчеркнула, что в настоящее время в состав рабочих групп региональных проектных офисов по созданию модельных муниципальных библиотек входят представители детских центральных библиотек РФ. Мария Александровна рассказала о недавнем визите в библиотеку Ольги Борисовны Любимовой, министра культуры России, и её рабочем совещании с коллективом библиотеки и детскими писателями. В завершение выступления Мария Александровна сообщила о проведении в этом году совместного ежегодного совещания руководителей федеральных и центральных библиотек России и директоров библиотек РФ, обслуживающих детей.

С приветственным словом и докладом «Особенности методической работы в современных условиях» выступил Михаил Дмитриевич Афанасьев, президент Российской библиотечной ассоциации, директор Государственной публичной исторической библиотеки России, кандидат педагогических наук. Он осветил исторические факты и особенности методической работы, а также подробно охарактеризовал основные направления работы методических отделов современных библиотек.

Ольга Петровна Мезенцева, заместитель директора по науке и образовательной деятельности Российской государственной детской библиотеки, кандидат педагогических наук, в докладе «Методическая деятельность библиотек РФ, обслуживающих детей: первые итоги Всероссийского исследования» представила статистический анализ работы методических отделов библиотек, обслуживающих детей. Исследование показало, что в подавляющем большинстве центральных библиотек РФ (97%) есть подразделение, осуществляющее методическую деятельность. Средний стаж работы сотрудников — от 1 до 5 лет, в большинстве случаев возраст сотрудников — от 30 до 50 лет. 42% сотрудников имеют высшее образование. В заключении выступления Ольга Петровна, ссылаясь в том числе на Стратегию развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года, подчеркнула нужность и важность методической работы.

С докладом «Библиотечное обслуживание детей в условиях реализации стратегии цифровой трансформации образования» выступил Дмитрий Алексеевич Иванченко, заведующий методическим отделом Информационного центра Научной педагогической библиотеки имени К. ;Д. Ушинского РАО, кандидат социологических наук. Дмитрий Алексеевич рассказал о проведении ежегодного мониторинга школьных библиотек, а также обратил внимание слушателей на образовательное направление деятельности, которое методисты должны поддерживать и развивать.

Сергей Сергеевич Мокров, руководитель Управления статистики и аналитики ГИВЦ Минкультуры РФ, представил доклад «Система единого статистического учета в Российской Федерации: итоги сбора сведений о деятельности библиотек в 2021 году». Согласно исследованию, детские библиотеки составляют 8% от всех библиотек РФ, доступ в интернет есть в 98% библиотек, собственный сайт или интернет страницу имеют 33% детских библиотек, однако лишь 16% библиотек доступны для лиц с нарушением слуха и 36% — для лиц с нарушение опорно-двигательного аппарата.

Большой интерес у участников вызвала открытая лекция «Библиотечная модернизация в теории и практике методической деятельности» Сергея Александровича Басова, заведующего научно-методическим отделом Российской национальной библиотеки, кандидата педагогических наук. Он подробно остановился на анализе библиотечной деятельности в условиях цифровизации общества сквозь призму понятий «культура» и «цивилизация», а также рассмотрел особенности модернизации и трансформации библиотек и пути их обновления в рамках национального проекта «Культура». Особое внимание Сергей Александрович уделил раскрытию инновационной сущности методической деятельности в библиотечной сфере.

Далее состоялись дискуссионная площадка «Методическая служба сегодня: новый виток развития или стагнация?», Круглый стол «Модельные детские библиотеки нового поколения — взаимодействие в рамках соглашения о сотрудничестве РГБ и РГДБ» и открытая лекция «О русской детской поэзии XX века» Олега Андершановича Лекманова, филолога, литературоведа, преподавателя, профессора школы филологии гуманитарного факультета Высшей школы экономики, доктора филологических наук.

Второй день семинара открыл дискуссионный круглый стол «Методисты XXI века: социальный портрет профессии». Ольга Петровна Мезенцева представила доклад «Профстандарт "Специалист по библиотечно-информационной деятельности" на финишной прямой: что дальше?». Она напомнила о том, что проектным офисом для разработки профессионального стандарта определена Российская государственная детская библиотека, но его разработка — плод деятельности всего библиотечного сообщества (в ходе общественно-профессионального обсуждения было получено более 300 замечаний и предложений). В настоящее время проект профстандарта передан в Министерство труда и социальной защиты РФ. Наталья Викторовна Лопатина, заведующая кафедрой библиотечно-информационных наук Московского государственного института культуры, доктор педагогических наук, профессор, рассказала о том, как система образования готовится к внедрению профстандарта, а также о том, как нужно готовить специалистов в области методической работы. Были представлены ещё несколько докладов.Татьяна Яковлевна Кузнецова, эксперт Управления научной работой Московского государственного института культуры, кандидат педагогических наук, доцент, подвела итоги дискуссии и поделилась своим мнением о том, каким должен быть методист XXI века. Она отметила важнейшую роль системы дополнительного образования в подготовке методистов, способных решать актуальные проблемы, стоящие перед библиотекой.

После ещё одного ключевого заседания, посвящённого теме «Практика и технологии организационно-методической деятельности библиотек, обслуживающих детей» состоялись два актуальных мастер-класса: «SMM-грамотность библиотекарей: возможности продвижения библиотек в социальных сетях» и «Digital-контент в детской библиотеке: идеи, проблемы, перспективы».

Семинар предоставил участникам возможность посетить открытые лекции, мастер-классы, услышать ведущих специалистов, обменяться методическим опытом с коллегами и обсудить направления сотрудничества. Гибридный формат позволил принять участие в мероприятии специалистам из всех субъектов РФ.

На сайте научно-методического отдела Российской государственной детской библиотеки доступны все материалы семинара, включая подробный итоговый отчёт, презентации и видеозаписи: первый день работы, второй день работы.
 

Оргкомитет Семинара

15.04.2022

Условия использования

Внимание: Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской библиотечной ассоциации (www.rba.ru) обязательна.

© 2005-2022 Российская библиотечная ассоциация. Все права защищены.
Поддержка сайта: webmaster@rba.ru