На базе Российской государственной детской библиотеки специалисты обсудили актуальные форматы и практики изучения чтения
18–19 марта на базе Российской государственной детской библиотеки в очно-дистанционном формате прошла II Научно-практическая лаборатория «Изучаем чтение: форматы и практики», организованная в партнёрстве с Российской национальной библиотекой при поддержке Секции детских библиотек и Секции по чтению РБА. К работе лаборатории присоединились более 1000 специалистов из 71 региона, количество просмотров онлайн-трансляции в дни работы составило 2050.
В течение двух дней прошли обсуждения современных подходов к исследованию российского читателя, актуальных проблем в сфере изучения чтения, результатов всероссийских и региональных исследований читательских практик различных групп пользователей библиотек, дискуссии о возможностях применения новых информационных технологий в сфере изучения чтения, в том числе в библиотеках.
Открыла работу ЛабораторииМария Александровна Веденяпина, директор Российской государственной детской библиотеки, подчеркнувшая важность исследовательской работы в библиотеках. Она выразила надежду на продолжение совместной работы Российской национальной библиотеки и Российской государственной детской библиотеки по созданию базы «Чтение и библиотечная аудитория: социологические и библиотековедческие исследования» и подчеркнула необходимость проведения всероссийского комплексного исследования по проблемам детского чтения, поскольку последнее исследование такого плана было проведено в 2013 году. Мария Александровна уверена, что нужно действовать согласованно в деле изучения, приобщения и продвижения чтения всем специалистам, работающим в данной сфере.
Ольга Петровна Мезенцева, заместитель директора по науке и издательской деятельности Российской государственной детской библиотеки, кандидат педагогических наук, отметила, что Научно-практическая лаборатория проходит уже во второй раз и несмотря на сложности прошлого года — даты проведения Лаборатории пришлись на начало пандемии — тем не менее, работу удалось организовать в дистанционном формате и все участники получили материалы. Нынешняя Лаборатория проходит в гибридном формате, что позволит отхватить наибольшее количество участников из разных регионов нашей страны.
На открытии выступил Михаил Дмитриевич Афанасьев, президент Российской библиотечной ассоциации, директор Государственной публичной исторической библиотеки России, кандидат педагогических наук, представивший свои размышления категории времени в культурной сфере и его влиянии на детское чтение. В своем выступлении Он упомянул такое понятие как «временные петли» и остановился на отличиях в восприятии чтения родителями и детьми, представителями разных поколений.
О результатах пилотного исследования, реализованного в рамках национального проекта «Культура» по созданию модельных библиотек, рассказали Анастасия Юрьевна Дятловская, директор департамента модельных библиотек Российской государственной библиотеки, и Юлия Александровна Черненко, эксперт Лаборатории медиакоммуникаций в образовании Высшей школы экономики.
В 2020 году на базе Российской государственной детской библиотеки была открыта кафедра детской литературы и методики продвижения чтения Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина. В мероприятии приняли участие сотрудники и студенты новой кафедры. На пленарном заседании Мария Юрьевна Лебедева, ведущий научный сотрудник Лаборатории когнитивных и лингвистических исследований Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, кандидат филологических наук, представила первые итоги исследования, посвященного цифровому чтению российских школьников и обозначила перспективы будущих этапов исследования, включающие использование технологий айтрекинга (отслеживания движения глаз). Площадкой для проведения этого этапа изучения цифрового чтения выступит государственная детская библиотека.
Уникальным опытом проведения комплексного исследования актуальной и потенциальной аудитории детских библиотек г. Москвы поделились директора двух главных библиотек столицы: генеральный директор Центральной универсальной научной библиотеки им. Н. А. Некрасова Мария Александровна Привалова и директор Центральной городской детской библиотеки им. А. П. Гайдара Надежда Дмитриевна Эрихман.
Завершилось пленарное заседание первого дня выступлением Веры Петровны Чудиновой, главного научного сотрудника отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки, кандидата педагогических наук, о современных трендах изучения детского и семейного чтения в зарубежных странах (США, Великобритания, Сингапур).
