РОССИЙСКАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ
Главная / Новости / Ивановская областная библиотека для детей и юношества подвела итоги Онлайн-конференции «Библиотека — полноправный участник процесса lifelong learning»

Ивановская областная библиотека для детей и юношества подвела итоги Онлайн-конференции «Библиотека — полноправный участник процесса lifelong learning»

3 марта состоялась Онлайн-конференция (Skillbox) «Библиотека — полноправный участник процесса lifelong learning», организатором которой выступила Ивановская областная библиотека для детей и юношества при поддержке Департамента культуры и туризма Ивановской области.

Концепция «lifelong learning» («обучение в течение всей жизни») предполагает непрерывное развитие профессиональных и личных компетенций в любом возрасте. На сегодняшний день в России нет единой системы профориентации, она носит фрагментарный характер. Это означает, что данная ниша относительно свободна, а спрос на этот вид деятельности достаточно высок. Организаторы дискуссии уверены, что библиотеки, как самый доступный социокультурный институт, могут успешно работать в рамках концепции «lifelong learning», становясь площадками для профессионального и жизненного самоопределения детей и молодежи.

Skillbox позволил раскрыть потенциал библиотек в сфере профессионального самоопределения, обменяться опытом, установить партнерские связи для реализации совместных проектов. Для обсуждения организаторы профессиональной площадки предложили следующие основные темы: библиотека и инфраструктура профориентации; ­психолого-педагогические аспекты профориентации и личностного роста; особенности профориентационного процесса в библиотеке (с детьми, молодежью, взрослыми).

Обмен идеями и практиками в сфере профориентации объединил на интернет-платформе Zoom 285 участников — представителей 50 регионов России. Своим опытом поделились федеральные учреждения — Российская государственная библиотека для молодёжи и Российская государственная детская библиотека, краевые и областные библиотеки (научные, детские и детско-юношеские) Новосибирской области и Красноярского края, Владимирской, Воронежской, Нижегородской и Пензенской областей, городские библиотеки, входящие в состав централизованных библиотечных систем Москвы и Санкт-Петербурга, коллеги из модельных и муниципальных библиотек.

Основной темой профессионального мероприятия стали формы и методы, используемые в профориентационном процессе, применение в работе библиотек концепции lifelong learning — неотъемлемой составляющей современности. Особенно актуальна тема профориентации в работе с молодежной аудиторией, но неоспорим тот факт, что без приобретения новых знаний и навыков невозможно профессиональное становление любого специалиста.

Профессиональная площадка открылась приветствиями Натальи Владимировны Трофимовой, директора Департамента культуры и туризма Ивановской области, и Ларисы Александровны Ситновой, директора Ивановской областной библиотеки для детей и юношества. Лариса Александровна рассказала коллегам о роли процесса lifelong learning в жизни каждого человека, она подчеркнула важность приобретения новых навыков для смены профессиональной деятельности и обратила внимание слушателей на необычный формат конференции (skillbox — «коробка навыков»).

В первом выступлении Елена Вячеславовна Голубева, заведующая отделом поддержки творческих инициатив Ивановской областной библиотеки для детей и юношества, говоря о профессиональном самоопределении подростков и молодёжи, подчеркнула, что поиску своего места в жизни предшествует длительный процесс разностороннего развития ребенка. Она выделила наиболее значимые этапы становления личности ребенка и рассказала, как следует проводить профориентационную работу с детьми и молодёжью разного возраста.

Своим опытом поделились представители федеральных библиотек. Марина Павловна Захаренко, заместитель директора по научной и методической работе Российской государственной библиотеки для молодёжи, рассказала о том, чем может быть полезна библиотека нового вида современному молодому человеку: как пространство для саморазвития, самопознания и самоидентификации. Разноплановая работа библиотек способствует формированию ключевых навыков: креативности, критического мышления и коммуникации, и современные библиотеки должны стать для молодых людей «домом знаний» и гарантом свободного доступа к информации. Светлана Сергеевна Кукушкина, главный библиотекарь отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки, представила доклад на тему «Путь школьника в будущую профессию: возможности библиотеки» и поделилась с коллегами рекомендациями по выбору литературы, знакомящей подростков с миром профессий. Она рассказала о тестах, опросах и тренингах по профессиональному самоопределению, которые проводятся в библиотеке.

Елена Вячеславовна Голубева, заведующая отделом поддержки творческих инициатив Ивановской областной библиотеки для детей и юношества, говоря о профессиональном самоопределении подростков и молодёжи, подчеркнула, что поиску своего места в жизни предшествует длительный процесс разностороннего развития ребенка. Она выделила наиболее значимые этапы становления личности ребенка и рассказала, как следует проводить профориентационную работу с детьми и молодёжью разного возраста.

Активный отклик аудитории вызвали выступления психологов-практиков. Например, Мария Андреевна Ефимова, психолог Российской государственной библиотеки для молодёжи, провела тренинг «Как направить человека в сторону самореализации». Несмотря на онлайн-формат, спикер постоянно взаимодействовала с коллегами, говорила о развитии способностей, раскрытии внутреннего потенциала и развитии таланта.

Участники онлайн-площадки прослушали выступления коллег из Владимирской областной библиотеки для детей и молодежи, Новосибирской областной детской библиотеки, Красноярской краевой молодежной библиотеки, Нижегородской государственной областной детской библиотеки, Пензенской областной библиотеки для детей и юношества, Централизованной библиотечной системы Юго-Восточного административного округа города Москвы и многих других, которые включали и обобщение опыта работы, и рассказ о новых проектах, и практические моменты, что особенно ценно.

По итогам дискуссии организаторы мероприятия выразили надежду на дальнейшее профессиональное сотрудничество со спикерами, представившими свои доклады. Обмен опытом и интересными идеями вдохновил участников мероприятия на создание новых профориентационных проектов для детей и подростков.

На сайте Ивановской областной библиотеки для детей и юношества размещены Программа и подробный обзор выступлений, на Youtube-канале библиотеки можно посмотреть видеозапись онлайн-трансляции.
 

Методический отдел

Ивановской областной библиотеки для детей и юношества

10.03.2021

Условия использования

Внимание: Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской библиотечной ассоциации (www.rba.ru) обязательна.

© 2005-2024 Российская библиотечная ассоциация. Все права защищены.
Поддержка сайта: webmaster@rba.ru