На базе Новосибирской областной детской библиотеки специалисты обсудили актуальные практики цифрового чтения
22 сентября на базе Новосибирской областной детской библиотеки им. А. М. Горького состоялся в онлайн-формате Круглый стол «Цифровое чтение для современного читателя», который был организован в рамках проекта «На фоне Пушкина и птичка вылетает: Интеграция писательской культуры и технологических навыков представления в интернете творческих работ литературно ориентированных подростков». Областная детская библиотека реализует этот проект совместно с Союзом писателей Новосибирска при поддержке Фонда президентских грантов.
Участниками Круглого стола стали библиотечные специалисты и школьники, читатели детских библиотек Новосибирской области. В качестве экспертов были приглашены: Евгения Александровна Шафферт, обозреватель детской литературы, эксперт Всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру» (Новосибирск); Мария Евгеньевна Порядина, старший научный сотрудник Российской книжной палаты, литературный критик (Москва); Ксения Александровна Молдавская, критик детской литературы, журналист, редактор, педагог (Москва); Екатерина Владимировна Кузьмина, заведующая отделом обслуживания Ленинградской областной детской библиотеки (Санкт-Петербург); Ольга Фёдоровна Лишина, поэт, блогер, выпускница Школы литературного мастерства (Creative Writing School) по курсу детской литературы (Москва).
В центре внимания участников круглого стола были вопросы: Что такое «чтение» сегодня? Каким может быть «чтение» сегодня? Как меняется читатель и чтение в цифровой среде? Доступна
Понимание «чтения» сегодня невероятно расширилось.Знаем ли мы точно, чем «цифровое» чтение отличается от «аналогового»? Мы многое предполагаем, спорим, стараемся понять эту разницу и исследовать разные виды чтения. Участники круглого стола обменялись личным опытом цифрового чтения (плюсы, минусы, отличия от аналогового чтения), практиками использования электронных библиотек, интерфейсов для чтения (программ и устройств), обсудили социальное чтение в цифровой среде (сообщества читателей: goodreads, livelib и др.) и востребованностьчитательских онлайн-клубов.
Современный человек читает больше, но качество этого чтения сильно изменилось. Цифровое чтение помогает быстро справляться с огромными объемами информации, учит быстро переключаться между разными информационными задачами. Две главные опасности цифрового чтения, по мнению специалистов, — это рассеивание внимания и истощение эмпатии. Ещё одна проблема — делегирование функций памяти поисковым системам, из-за чего молодые люди все чаще «не знают, чего они не знают», то есть не накапливают базы знаний, на которые можно цеплять новые знания.
Решение проблемы чтения современных детей и подростков — составлять и вводить новые программы обучения, в которых внимание в равной степени будет уделяться как формированию глубокого осмысленного чтения, так и навыкам цифрового чтения.
На YouTube-канале проекта «ВикиСибириаДа» можно
Елена Григорьевна Смутнева,
начальник координационно-методического отдела