Были организованы презентации изданий по изучению чтения. Юлия Петровна Мелентьева, член-корреспондент и заместитель Председателя Научного совета по проблемам чтения Российской академии образования, заведующая отделом изучения чтения Научный и издательский центра «Наука» РАН, доктор педагогических наук, впервые представила рукопись «Чтение. Энциклопедический словарь», содержащего более 470 дефиниций. Над книгой работали специалисты из различных областей знаний: учёные, библиотековеды, книговеды, педагоги-психологи, нейрофизиологи, философы, лингвисты и др. Также были презентованы книга В. П. Чудиновой «Поддержка детского и семейного чтения за рубежом: исследования, подходы, проекты, практики», «Методические рекомендации по проведению исследований по детскому чтению в библиотеке», электронная база «Чтение и библиотечная аудитория: библиотековедческие и социологические исследования».
Первый день работы лаборатории завершил семинар-практикум «Антропологический подход к изучению книжного наследия семей», который провели Светлана Геннадьевна Маслинская, старший научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский дом) РАН, заведующая сектором исследования детского чтения Ленинградской областной детской библиотеки, кандидат филологических наук, и специалисты библиотек Ленинградской области. Была представлена методика проведения антропологического исследования и результаты очередного этапа данного исследования с учетом специфики территорий.
Второй день работы лаборатории открылся докладом Веры Викторовны Ялышевой, заведующей Центром чтения Российской национальной библиотеки, председателя Секции по чтению РБА, о том, как изучение читателей и чтения представлено в ежегодных отчётах региональных библиотек.
Аиза Борисовна Неустроева, научный сотрудник Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия), кандидат социологических наук, представила результаты мониторингового исследования детского чтения в Республике Саха (Якутия), проведённого в 2013 и 2020 годах. Был представлен анализ читательского поведения современных детей, читательские интересы, качество и спектр мотивации чтения детей, воздействия новых информационных технологий на процесс чтения (аудиокниги, электронные книги, чтение в Интернете), обозначены основные проблем детского чтения в республике Саха, а также предложены практические рекомендации п изменению сложившейся ситуации.
Социологи и психологи Российской государственной детской библиотеки (Елена Андреевна Колосова, Александра Юрьевна Губанова, Александра Викторовна Березина) представили данные масштабного всероссийского исследования о чтении детей и подростков на тему Великой Отечественной войны, а также итоги пилотного исследования о роли фантастики в чтении современных подростков.
Юлия Владимировна Щербинина, профессор кафедры риторики и культуры речи Института филологии Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук, представила доклад о читающих детях в русской и европейской живописи, представила свою книгу «Видимая невидимая живопись. Книги на картинах» и презентовала просветительский инстаграм-проект «FATA LIBRIS. СУДЬБА КНИГ» о книжной культуре в изобразительном искусстве.
Маргарита Михайловна Самохина, ведущий специалист сектора социологических исследований Российской государственной библиотеки для молодёжи, кандидат социологических наук, сформулировала четыре тезиса о чтении сегодня: чтение ≠ чтение книг; чтение изменилось и продолжает меняться; нередко чтение перестаёт быть отдельным, самостоятельным занятием; чтение заменимо.
В рамках Круглого стола «Онлайн-методы исследований: возможности и ограничения применения в библиотеках» специалисты из библиотек и ведущих университетов страны поделились своим опытом проведения исследований с использованием новых информационных технологий, обсудили сложности внедрения в свою практику онлайн-методов, а также преимущества и ограничения проведения исследований в условиях библиотек, в том числе обслуживающих детей.
Завершением второго дня работы Научно-практической лаборатории стали две секции: «Библиотека и книги в жизни современных детей и юношества» – посвященная практическому опыту работы как с подрастающим поколением, так и с взрослыми посетителями библиотек, и «Изучение чтения и библиотечной аудитории», в рамках которой коллегами-исследователями из регионов были представлены результаты локальных и региональных исследований.
Организаторы выразили надежду на то, что Научно-практическая лаборатория «Изучаем чтение: форматы и практики» станет постоянной площадкой по обмену опытом для специалистов библиотек и других исследовательских организаций, а ее материалы будут востребованы среди ученых, педагогов, социологов, студентов гуманитарных вузов, которые занимаются исследовательской и научной работой по проблематике чтения и изучения библиотечной аудитории.
На сайте Российской государственной детской библиотеки
Отдел социологии, психологии и педагогики детского чтения