РОССИЙСКАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ

Главная / Новости / Итоги Международного конкурса ИФЛА-БибЛибр — 2018 на получение премии за лучший проект библиотечного маркетинга: Россия — в десятке лучших

Итоги Международного конкурса ИФЛА-БибЛибр — 2018 на получение премии за лучший проект библиотечного маркетинга: Россия — в десятке лучших

По итогам Международного конкурса маркетинговых проектов библиотек ИФЛА — БибЛибр в 2018 году в десятку лучших проектов мира вошёл проект «Библиотека на траве» Новосибирской государственной областной научной библиотеки. В 2018 году конкурс был проведен Секцией ИФЛА по менеджменту и маркетингу в 15-й раз, и уже в третий раз его спонсирует французская ИТ-компания БибЛибр (BibLibre).

Целями и задачами конкурса были:

  • Выявление и награждение лучших в мире проектов библиотечного маркетинга, реализованных в течение предшествующего конкурсу календарного года;
  • Поощрение маркетинга в библиотеках;
  • Предоставление библиотекам возможности делиться опытом в области маркетинга.

Победители конкурса получают награды и призы: оплаченное участие во Всемирном библиотечном и информационном конгрессе: 84-й Генеральной конференции ИФЛА и Ассамблеи (в городе Куала-Лумпур, Малайзия, 24–30 августа 2018 года) и предназначенную для поддержки и развития маркетинговой деятельности библиотек денежную премию, которая составляет 2000 евро, 1000 евро и 500 евро соответственно для первого, второго и третьего места.

Состав жюри конкурса:

  • Сильвер Мерсье / Silvère Mercier (Франция), председатель жюри
  • Дженнифер Томсон / Jennifer Thompson (Австралия)
  • Надя Тиммар / Nadia Temmar (Алжир)
  • Антония Арахова / Antonia Arahova (Греция)
  • Вибке Далхофф / Wiebke Dalhoff (Германия)
  • Хеннар Сильвестр Феррадал / Henar Silvestre Ferradal (Испания)
  • Лесли Вейр / Leslie Weir (Канада)
  • Рут Орнхолт / Ruth Ørnholt (Норвегия)
  • Людмила Зайцева (Россия)

Научный консультант:

  • Кристи Кунц / Christine Koontz (США)

При оценке заявок принимались во внимание следующие критерии:

  1. Стратегический подход к маркетингу, в том числе примененный библиотекой на стадиях исследования и планирования представляемого проекта;
  2. Креативность и инновационность, позволяющие оригинально решать маркетинговые задачи библиотеки;
  3. Потенциал проекта для повышения общественной значимости и поддержки библиотек, независимо от вида или количества используемых ресурсов;
  4. Эффективность, подтверждаемая наличием измеряемых целей и данными оценки достигнутых в ходе реализации проекта результатов;
  5. Оптимальное ресурсное обеспечение маркетинговых мероприятий.

Приветствовались заявки, описывающие маркетинг международных по охвату электронных ресурсов (например, электронных журналов, баз данных, институциональных репозиториев в киберпространстве) и ориентированные на продвижение:

  • сетевых удаленных ресурсов и электронных библиотек;
  • информационной грамотности;
  • новых продуктов и новых услуг.

Также имели значение прозрачность планирования маркетинга, продуманность взаимодействия с внешней средой и эффективное распределение ресурсов (персонала, материалов, времени).

В 2018 году к участию в конкурсе были приняты в общей сложности 56 заявок библиотек со всего мира, из них 35 от вузовских библиотек и 21 — от публичных (общедоступных) библиотек. Больше всего заявок было получено из Китая — 23; из России — пять; из Индии ‒ четыре; из Австралии — три. По одной-двум заявкам пришло из Германии, Дании, Египта, Канады, Коста-Рики, Литвы, Малайзии, Нигерии, Новой Зеландии, Пакистана, Польши, США, Филиппин, Франции, Хорватии и Швеции.

Победителем, занявшим первое место, признана маркетинговая кампания «Нью-Йоркская молодежная амнистия — 2017 / 2017 NYC Youth Amnesty» Нью-Йоркской публичной библиотеки, США.

Усилия библиотекарей были направлены на то, чтобы охватить и реактивировать 478 000 постоянных посетителей с неоплачиваемыми поздними взносами, включая 196 000 молодых людей, чьи счета были заблокированы из-за штрафов.

В октябре 2017 года Нью-Йоркская публичная библиотека совместно с публичной библиотекой в Бруклине и библиотекой Квинса предложили одноразовую штрафную амнистию для всех клиентов в возрасте 17 лет и младше. Библиотеки развернули широкую маркетинговую и информационно-пропагандистскую кампанию, которая включала прямую почтовую рассылку, адресованную молодым читателям, печатные материалы на разных языках, тесное взаимодействие со СМИ и хорошо спланированную передачу сообщений. 41 000 молодых людей, активизировавших свои читательские билеты, позволяют считать проект успешным.

Подробнее о проекте.

Библиотека получает главную денежную премию в размере 2000 евро и возможность представить свой проект (с оплатой расходов на участие — стоимости авиабилетов, проживания и регистрации) на 84-м Всемирном библиотечном и информационном конгрессе ИФЛА и Генеральной конференции Ассамблеи ИФЛА, которые пройдут 24–30 августа 2018 года в Куала-Лумпуре (Малайзия).

Второе место присуждено проекту «Соответствовать библиотекарям / Keeping up with the Librarians» публичной библиотеки города Инверкаргилл в Новой Зеландии.

