РОССИЙСКАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ
Главная / Новости / В Российской государственной детской библиотеке представлен проект по развитию цифровой грамотности незрячих и слабовидящих детей

В Российской государственной детской библиотеке представлен проект по развитию цифровой грамотности незрячих и слабовидящих детей

19 сентября в Российской государственной детской библиотеке прошла встреча «Цифровая грамотность — лёгкое погружение», которая была посвящена проблемам развития цифровой грамотности незрячих и слабовидящих детей.

Участники — слабовидящие и незрячие дети, а также их родители и преподаватели, познакомились с интерактивным онлайн-проектом «Изучи интернет — управляй им», разработанным Координационным центром доменов.RU/.РФ при поддержке компании «Ростелеком». Главная задача проекта — повысить уровень цифровой грамотности пользователей, познакомить с устройством интернет-технологий и научить безопасному серфингу в сети.

Часть игровых модулей проекта «Изучи интернет» недавно были адаптированы для незрячих людей совместно с проектом «Everland - Пространство равных возможностей».

С презентацией «Изучи интернет» выступила Ольга Леонардовна Яковлева, начальник проектного отдела Координационного центра доменов.RU/.РФ, которая представила игры для незрячих и высказала надежду, что участники этого мероприятия их тщательно протестируют, а также помогут создать новые модули на интересные им IT-темы. «Возможно наш проект станет важной отправной точкой в выборе профессии ребятами с ограничениями по зрению. И кто-то решит стать тестировщиком на доступность проектов из разных сфер деятельности — от банковской до образования. И лозунг "Ничего для нас без нас" станет для ребят основным», — сказала Ольга Леонардовна.

Андрей Александрович Воробьёв, директор Координационного центра доменов.RU/.РФ, констатировал, что глобальное ИКТ-сообщество, частью которого является и Координационный центр, осознало важность участия молодежи в управлении интернетом, в том числе в части его инклюзивности и доступности как важнейших составляющих этого процесса: «Сейчас, разработав обучающую цифровым технологиями игру, мы сделали первый шаг к тому, чтобы люди с инвалидностью по зрению в России были участниками глобального процесса по управлению интернетом, получали знания, в игровой форме изучали наши образовательные модули и в итоге принимали участие в разработке правил, по которым должен развиваться интернет»», — рассказал Андрей Александрович.

Наталья Александровна Аракчеева, советник директора Российской государственной детской библиотеки, рассказала участникам, какие возможности есть у библиотеки для обслуживания незрячих пользователей: «Например, на одном из компьютеров в зале Художественной литературы и литературоведения № 234 (11+) установлена программа экранного доступа NVDA, благодаря которой незрячие читатели могут пользоваться ресурсами интернета, в том числе читать электронные книги». Некоторые из присутствующих школьников сказали, что они не первый раз в библиотеке и посещают занятия проекта для подростков с нарушением зрения «Литературные путешествия, как способ знакомства с историй и культурой».

Ведущими мероприятия стали Юлия Васильева, PR-менеджер базового курса по цифровой грамотности для незрячих детей и подростков, и Дмитрий Кротов, ученик 10 класса школы-интерната № 1. На встрече также выступили мотивационные спикеры: Всеволод Попов, выпускник Московского государственного психолого-педагогического университета; Александр Пашкевич, руководитель направления невизуальной доступности в «Everland»; и Дана Дрожжина, куратор волонтёрских программ в «Everland». Все они рассказали о себе и о том, как осваивали цифровые технологии, какие задачи они помогают решить в современном мире и как «Изучи интернет», обучение в котором проходит в форме игры, может пригодиться начинающим пользователям.

«Для незрячих детей и подростков ключом к миру цифровых технологий являются программы экранного доступа или скринридеры. Именно они проговаривают все то, что пользователи без инвалидности видят на экране своих гаджетов. Научившись применять такие программы незрячий школьник может сильно изменить для себя в лучшую сторону процесс учебы, досуга и информированности в целом, — прокомментировала Дана Дрожжина. — Но, когда появляются навыки работы со скринридерами, и начинающий пользователь выходит в интернет, пробует общаться в социальных сетях важно получить общую первичную информацию об этих процессах. И эту задачу отлично решает модуль для незрячих в проекте "Изучи интернет — управляй им". Здесь в простой, доступной форме описаны самые важные части процессов, происходящих в мире цифровых технологий. Короткие тестовые задания позволяют понять насколько школьник усвоил все то, что прошел в теоретическом блоке».

По мотивам этих модулей прямо на мероприятии было проведено несколько викторин. Ребята отвечали на вопросы о том, что такое браузер и в каком году появился его прототип, какие правила сетикета существуют и как с ними связаны бан и флуд, какая настольная игра была освоена искусственным интеллектом первой и какое устройство помогает считывать текстовую и графическую информацию с бумажного носителя. Самые активные участники получили призы от Координационного центра доменов .RU/.РФ, а также возможность стать героем мотивационного интервью в блоге базового курса по цифровой грамотности от «Everland».

«"Ростелеком" активно поддерживает образовательные проекты и считает очень важным развивать у детей и подростков навыки безопасного использования интернета. Уверены, что новый модуль проекта "Изучи интернет" позволит незрячим школьникам повысить цифровую грамотность и увеличить интерес к IT-профессиям. Это даст большой толчок для саморазвития и самореализации», — уверена Наталья Николаевна Белошицкая, руководитель специальных и социальных проектов «Ростелекома».

Заинтересованные специалисты могут посмотреть видеозапись онлайн-трансляции встречи.
 

Пресс-служба

Российской государственной детской библиотеки

22.09.2023

Условия использования

Внимание: Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской библиотечной ассоциации (www.rba.ru) обязательна.

© 2005-2024 Российская библиотечная ассоциация. Все права защищены.
Поддержка сайта: webmaster@rba.ru