РОССИЙСКАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ
Главная / Новости / В Волгоградской областной библиотеке для молодёжи специалисты обсудили аспекты инклюзивного взаимодействия с молодыми читателями

В Волгоградской областной библиотеке для молодёжи специалисты обсудили аспекты инклюзивного взаимодействия с молодыми читателями

30 сентября в Волгоградской областной библиотеке для молодёжи состоялся в гибридном формате Межрегиональный семинар «Инклюзивная библиотека для молодого читателя», который объединил специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда и Волгоградской области, Екатеринбурга и Нижнего Тагила (Свердловская область), Пензы, Севастополя. Они поделились практическим опытом создания доступной среды и реализации инклюзивных проектов.

Обслуживание людей с ограниченными возможностями здоровья является неотъемлемой частью деятельности любой библиотеки. При этом особенно важна роль открытой площадки равных возможностей для библиотеки, работающей с молодыми читателями. С юного возраста людям с ограниченными возможностями здоровья важно быть социально-активными, иметь возможность общаться со сверстниками без ограничений, в комфортной обстановке, адаптироваться к полноценной жизни в обществе, реализовать свой интеллектуальный, творческий потенциал и т. д. Всё это может дать подросткам и молодым людям библиотека.

Открыла работу семинара с приветственным словом Елена Владимировна Пяткина, директор Волгоградской областной библиотеки для молодёжи. Евгения Павловна Карпова, заведующая методическим отделом Волгоградской областной библиотеки для молодёжи, представила участникам семинара презентацию «Инклюзивная библиотека. Какая она?» и обозначила, что включает в себя понятие «доступная среда» в библиотеке и познакомила аудиторию с основными направлениями инклюзивной социокультурной деятельности библиотек на примере инклюзивных проектов и практик библиотек России.

О том, как можно развивать творческие способности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья через мультипликацию на примере работы инклюзивной детской студии «МУЛЬТИварка» в режиме онлайн рассказала участникам семинара Светлана Алексеевна Зиненкова, библиотекарь группы работы с пользователями с Пензенской областной библиотеки для детей и юношества.

Оксана Сергеевна Лобырева, заведующая Центром адаптивной культуры Центральной городской библиотеки Нижнего Тагила (Свердловская область), в режиме онлайн-выступления познакомила участников семинара с основными направлениями работы Центра и социально-ориентированными проектами библиотеки, среди которых: интернет-радио «РазноЧтения», инклюзивная студия «Театр за столом», пешеходные тифлоэкскурсии, инклюзивный кинозал «Кино для всех», проект для молодежи «вМесто» и многое другое.

О работе творческой инклюзивной лаборатории «Планета Вилли» в режиме онлайн подробно рассказала участникам семинара Екатерина Вячеславовна Хохлова, главный специалист по связям с общественностью Свердловской областной библиотеки для детей и молодёжи им. В. П. Крапивина. Она представила наиболее яркие события в рамках лаборатории, и её участников.

С таким востребованным и эффективным инструментом библиотечной инклюзии, как инклюзивные экскурсии, познакомила участников семинара в онлайн-формате Дарья Дмитриевна Скочко, библиотекарь отдела для незрячих и слабовидящих Центральной городской библиотеки им. Л. Н. Толстого Региональной информационной библиотечной системы Севастополя. Дарья Дмитриевна рассказала о реализации проекта «Севастополь: 4 чувства», который включает в себя проведение иммерсивных экскурсий по художественному музею «4 чувства» и инклюзивные пешеходные экскурсии «Влюбиться в Севастополь за 80 минут» и «Непарадный Севастополь».

Блок онлайн-выступлений завершила Юлия Николаевна Наумова, советник директора по развитию социального и инклюзивного направления, руководитель Лаборатории инклюзивных и социальных практик Российской государственной библиотеки для молодёжи. Она рассказала о том, как в библиотеке для молодёжи реализуется концепция «доступной среды» и познакомила с инклюзивными проектами библиотеки, среди которых: лекторий «Инклюзивная лаборатория», Клуб русского языка для глухих и слабослышащих, инклюзивные встречи с участием незрячих и слабовидящих в Литературном клубе, проект «Развитие лидерских качеств среди подростков и молодежи с инвалидностью» и др.

В работе семинара в очном формате приняла участие София Борисовна Гуменюк, ведущий библиотекарь библиотеки «Семёновская» Межрайонной централизованной библиотечной системы им. М. Ю. Лермонтова в Санкт-Петербурге. На примере реализации проекта «TeenZine» она рассказала участникам семинара о том, как сделать самиздатовский журнал с детьми с ОВЗ. Волгоградские библиотекари с большим интересом познакомились с работами участников проекта — один из зинов София Борисовна привезла с собой и продемонстрировала участникам семинара. Также волгоградские библиотекари получили в подарок несколько экземпляров методических рекомендаций по созданию зина.

С инновационными инклюзивными молодёжными проектами в виртуальной среде за 2020–2022 годы познакомила участников семинара Наталья Владимировна Пряникова, заведующая отделом обслуживания Волгоградской областной библиотеки для молодёжи. Это творческий вечер самодеятельных поэтов «Послушайте!», творческий онлайн-марафон «Большое видится на расстоянье...», праздники читательских удовольствий «Кофе-брейк» и «Чайная церемония» и многие другие.

С опытом реализации проекта «Инклюзивная творческая лаборатория "Окна настежь"» познакомила участников семинара Елена Борисовна Халыпенко, заведующая отделом молодежных программ Волгоградской областной библиотеки для молодёжи. Она подробно рассказала об инклюзивных мастер-классах, тренингах, концертах и праздниках, которые состоялись в библиотеке в рамках проекта.

Завершилась программа семинара выступлением Полины Сергеевны Ковалёвой, психолога, методиста Волгоградской областной библиотеки для молодёжи. Она рассказала участникам семинара о том, как работает такой способ реабилитации и абилитации инвалидов, как арт-терапия, и познакомила аудиторию с некоторыми арт-терапевтическими техниками.

Инклюзивные проекты и практики в библиотеке нужны всем участникам — как людям с ограниченными возможностями здоровья, так и без ограничений здоровья. Первым — чтобы выйти из социальной изоляции, вторым — чтобы избавиться от стереотипов, преодолеть психологические барьеры в общении — такой вывод сделали все участники семинара. Именно разрушение психологических барьеров позволит инклюзии стать общекультурным явлением, и библиотеки сегодня ведут самую активную работу в этом направлении.


Источник: сайт Волгоградской областной библиотеки для молодёжи

05.10.2022

Условия использования

Внимание: Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской библиотечной ассоциации (www.rba.ru) обязательна.

© 2005-2024 Российская библиотечная ассоциация. Все права защищены.
Поддержка сайта: webmaster@rba.ru