РОССИЙСКАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ
Главная / Новости / Архангельская областная детская библиотека провела Межрегиональный семинар «Детская литература: код современности»

Архангельская областная детская библиотека провела Межрегиональный семинар «Детская литература: код современности»

22–23 июня в Архангельской областной детской библиотеке им. А. П. Гайдара прошёл Межрегиональный семинар «Детская литература: код современности», который был посвящён детской литературе XXI века и актуальным формам работы с ней.

В работе семинара приняли участие 70 библиотекарей, работающих с детьми. География впечатляет: Москва, Санкт-Петербург, Красноярск, Мелитополь, Архангельск, Северодвинск, Котлас, Коноша, Няндома, Вилегодский, Онежский, Котласский, Красноборский, Лешуконский, Мезенский, Приморский, Холмогорский, Устьянский и Шенкурский районы Архангельской области.

Холмогорский писатель Денис Владимирович Макурин и автор из Санкт-Петербурга Юлия Николаевна Иванова рассказали о себе и своих книгах. Они не делились специально секретами популярности у читателей, но из общения с ними стало очевидно: писать нужно по зову сердца и велению души, не подстраиваясь под «мейнстрим». Денис Владимирович не побоялся сравнений с Виктором Юзефовичем Драгунским (1913–1972) и Степаном Григорьевичем Писаховым (1879–1960): не подражая классикам, он выработал свой самобытный стиль, который очень нравится читателям.

Юлия Николаевна для познавательных книг берёт только интересные ей самой темы, и даже когда пишет «по заказу издательства», ориентируется на своё видение вопроса. Она придумала свой мир Чароводья, не опираясь ни на какие жанровые шаблоны, и в этом был немалый риск. Какое счастье, что нашёлся издатель, готовый дать жизнь новому фэнтези-циклу. Мария Сергеевна Закрученко, ведущий редактор издательства «Абрикобукс», рассказала и о «Чароводье», и о других книгах. В последнее время «Абрикобукс» издаёт реалистическую прозу, но всё же главный конёк молодого независимого издательства — это фантастика. А секрет успеха — тщательный отбор текстов и иллюстраций.

Иллюстрации и визуальной литературе было посвящено выступление Анастасии Николаевны Губайдулиной, учёного-филолога из Санкт-Петербурга. Она обратила внимание на то, что в современной книге художник становится соавтором, а иногда и рассказывает свою собственную историю, как, например, Игорь Юльевич Олейников и Антон Яковлевич Ломаев. В современных книгах нон-фикшн иллюстрация порой помогает понять вещи, которые трудно объяснить словами. Анастасия Николаевна — один из координаторов проекта, получившего гранд Президентского фонда культурных инициатив, под названием «Голос подростка в читательской культуре: кросс-поколенческие практики». Озаботившись проблемой снижение интереса к чтению у детей 11–12 лет, социолог Татьяна Дмитриевна Подкладова и два филолога (Анастасия Николаевна Губайдулина и Валентина Николаевна Горенинцева) провели исследование, а затем начали на практике осуществлять «наведение мостов» с современными подростками. Об одной из таких практик — онлайн-квесте «Выход в свет», посвящённом вопросам создания и продвижения книги, рассказала участникам семинара Валентина Николаевна.

Название проекта говорит само за себя: главный принцип — диалог на равных и попытка понять друг друга. Этот принцип был применён на практике в ходе лаборатории по «перекрёстному чтению», в ходе которой участники семинара и приглашённая группа читающих подростков разгадывали смыслы рассказов Нины Сергеевны Дашевской из сборника «Около музыки» (издательство «КомпасГид») через иллюстрации Евгении Григорьевны Двоскиной. В итоге и взрослые, и юные пришли к выводу, что «картинки» в книге с такими текстами должны намекать, но не раскрывать содержания. И, конечно, всем очень захотелось почитать Дашевскую.

Библиотекари, принявшие участие в лаборатории, очень заинтересовались такой оригинальной методикой. Практической составляющей на семинаре мы постарались уделить самое пристальное внимание. Прежде чем приступать к библиотечной работе с современными текстами, нужно разобраться в необъятном книжном море, которое мы имеем на сегодняшний день. И один из главных навигаторов для профессионалов — каталог «100 лучших новых книг для детей и юношества», который уже много лет выпускает Центральная городская детская библиотека имени А. П. Гайдара в Москве. Татьяна Валерьевна Рудишина, главный библиотекарь московской Гайдаровки, рассказала о самых интересных изданиях последнего выпуска каталога, поразмышляв вслух также о том, как можно поработать с той или иной книгой.

