РОССИЙСКАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ
Главная / Новости / Тамбовская областная универсальная научная библиотека запустила «Акселератор научных исследований и социогуманитарных проектов»

Тамбовская областная универсальная научная библиотека запустила «Акселератор научных исследований и социогуманитарных проектов»

22 марта в Тамбовской областной универсальной научной библиотеке им. А. С. Пушкина официально стартовал новый просветительский проект «Акселератор научных исследований и социогуманитарных проектов».

В 2022 году Акселератор по итогам Х Юбилейного Форума молодых библиотекарей России «Предъяви себя миру» вошёл в десятку лучших молодёжных библиотечных проектов России и стал первым вкладом в «Банк библиотечного креатива»: этот интернет-проект реализует Российская государственная библиотека для молодёжи при поддержке Министерства культуры РФ.

Цель проекта — формирование информационных, исследовательских и проектных компетенций школьников в возрасте 14–18 лет, студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых до 35 лет путем интенсивной разработки, развития и продвижения их научно-исследовательских работ и проектов.

Просветительская программа Акселератора предусматривает два курса: «Научно-исследовательская работа» и «Краеведческие исследования школьников». Курс «Научно-исследовательская работа» направлен на информационно-методическую помощь студентам, магистрантам, аспирантам и молодым ученым в разработке стратегии проведения исследования, поиске и подборе информации из авторитетных источников для выполнения научного исследования, подготовке результатов исследования к публикации, её публичному представлению и продвижению. Курс «Краеведческие исследования школьников» направлен на информационно-методическую помощь в проведении краеведческого исследования, оформлении результатов исследовательской деятельности, формировании стратегии развития и продвижения работы (выступление на семинарах, конференциях).

Программа курсов включает в себя лекции, тренинги, мастер-классы, групповые и индивидуальные консультации. Проводить занятия будут ведущие учёные — доктора и кандидаты наук, победители всероссийских и региональных конкурсов, руководители молодежных объединений, библиотекари, тренеры неформального образования.

На официальном открытии в научной библиотеке собрались почетные гости, спикеры Акселератора и юные участники проекта — школьники, студенты учебных заведений среднего и высшего профессионального образования. Они пришли со своими научно-исследовательскими замыслами и работами, и на протяжении трёх месяцев акселерации будут доводить их до совершенства.

С приветственным словом к присутствующим обратилась Людмила Алексеевна Пронина, идейный вдохновитель Акселератора, директор Тамбовской областной универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина, доктор философских наук, профессор. Она объяснила, почему возникла потребность в организации такого проекта, в чём его важность для молодежи и пожелала ребятам продуктивной работы над развитием своих навыков и исследований.

Павел Викторович Сысоев, начальник управления организации научно-исследовательской деятельности студентов и подготовки научных кадров Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, доктор педагогических наук, профессор, также поприветствовал участников и отметил правильность расставленных акцентов в реализации Акселератора научных исследований и социогуманитарных проектов. «Замечательно, что библиотека инициировала организацию такого проекта, основной упор в котором сделан на обучение методике поиска информации и работе с ней для улучшения качества научных работ студентов и исследовательских проектов школьников. Сегодня растет спрос на информационно грамотных специалистов, способных гибко мыслить, умеющих анализировать, систематизировать и проектировать, поэтому эти навыки необходимо формировать и развивать у молодежи», — отметил Павел Викторович.

В завершении официальной части встречи к участникам курса «Краеведческие исследования школьников» обратилась Екатерина Сергеевна Ходырева, методист отдела музейно-краеведческой деятельности и развития внутреннего туризма Центра развития творчества детей и юношества. Она рассказала об областном конкурсе исследовательских работ учащихся по краеведению «Моя земля, мои земляки», куратором которого является и раскрыла перспективные возможности, открывающиеся для победителей.

Сразу после открытия участники Акселератора распределились по группам в соответствии с выбранным курсом и отправились со своими кураторами на первые занятия.

Курс «Краеведческие исследования школьников» начался с вводной лекции, которую организовал и провел Ростислав Юрьевич Просветов, куратор курса, заведующий Центром библиотечного краеведения областной библиотеки. Первое занятие он посвятил знакомству с объектом и предметом краеведческих исследований. В качестве примера такого объекта исследования выступила площадь имени В. И. Ленина в Тамбове, которую слушатели могли наблюдать прямо из окон библиотеки, что очень вдохновило школьников. Предметом изучения стал период трансформации и изменений площади с 40-х годов XX века по настоящее время. С презентацией на эту тему выступила Дарья Валентиновна Волкова, заведующая сектором литературы по искусству областной библиотеки. Она представила последовательно те функциональные задачи, которые выполняла площадь в разные периоды истории города и страны.

Подводя итог первому занятию курса, Ростислав Юрьевич предложил участникам Акселератора выбрать для себя на следующее занятие объект и предмет изучения локальной истории, учитывая актуальность темы, цели и задачи. Причем акцент может быть сделан не только на прошлое и настоящее объекта изучения, но и на прогнозирование его будущего.

В это же время участники курса «Научно-исследовательская работа» вместе со своим куратором — Светланой Викторовной Миронниковой, заведующей сектором периодических изданий областной библиотеки, обзорно рассмотрели этапы проведения научного исследования и более подробно остановились на технологии и правилах поиска информации через информационно-поисковые системы и электронные ресурсы локального и удалённого доступа. Так, участники смогли сравнить принцип работы с электронным каталогом российских и зарубежных библиотек и осуществили поиск документов по различным параметрам. Затем найти информацию ребята попытались через информационно-поисковую систему проекта АРБИКОН МАРС, которая, как оказалось, им совершенно незнакома. Кроме этого, участники познакомились с Национальной электронной библиотекой, базой данных авторефератов и диссертаций, доступ к которой имеет Пушкинская, электронной библиотекой Тамбовской области и осуществили поиск библиографической информации и полнотекстовых источников.

Завершилось занятие освоением методики работы с ресурсами Президентской библиотеки. Оксана Алексеевна Коновалова, ведущий библиотекарь Регионального центра Президентской библиотеки, рассказала, как работать с фондами на сайте и в электронном читальном зале, и объяснила, как можно применять ресурсы для учебной деятельности и самообразования. Участники курса узнали, как в электронном читальном зале работать с разными видами поиска: «простого» и «расширенного», как формулироваться запрос для более результативного и легкого поиска необходимых материалов.

По окончании занятий все участники Акселератора получили приглашение в закрытый чат, где кураторы будут размещать методические материалы, конспекты лекций и всю актуальную информацию. Также обновляется страница Акселератора ВКонтакте.
 

Светлана Викторовна Миронникова,

заведующая сектором периодических изданий отдела обслуживания

Тамбовской областной универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина

28.03.2023

Условия использования

Внимание: Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской библиотечной ассоциации (www.rba.ru) обязательна.

© 2005-2024 Российская библиотечная ассоциация. Все права защищены.
Поддержка сайта: webmaster@rba.ru