Главная / Новости / На базе Новосибирской областной детской библиотеки специалисты обсудили актуальные практики цифрового чтения

На базе Новосибирской областной детской библиотеки специалисты обсудили актуальные практики цифрового чтения

22 сентября на базе Новосибирской областной детской библиотеки им. А. М. Горького состоялся в онлайн-формате Круглый стол «Цифровое чтение для современного читателя», который был организован в рамках проекта «На фоне Пушкина и птичка вылетает: Интеграция писательской культуры и технологических навыков представления в интернете творческих работ литературно ориентированных подростков». Областная детская библиотека реализует этот проект совместно с Союзом писателей Новосибирска при поддержке Фонда президентских грантов.

Участниками Круглого стола стали библиотечные специалисты и школьники, читатели детских библиотек Новосибирской области. В качестве экспертов были приглашены: Евгения Александровна Шафферт, обозреватель детской литературы, эксперт Всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру» (Новосибирск); Мария Евгеньевна Порядина, старший научный сотрудник Российской книжной палаты, литературный критик (Москва); Ксения Александровна Молдавская, критик детской литературы, журналист, редактор, педагог (Москва); Екатерина Владимировна Кузьмина, заведующая отделом обслуживания Ленинградской областной детской библиотеки (Санкт-Петербург); Ольга Фёдоровна Лишина, поэт, блогер, выпускница Школы литературного мастерства (Creative Writing School) по курсу детской литературы (Москва).

В центре внимания участников круглого стола были вопросы: Что такое «чтение» сегодня? Каким может быть «чтение» сегодня? Как меняется читатель и чтение в цифровой среде? Доступна презентация основных тезисов.

Понимание «чтения» сегодня невероятно расширилось.Знаем ли мы точно, чем «цифровое» чтение отличается от «аналогового»? Мы многое предполагаем, спорим, стараемся понять эту разницу и исследовать разные виды чтения. Участники круглого стола обменялись личным опытом цифрового чтения (плюсы, минусы, отличия от аналогового чтения), практиками использования электронных библиотек, интерфейсов для чтения (программ и устройств), обсудили социальное чтение в цифровой среде (сообщества читателей: goodreads, livelib и др.) и востребованностьчитательских онлайн-клубов.

Современный человек читает больше, но качество этого чтения сильно изменилось. Цифровое чтение помогает быстро справляться с огромными объемами информации, учит быстро переключаться между разными информационными задачами. Две главные опасности цифрового чтения, по мнению специалистов, — это рассеивание внимания и истощение эмпатии. Ещё одна проблема — делегирование функций памяти поисковым системам, из-за чего молодые люди все чаще «не знают, чего они не знают», то есть не накапливают базы знаний, на которые можно цеплять новые знания.

Решение проблемы чтения современных детей и подростков — составлять и вводить новые программы обучения, в которых внимание в равной степени будет уделяться как формированию глубокого осмысленного чтения, так и навыкам цифрового чтения.

На YouTube-канале проекта «ВикиСибириаДа» можно посмотреть видеозапись онлайн-трансляции Круглого стола.
 

Елена Григорьевна Смутнева,

начальник координационно-методического отдела

Новосибирской областной детской библиотеки

24.09.2021

Условия использования

Внимание: Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской библиотечной ассоциации (www.rba.ru) обязательна.

© 2005-2024 Российская библиотечная ассоциация. Все права защищены.
Поддержка сайта: webmaster@rba.ru