Какие возможности для работы и с читателями, и с руководителями детского чтения даёт каталог «100 лучших новых книг…», рассказала Ирина Васильевна Дейнеко, главный библиограф Красноярской краевой детской библиотеки. Казалось бы, что нового можно придумать в библиографировании? Можно! Визитки, открытки, гайды, кубики, трекеры… Ирина Васильевна представила ещё один ценный навигатор — электронный указатель «Рассказы про…». Красноярские библиографы к каждому рассказу из сборников любимой многими серии «Рассказы Волчка» подобрали тематические маркеры, которые помогут библиотекарям и педагогам в проведении занятий и уроков. Выступления Ирины Васильевны продемонстрировали современный подход к рекомендательной библиографии для детей и вдохновили участников семинара на поиски новых актуальных форм.

Вдохновляющими стали и выступления библиотекарей Архангельской области. Мария Владимировна Хахилева, заведующая Холмогорской детской библиотекой, рассказала о том, как она и её коллеги работают с творчеством своего земляка Дениса Владимировича Макурина, продемонстрировала разработанный ею лэпбук по сказке «Ровдина Гора». Педагог-организатор Алёна Александровна Шишкова и педагог-библиотекарь Анна Ивановна Щелкунова из средней школы № 35 Архангельска рассказали о разработанной ими форме продвижения книги — акции одного дня. Акции проводились по познавательным книгам издательства «Настя и Никита», в офлайн- и онлайн-форматах.

Сотрудники Архангельской областной детской библиотеки им. А. П. Гайдара Анна Николаевна Макурина и Ирина Александровна Фёдорова рассказали о том, как они проводят уроки внеклассного чтения по современным произведениям в одной из школ Архангельска. Главный принцип работы — отсутствие окончательных выводов (многоточие вместо точки) и установка на диалог с подростками. Вместе с Ириной Александровной участники семинара обсудили рассказ Нины Сергеевны Дашевской «Бесконтактно» и вместе подумали, как с ним можно поработать на уроке, не нарушая магию лирического текста.

Наталья Андреевна Груздова, библиотекарь Октябрьской библиотеки № 2 им Н. К. Жернакова Архангельской централизованной библиотечной системы, рассказала о работе творческой лаборатории «Книжный блогер», которую она проводит в дни школьных каникул с небольшой группой детей. Прежде чем снимать блог, необходимо узнать о том, что это такое, как нужно вести блог, откуда брать информацию о книгах, в какой программе монтировать… Всего за несколько дней подростки осваивали материал и создавали свои фото и видео, некоторые из которых были продемонстрированы участникам семинара. Чувствуется, что ребятам очень нравится и то, что они делают, и в какой атмосфере проходят встречи.

Ещё один специальный гость — Александра Викторовна Березина, ведущий научный сотрудник Российской государственной детской библиотеки, рассказала о книжном клубе «Параллельные миры», в котором подростки обсуждают книги фантастического жанра. Александра Викторовна также настроена на диалог на равных и старается учитывать современные реалии. Так, для участия в разговоре о книге вовсе не обязательно эту книгу читать — однако занятия получаются интересными и насыщенными. Александра Викторовна также рассказала о масштабных проектах Российской государственной детской библиотеки, направленных на продвижение чтения: «#ЗнайЧитай» и «Большая экспедиция детского чтения».

Участникам семинара «Детская литература: код современности» удалось если не разгадать, то приблизиться к разгадке этого самого кода. Наверное, он в разнообразии — литературных жанров. Кто-то любит лиричную Нину Дашевскую (не случайно к её творчеству обращались не один раз), кто-то — увлекательное фэнтези и самобытные сказки, а кому-то по душе визуальные истории, в которых картинка — тоже текст.

Детская и подростковая литература в нашей стране переживает расцвет, важно лишь не утонуть в этом море, но на то есть навигаторы — как для взрослых специалистов, так и для читателей. Разнообразны и приёмы работы с книгой, причём важно подобрать «ту самую» методику. Расписной лэпбук замечательно иллюстрирует сказку Дениса Макурина, а вот рассказ Дашевской лучше просто почитать с остановками.

И ещё одна разгадка «кода современности» в том, чтобы слышать голос ребёнка, не имитировать беседу, а выстраивать живой, пусть неожиданный и шероховатый, диалог с современным молодым поколением. Посредством современной книги в том числе.
 

Источник: сайт Архангельской областной детской библиотеки им. А. П. Гайдара

27.06.2023

Условия использования

Внимание: Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской библиотечной ассоциации (www.rba.ru) обязательна.

© 2005-2024 Российская библиотечная ассоциация. Все права защищены.
Поддержка сайта: webmaster@rba.ru