РОССИЙСКАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ
Главная / Новости / На базе Российской государственной детской библиотеки специалисты обсудили лучшие практики профориентационной работы

На базе Российской государственной детской библиотеки специалисты обсудили лучшие практики профориентационной работы

24 ноября на базе Российской государственной детской библиотеки состоялся в гибридном формате Дискуссионный научно-практический семинар «Профориентация в библиотеке: онлайн форматы и практики», который был адресован специалистам библиотек России, обслуживающих детей, и объединил более 900 специалистов из 60 регионов РФ.

Работа дискуссионного семинара началась с доклада Николая Сергеевича Пряжникова, доктора педагогических наук, профессора кафедры возрастной психологии факультета психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, профессора Финансового университета при Правительстве РФ. В своем докладе он очертил основные проблемы и тенденции в профориентировании современных подростков и молодежи, рассказал, с какими трудностями в этом вопросе сталкиваются как сами подростки, так и те посредники, которые оказывают помощь в выборе профессии: родители, педагоги, библиотекари, социальные работники, сотрудники центров профориентации. Особый акцент в докладе был сделан на отсутствии в России общего координационного центра, который бы формулировал цели, задачи и направления работы по профориентации подростков и молодежи и объединял работу разных организаций — учреждений образования, культуры, социальной защиты и т. д.

Своими успешными и эффективно работающими проектами и практиками профориентационной работы с подростками и старшеклассниками в онлайн формате поделились специалисты библиотек Москвы, Южно-Сахалинска, Ханты-Мансийска, Новосибирска, Вологды и Нижнего Новгорода. В библиотеках публикуются веб-издания по навигации по образовательным учреждениям региона, проводятся конкурсы видеороликов по профессиям, профориентационные онлайн-клубы и онлайн-консультации, обзоры книг по выбору профессии, организуются встречи с профессионалами, в том числе в формате стендапа.

Александра Викторовна Березина, ведущий научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки, представила проект «Профориентация в библиотеке онлайн», целью которого является создание онлайн-площадки для обмена опытом по проведению в библиотеках профориентационных мероприятий в онлайн-формате для подростков и молодежи, а также для объединения на едином ресурсе всех онлайн-продуктов библиотек, направленных на оказание помощи школьникам в выборе своего профессионального пути.

В рамках семинара прошла дискуссия «Проведение профориентации онлайн: плюсы и минусы» в рамках которой обсуждались отличия в проведении профориентационной работы в онлайн- и офлайн-форматах, а также критерии эффективности такой работы в дистанционном формате. Большинство участников дискуссии согласились с тем, что самым большим плюсом работы в онлайн-формате является доступность таких мероприятий для практически неограниченного числа участников, возможность получения информации в подходящее для человека время. Однако не все мероприятия, которые проводятся офлайн, можно и имеет смысл перенести в онлайн формат. Кроме того, мероприятия, проводимые онлайн, имеют свои ограничения, так как требуют от ведущего большего профессионализма в создании атмосферы, вовлечения участников в мероприятия, организации обратной связи, а от участников — большей концентрации внимания, усилий, сосредоточенности.

Завершился семинар презентацией итогов конкурса буктрейлеров «Литературных профи», который проводился Российской государственной детской библиотекой в этом году. Члены жюри конкурса рассказали о принципах и критериях выбора 15 лучших работ, которые вошли в шортлист конкурса и были размещены для онлайн-голосования в открытом доступе. Некоторые члены жюри поделились своими трудностями в выборе победителей, так как было прислано большое количество достаточно хороших работ, однако они не всегда соответствовали всем критериям конкурса. Далее были представлены работы, которые в конкурсе по результатам зрительского голосования заняли 1, 2 и 3 места. Авторы этих буктрейлеров получат дипломы и подарок — книгу сотрудников Российской государственной детской библиотеки «Дорожная карта: профориентационная работа с детьми и подростками в библиотеке». Остальные 12 участников, чьи работы вошли в шортлист, но не стали победителями, получат дипломы лауреатов конкурса. Еще 6 конкурсных работ были отдельно отмечены некоторыми членами жюри и получат дипломы в специальной номинации «Особое мнение».

Специалисты отметили практическую значимость для библиотечного сообщества обсуждения профориентационной работы и возможностей ее проведения в онлайн-формате. Дискуссионный семинар «Профориентация в библиотеке: онлайн форматы и практики» решено сделать ежегодным, но также существует необходимость проводить и другие, более «камерные» мероприятия по отдельным направлениям работы: круглые столы, рабочие встречи и т. д.

Заинтересованным специалистам доступна видеозапись онлайн-трансляции семинара, презентации докладчиков размещены на сайте Российской государственной детской библиотеки.
 

Центр социологии, психологии и педагогики детского чтения

Российской государственной детской библиотеки

29.11.2022

Условия использования

Внимание: Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской библиотечной ассоциации (www.rba.ru) обязательна.

© 2005-2024 Российская библиотечная ассоциация. Все права защищены.
Поддержка сайта: webmaster@rba.ru