РОССИЙСКАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ
Главная / Новости / На базе Тамбовской областной универсальной научной библиотеки специалисты обсудили сложные аспекты дошкольного чтения

На базе Тамбовской областной универсальной научной библиотеки специалисты обсудили сложные аспекты дошкольного чтения

25 марта на базе Тамбовской областной универсальной научной библиотеки состоялась в гибридном формате панельная дискуссия «В книге ищи не буквы, а мысли. Нужно ли учить ребенка читать до школы?» — шестая встреча в рамках Межрегионального фестиваля-марафона «Читаем вместе!», организатором которого выступает Тамбовское библиотечное общество при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Основной идеей проекта является продвижение традиций семейного чтения, развитие читательской компетенции родителей и детей, основанных на эстетике классических и экспериментальных литературных произведений.

Встреча объединила более 70 представителей различных специальностей и сфер деятельности, в числе которых — педагоги, писатели и поэты, психотерапевт и нейропсихолог, члены Тамбовского библиотечного общества, представители 20 муниципальных библиотек Тамбовской области.

Уметь читать до школы, учить ребенка чтению в дошкольном детстве — хорошо это или плохо? Умение читать для первоклассников – это «плюс» или «минус» для успешности его обучения? Эти вопросы дискуссионные, часто обсуждаются в теории и практике. Бытует мнение, что все дети должны выходить из стен детского сада уже пишущими и читающими. Психологи же считают, что родители зачастую неоправданно форсируют раннее развитие ребенка, чтобы реализовать свои несбывшиеся желания, а также для того чтобы иметь предмет гордости перед окружающими. «Если я буду ребенка учить читать до школы, то что тогда он будет делать в школе?», — думают другие родители и принципиально не учат детей. — отметила модератор дискуссии —Татьяна Алексеевна Гордеева, член Тамбовского библиотечного общества, участник проекта, заведующая сектором читального зала Тамбовской областной универсальной научной библиотеки.

Тон дискуссии задала Светлана Владимировна Гуськова, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина. Тема её выступления: «Учимся читать… с пеленок. Опыт педагога и мамы». «Любовь к книге, привитая с ранних лет мамой, школьным учителем и библиотекарем, тесная связь с книгой в школьные и студенческие годы, преподавательская деятельность способствуют особому подходу в воспитании собственных детей», — подчеркнула она. Продолжила дискуссию Мария Игоревна Знобищева, филолог, член Союза писателей России, лауреат премии Лермонтова, дипломант Волошинского фестиваля, с сообщением «Мама, я сам!»: «Ребёнок имеет право на собственный читательский выбор, ведь выбор книги — одна из ступеней становления его личности. А умение читать — новый и очень мощный познавательный инструмент развития детской личности. Вот почему решение о том, когда обучать чтению, лучше всего принимать индивидуально, исходя из особенностей конкретного ребёнка». Ирина Сергеевна Леонтьева, почётный работник образования России, преподаватель высшей категории Московского городского педагогического университета, представила видеороллик с элементами театрализованной деятельности. За основу создатели взяли стихотворение Эммы Мошковской «Вежливые слова», разыгрывая его по ролям. Участники встречи взяли на вооружение «театр в коробке» для своей работы в детских садах.

Лия Владиславовна Пчелина, воспитатель высшей категории Детского сада «Подсолнух», представила доклад «Подготовка детей к школе — главная задача дошкольного образования. Опыт работы воспитателя». Она предостерегла от навязывания чтения дошкольникам: «Умение читать к моменту поступления в современную школу является большим подспорьем в успешном овладении знаниями первоклассником. Родители, конечно, хотят, чтобы ребенок как можно быстрее научился читать быстро, правильно, осознанно, с этой целью зачастую принуждают ребенка к занятиям, тем самым обеспечивают стойкую неприязнь к чтению…».

В дискуссионных прениях свое мнение выразила Любовь Николаевна Степина, учитель русского языка и литературы Филиала Токаревской средней школы № 1 в селе Полетаево, которая рассказала о своём опыте работы и о личных впечатлениях. А Анжела Андреевна Сайдулина, учитель начальных классов средней школы № 35 г.Тамбова, поделилась своими идеями в докладе «Нужно ли учить ребенка читать до школы? Какие проблемы существуют при обучении детей из опыта работы учителя начальных классов?». «Только в союзе с родителями, возможно гармоничное, эффективное приобщение к чтению детей. Приобщая ребенка к литературе, взрослые должны быть готовы к кропотливой, долговременной работе, которая в будущем обязательно даст свои плоды.» — уверена она. В прениях участвовали воспитатели детских садов Виктория Васильевна Ермолина и Светлана Евгеньевна Никишина. Они отметили, что в начальной школе сейчас просто нет достаточного времени на обучение чтению. Ярким дополнением стал видеороллик семьи Доровских. Он рассказывает о том, что в семье необходимо своим примером показывать то, что чтение необходимо как «чистка зубов». Главный юный герой — Лев Доровских, ученик первого класса Лицея № 29 в Тамбове, который рассказывает об удивительном мире книг, об открытиях.

Татьяна Павловна Ушакова, директор Тамбовской областной детской библиотеки, председатель Правления Тамбовского библиотечного общества, также высказала своё мнение по теме дискусси, приведя в пример своих внуков. Она сделала акцент на том, что необходим индивидуальный подход к каждому ребёнку. Итоговый вывод поддержан всеми участниками: детей надо учить... думать. А в завершение участники призвали всех присоединяться к официальным группам Межрегионального фестиваля — марафона семейного чтения «Читаем вместе!» в соцсетях ВКонтакте и Одноклассники.
 

Пресс-служба

Тамбовской областной универсальной научной библиотеки

30.03.2022

Условия использования

Внимание: Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской библиотечной ассоциации (www.rba.ru) обязательна.

© 2005-2024 Российская библиотечная ассоциация. Все права защищены.
Поддержка сайта: webmaster@rba.ru