Чтобы завоевать внимание широкой аудиторией, особенно молодого поколения, они воспроизвели знаменитое изображение ‒ фотографию шести женщин Кардашьян / Дженнер, которая была опубликована на обложке журнала The Hollywood Reporter. Цель проекта состояла в том, чтобы создать у публики ощущение созвучности современных библиотек эпохе цифровых технологий; используя отсылку к поп-культуре и юмору, привлечь к библиотекам внимание и показать их значимость в жизни, чтобы заставить их замечать и говорить о них, помнить, что они есть, и видеть, что они меняются и модернизируются. Фотография библиотекарей стала настоящей «сенсацией в сфере социальных медиа». Об успехе кампании по повышению осведомленности и лояльности клиентов, содействию укрепления бренда библиотеки говорят такие данные: публикация фото получила в соцсетях более 1 млн просмотров, 12 000 реакций («лайков»), более 5500 репостов, 1200 комментариев и упоминаний по всему миру.

Подробнее о проекте, см. также оригинальную обложку, которая была обыграна в проекте, в нижней части статьи.

Библиотека получает вторую денежную премию в размере 1000 евро и возможность представить свой проект (с оплатой расходов на участие - стоимости авиабилетов, проживания и регистрации) на 84-м Всемирном библиотечном и информационном конгрессе ИФЛА и Генеральной конференции Ассамблеи ИФЛА, которые пройдут 24–30 августа 2018 года в Куала-Лумпуре (Малайзия).

Третье место завоевал проект «Привет из Загреба! / Greetings From Zagreb» представленный Национальной и университетской библиотекой (НУБ) в Загребе, Хорватия.

Инновационная идея проекта состояла в том, чтобы продвинуть электронную библиотеку НУБ, создав цифровой культурный продукт, объединяющий культурное наследие (старые открытки Загреба), информационно-коммуникационные технологии и туризм. Впервые в Хорватии библиотекой были разработаны мобильное приложение и одноимённый веб-портал. Кампания была нацелена на местных жителей, туристов и широкую общественность, большая часть которых не были знакомы с проектами оцифровки библиотеки.

Подробнее о проекте.

Библиотека получает третью денежную премию в размере 500 евро.

Тройку победителей, по решению жюри премии ИФЛА, дополнили ещё семь достойных проектов, которые в итоге составили Топ-10 лучших маркетинговых проектов библиотек в 2018 году:

За последние три года проект «Библиотека на траве» стал четвёртым российским проектом-финалистом престижного международного конкурса ИФЛА-БибЛибр. Ранее среди впечатляющих и вдохновляющих примеров библиотечного маркетинга были названы проекты:

2016

  • «Библиотечная продлёнка» создание литературно-игровой реабилитационной гостиной в Библиотеке-филиале № 6 муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система» г. Сыктывкар, Республика Коми;

2017

  • «Смотреть / Читать /Слышать» Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина;
  • «Страна Читалия приглашает друзей» Хакасской Республиканской детской библиотеки.

Поздравляем Новосибирскую государственную областную научную библиотеку
и её маркетологов с международным профессиональным успехом!

 

Людмила Николаевна Зайцева,

председатель Секции РБА по библиотечному менеджменту и маркетингу,

член-корреспондент Постоянного комитета Секции ИФЛА по менеджменту и маркетингу, член жюри конкурса ИФЛА-БибЛибр;

заместитель начальника финансово-экономического управления — начальник отдела сводного планирования и отчетности Российской государственной библиотеки
 

Для справки:

Организатор конкурса

Международная ассоциация библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) — это крупнейшая в мире общественно-профессиональная организация, объединяющая более 1400 членов из более чем 140 стран мира. Является политически нейтральной, неправительственной организацией со штаб-квартирой в Гааге, Нидерланды. К главным целям ИФЛА относятся укрепление международного сотрудничества библиотек и содействие распространению понимания ценности и важности высококачественного библиотечно-информационного обслуживания во всем мире.

Международный конкурс на получение премии ИФЛА за лучший проект библиотечного маркетинга инициирован и проводится с 2002 года Секцией ИФЛА по менеджменту и маркетингу. В настоящее время в состав Постоянного комитета (34) Секции ИФЛА входят 22 специалиста библиотек со всего мира, 10 из них являются членами жюри и участвуют в проведении конкурса ИФЛА по библиотечному маркетингу. С 2016 года конкурс проводится при поддержке французской ИТ-компании БибЛибр.

Спонсор конкурса (2016–2018)

Компания БибЛибр является провайдером, который работает с программным обеспечением, имеющим открытый исходный код, и содействует свободному доступу к информации и знаниям. БибЛибр имеет большой опыт по управлению проектами в библиотечной сфере. С 2016 года БибЛибр сотрудничает с ИФЛА, оказывая финансовую поддержку Международной премии за лучший проект библиотечного маркетинга.

Контакты для получения более полной информации о конкурсе: iflajurymembers@googlegroups.com

Полезные ссылки

Информация о предыдущих конкурсах ИФЛА на лучший проект библиотечного маркетинга — на странице Русскоязычного центра ИФЛА при РГБ.

Глоссарий библиотечного маркетинга (некоторые используемые в конкурсной документации термины и определения) на сайте ИФЛА

08.05.2018

Условия использования

Внимание: Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской библиотечной ассоциации (www.rba.ru) обязательна.

© 2005-2018 Российская библиотечная ассоциация. Все права защищены.
Поддержка сайта: webmaster@rba.ru