РОССИЙСКАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ

Подведены итоги Круглого стола Российской академии образования по проблемам чтения «Привлечение к чтению: история, теория, практики»

9 ноября 2017 года в Российской государственной детской библиотеке при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям состоялся постоянный Круглый стол по проблемам чтения Российской академии образования «Привлечение к чтению: история, теория, практики», организаторами которого выступили Научный Совет по проблемам чтения РАО, Российская государственная детская библиотека, отдел проблем чтения НИЦ «Наука» РАН и Отделение образования и культуры РАО.

Участниками встречи стали ученые Научного совета по проблемам чтения РАО, Научного Центра истории изучения книжной культуры РАН, ведущие специалисты московских и региональных библиотек, представители образовательных учреждений, профессорско-преподавательский состав вузов, а также писатели и общественные деятели. Число участников составило 62 человека, в том числе представители из семи регионов России: Нижний Новгород, Белгород, Воронеж, Ставрополь, Тамбов, Рязань и Московская область. Мероприятие транслировалось на сайте РГДБ, количество просмотров составило 378.

В ходе заседания Круглого стола обсуждались важнейшие темы: первые итоги реализации Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ; технологии приобщения к чтению в различных педагогических доктринах; изучение зарубежного опыта поддержки детского чтения; роль школьных библиотек в приобщении к чтению; новые читательские практики в современной школе и др.

С приветственным словом перед участниками выступили: академик РАН и РАО, председатель Научного совета по проблемам чтения РАО Владислав Александрович Лекторский; заместитель Председателя Научного Совета по проблемам чтения РАО Юлия Петровна Мелентьева; заместитель директора Российской государственной детской библиотеки по научной и издательской деятельности Ольга Петровна Мезенцева.

С приветствием от российского библиотечного сообщества обратился к участникам Михаил Дмитриевич Афанасьев, президент Российской библиотечной ассоциации, директор Государственной публичной исторической библиотеки, кандидат педагогических наук, который отметил, что с 2010 года Научный совет по проблемам чтения РАО стал важной площадкой для ученых и практиков, в круг интересов которых вошла разработка проблематики чтения. «Поставленные сегодня вопросы приобщения к чтению в ракурсе социально-педагогической проблематики позволят усилить внимание общественности и найти новые методы работы с подрастающим поколением на данном историческом этапе».

Событием мероприятия стало выступление Александра Викторовича Минкина, российского журналиста, театрального критика с лекцией «Новые открытия в старых шедеврах». Известный журналист и автор заметок о чеховских тайнах обозначил в лекции комплекс проблем, связанных с чтением современного человека — «человека цитирующего».

Хачатур Эмильевич Мариносян, помощник депутата Государственной Думы РФ, доктор философских наук, профессор, академик РАЕН выступил с приветствием в адрес участников от имени Депутата Государственной Думы РФ, первого заместителя председателя комитета по образованию, доктора философских наук, академика РАО О. Н. Смолина, в котором говорилось о важности совместной работы специалистов различных областей науки — педагогов, психологов, библиотековедов, книговедов, филологов, а также специалистов-практиков отечественной культуры, направленной на решение стратегических задач в области реализации Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения.

Александр Юрьевич Самарин, доктор исторических наук, доцент, заместитель генерального директора по научно-издательской деятельности РГБ познакомил участников с историческим аспектом воспитания чтением во второй половине XVIII века.

Доклад доктора педагогических наук, профессора, заместителя Председателя Научного Совета по проблемам чтения РАО, заведующей отделом проблем чтения НИЦ «Наука» РАН Юлии Петровны Мелентьевой был посвящен специфике «русского чтения» и привлечению к чтению «новой русской классики». Было отмечено, что понятие «русское чтение» впервые вводится и используется в профессиональной печати исключительно в научных целях.

Особое внимание участников вызвало обсуждение практических основ «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ», подчеркивалась важнейшая роль в реализации поставленных задач, которая отводится библиотекам, в особенности детским, поскольку они обладают необходимыми возможностями и ресурсами, — говорилось в докладе Ольги Петровны Мезенцевой, заместителя директора Российской государственной детской библиотеки по научной и издательской деятельности, кандидата педагогических наук.

В докладах доктора социологических наук, профессора, зав. кафедрой библиотечно-информационных ресурсов Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина, директора Фундаментальной библиотеки ТГУ Наталии Александровны Стефановской; кандидата педагогических наук, доцента, главного научного сотрудника лаборатории социокультурных образовательных практик Института системных проектов ГАОУ ВО «МГПУ» Елены Станиславовны Романичевой; главного научного сотрудника отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ, кандидата педагогических наук Веры Петровны Чудиновой чтение рассматривалось не только в контексте педагогических, социологических, психологических проблем, но и с позиции важнейшего условия как для развития общества и государства, так и с учетом масштабности процесса чтения как глобализационного явления.

Тема библиопартнерства по реализации программ продвижения чтения детей младшего возраста поднималась в докладе Натальи Ивановны Бочкаревой, директора Нижегородской областной детской библиотеки, заслуженного работника культуры РФ.

Специфике учебного чтения в рамках школьной программы по литературе, а также особенностям пробуждения интереса к чтению у младших школьников посвящались доклады Валентины Максимовны Шамчиковой, кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника Центра филологического образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», Натальи Анатольевны Борисенко, кандидата филологических наук, ведущего научного сотрудника ФГБНУ «Психологический институт РАО» и Светланы Викторовны Шишковой, старшего научного сотрудника ФГБНУ «Психологический институт РАО.

Материалы постоянного круглого стола опубликованы в сборнике докладов научного совета по проблемам чтения РАО. На странице мероприятия на сайте научно-методического отдела РГДБ доступна видеозапись Круглого стола.

Постоянный Круглый стол Научного Совета по проблемам чтения РАО предоставил его участникам возможность не только познакомиться с новыми практиками в изучении чтения и читательских предпочтений и услышать ведущих ученых, специалистов-практиков в этой области, но и обменяться опытом с коллегами и обсудить перспективные направления эффективного сотрудничества.
 

Екатерина Николаевна Тимошкина,

ведущий методист Научно-методического отдела

Российской государственной детской библиотеки

14.11.2017

Условия использования

Внимание: Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской библиотечной ассоциации (www.rba.ru) обязательна.

© 2005-2017 Российская библиотечная ассоциация. Все права защищены.
Поддержка сайта: webmaster@rba.ru