Российская государственная детская библиотека подвела итоги XIII Ежегодного круглого стола «Роль чтения в развитии личности ребёнка»
27 мая на базе Российской государственной детской библиотеки состоялся в гибридном формате XIII Ежегодный круглый стол студентов, аспирантов и молодых исследователей «Роль чтения в развитии личности ребёнка». В нём приняли участие студенты Московских вузов (Московского государственного института культуры, Московского городского педагогического университета, Московского педагогического государственного университета, Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, Московского института психоанализа) и молодые исследователи и практики (библиотекари, педагоги, ведущие детских и подростковых книжных клубов, филологи, социологи и психологи). Гибридный формат позволил студентам и специалистам из разных городов и регионов России также в качестве слушателей принять участие в работе Круглого стола.
В этом году были представлены доклады, посвящённые педагогической работе с дошкольниками в контексте читательских практик, актуальным практикам семейного чтения, проблематике чтения младших школьников и формированию учебной мотивации и т.д. Молодые филологи в своих докладах также провели анализ классических и современных произведений для детей и подростков. В ходе обсуждения представленных докладов возникла острая дискуссии о том, как читать художественные произведения детям: можно ли прерывать чтение для того, чтобы объяснить непонятные слова, или такой формат чтения нарушает общее впечатление ребенка от читаемого, не дает возможности создать целостный образ? С другой стороны, возможно ли понимание ребенком смысла всего произведения, если он не понимает отдельные слова и выражения? Также обсуждался вопрос о том, что важнее для формирования читателя — количество предлагаемых к прочтению книг или их качество?
При этом участники Круглого стола были едины в понимании того, что для эффективного приобщения детей к чтению важно поддерживать инициативу ребёнка с самого раннего возраста, быть внимательным к его потребностям, а не навязывать ему траекторию читательского развития.
Как обычно, участники Круглого стола отметили важность продолжения встреч, дающих возможность представить результаты своих исследований, получить опыт их обсуждения и найти единомышленников в вопросах изучения детского и подросткового чтения, исследования практик и возможностей приобщения к чтению подрастающего поколения.
По итогам Круглого стола планируется издание электронного сборника статей, который будет размещен на сайте библиотеки и на электронном ресурсе elibrary.ru. Доступен для ознакомления
На YouTube-канале Российской государственной детской библиотеки можно
Центр социологии, психологии и педагогики детского чтения