На базе Российской государственной детской библиотеки специалисты обсудили лучшие практики профориентационной работы
24 ноября на базе Российской государственной детской библиотеки состоялся в гибридном формате Дискуссионный научно-практический семинар «Профориентация в библиотеке: онлайн форматы и практики», который был адресован специалистам библиотек России, обслуживающих детей, и объединил более 900 специалистов из 60 регионов РФ.
Работа дискуссионного семинара началась с доклада Николая Сергеевича Пряжникова, доктора педагогических наук, профессора кафедры возрастной психологии факультета психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, профессора Финансового университета при Правительстве РФ. В своем докладе он очертил основные проблемы и тенденции в профориентировании современных подростков и молодежи, рассказал, с какими трудностями в этом вопросе сталкиваются как сами подростки, так и те посредники, которые оказывают помощь в выборе профессии: родители, педагоги, библиотекари, социальные работники, сотрудники центров профориентации. Особый акцент в докладе был сделан на отсутствии в России общего координационного центра, который бы формулировал цели, задачи и направления работы по профориентации подростков и молодежи и объединял работу разных организаций — учреждений образования, культуры, социальной защиты и т. д.
Своими успешными и эффективно работающими проектами и практиками профориентационной работы с подростками и старшеклассниками в онлайн формате поделились специалисты библиотек Москвы, Южно-Сахалинска, Ханты-Мансийска, Новосибирска, Вологды и Нижнего Новгорода. В библиотеках публикуются веб-издания по навигации по образовательным учреждениям региона, проводятся конкурсы видеороликов по профессиям, профориентационные онлайн-клубы и онлайн-консультации, обзоры книг по выбору профессии, организуются встречи с профессионалами, в том числе в формате стендапа.
Александра Викторовна Березина, ведущий научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки, представила проект «Профориентация в библиотеке онлайн», целью которого является создание онлайн-площадки для обмена опытом по проведению в библиотеках профориентационных мероприятий в онлайн-формате для подростков и молодежи, а также для объединения на едином ресурсе всех онлайн-продуктов библиотек, направленных на оказание помощи школьникам в выборе своего профессионального пути.
В рамках семинара прошла дискуссия «Проведение профориентации онлайн: плюсы и минусы» в рамках которой обсуждались отличия в проведении профориентационной работы в онлайн- и офлайн-форматах, а также критерии эффективности такой работы в дистанционном формате. Большинство участников дискуссии согласились с тем, что самым большим плюсом работы в онлайн-формате является доступность таких мероприятий для практически неограниченного числа участников, возможность получения информации в подходящее для человека время. Однако не все мероприятия, которые проводятся офлайн, можно и имеет смысл перенести в онлайн формат. Кроме того, мероприятия, проводимые онлайн, имеют свои ограничения, так как требуют от ведущего большего профессионализма в создании атмосферы, вовлечения участников в мероприятия, организации обратной связи, а от участников — большей концентрации внимания, усилий, сосредоточенности.
Завершился семинар презентацией итогов конкурса буктрейлеров «Литературных профи», который проводился Российской государственной детской библиотекой в этом году. Члены жюри конкурса рассказали о принципах и критериях выбора 15 лучших работ, которые вошли в шортлист конкурса и были размещены для онлайн-голосования в открытом доступе. Некоторые члены жюри поделились своими трудностями в выборе победителей, так как было прислано большое количество достаточно хороших работ, однако они не всегда соответствовали всем критериям конкурса. Далее были представлены работы, которые в конкурсе по результатам зрительского голосования заняли 1, 2 и 3 места. Авторы этих буктрейлеров получат дипломы и подарок — книгу сотрудников Российской государственной детской библиотеки «Дорожная карта: профориентационная работа с детьми и подростками в библиотеке». Остальные 12 участников, чьи работы вошли в шортлист, но не стали победителями, получат дипломы лауреатов конкурса. Еще 6 конкурсных работ были отдельно отмечены некоторыми членами жюри и получат дипломы в специальной номинации «Особое мнение».
Специалисты отметили практическую значимость для библиотечного сообщества обсуждения профориентационной работы и возможностей ее проведения в онлайн-формате. Дискуссионный семинар «Профориентация в библиотеке: онлайн форматы и практики» решено сделать ежегодным, но также существует необходимость проводить и другие, более «камерные» мероприятия по отдельным направлениям работы: круглые столы, рабочие встречи и т. д.
Заинтересованным специалистам
Центр социологии, психологии и педагогики детского чтения