На базе Московской губернской универсальной библиотеки специалисты обсудили инновационные формы библиотечной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время остро стоит вопрос о повышении эффективности адаптации в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья. Вопрос социальной адаптации таких детей является приоритетным направлением государственной социальной политики, именно поэтому ежегодно Московская губернская универсальная библиотека проводит Межрегиональную научно-практическую конференцию «Детские библиотеки — доступная среда: новые практики и инновационные формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья». В 2020 году конференция прошла уже в четвертый раз и традиционно была направлена на оказание методической поддержки сотрудникам библиотек, работающим с детьми с ОВЗ. Встреча прошла в режиме видеоконференцсвязи 8 и 9 октября, что позволило подключиться всем неравнодушным коллегам из 21 региона России и ближнего зарубежья, кто работает с «особенной» категорией детей и их родителями.
Центральным на конференции стал доклад Елены Ивановны Григорьевой, доктора культурологии, профессора. Она рассказала о важности социально-культурного партнерства библиотек, учреждений культуры и общественных организаций, а также о важности создания банка данных с инновационными практиками работы с детьми с ОВЗ, которые могут быть адаптированы в каждом заинтересованном учреждении. «Программы работы с детьми с ОВЗ часто не доходят до небольших организаций, особенно до тех, которые находятся на периферии. Именно поэтому необходимо создание банка данных практик, который будет доступен всем», — подчеркнула Елена Ивановна в своём выступлении.
Также она отметила важность создания семейных клубов, в которых общаются семьи, имеющие здоровых детей и детей «особенных», а также необходимость активно привлекать к этой деятельности волонтёров.
На конференции выступили сотрудники библиотек из Московской области (г. Электросталь, г. Коломна), Белгорода, Иваново, Нижнего Тагила, Твери, а также авторы методик по арт-терапии, сотрудники благотворительных фондов, общественной организации молодых инвалидов и их родителей, представитель «Всероссийской школьной летописи».
Опыт, озвученный специалистами на конференции, применителен к детям с расстройствами аутического спектра, слабослышащим и слабовидящим. Все практики направлены на развитие социализации и адаптации в обществе, творческих способностей, а также приобретение культуры общения со сверстниками. Наибольший интерес вызвали: организация социальной гостиной, пешеходные тифлоэкскурсии, терапевтическое занятие с собакой, рисование песком, создание школы изучения русского жестового языка, жестовое пение, сказкотерапия, написание коллективной книги, а также создание театрализованных постановок.
В текущем году к традиционным формам работы с детьми с ОВЗ добавился онлайн-формат. О вариантах взаимодействия с данной категорией юных читателей посредством видеоконфенцсвязи говорила Нина Ивановна Бронфен, директор Центральной детской библиотеки «Буратино» г. Электросталь. Стоит отметить, что многие представители библиотечного сообщества, а также общественных организаций, занимающихся работой с детьми с ОВЗ, сумели перестроиться, оперативно перевести мероприятия в удаленный режим и справиться с условиями и задачами дистанционного формата деятельности.
С мастер-классами по обучению глобальному чтению и двигательным техникам в режиме онлайн выступили авторы методик по арт-терапии, сотрудники ведущих московских центров творческой реабилитации детей с ОВЗ Елена Владимировна Михайлина и Татьяна Александровна Данилевич.
Обобщая озвученный опыт, подчеркнём, что библиотека может и должна стремиться к реализации совместных проектов с самыми различными социальными партнерами, накапливая и распространяя полученный опыт, чему способствует развитие онлайн-среды библиотек.
По итогам конференции готовится сборник материалов. На Youtube-канале Московской губернской универсальной библиотеки доступны видеозаписи онлайн-трансляции заседаний:
Татьяна Юрьевна Картоножкина,
заведующая сектором методического сопровождения детских библиотек Московской области