На базе Челябинской областной детской библиотеки специалисты дистанционно обсудили стратегии «прорыва в будущее» детских библиотек
23–24 сентября в онлайн-формате состоялась форсайт-сессия «Детская библиотека. Прорыв в будущее», которая была подготовлена и проведена Челябинской областной детской библиотекой им. В. Маяковского совместно с Челябинским государственным институтом культуры. В дискуссии приняли участие более четырехсот специалистов из библиотек России (Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Красноярска, Омска, Кургана, Ханты-Мансийска, республик Крым и Коми), Беларуси и Казахстана.
Общемировые тенденции — падение интереса к чтению, особенно традиционному книжному; мощное развитие информационных технологий; формирование новых бизнес-моделей в сфере производства, в том числе в книгоиздании и книгораспространении; заметное снижение родительского доверия к библиотечному профессионализму интеллектуального и культурного влияния на развитие ребенка, а также к гарантии библиотек на безопасное и комфортное детство — послужили толчком и стимулом профессионального самоанализа, стратегического осмысления, тактического прогнозирования библиотечного встраивания в общественные преобразования. Актуализация проблематики и послужила стимулом для организации столь широкого библиотечного форума. Форсайт-сессия активировала процесс переосмысления роли и места библиотек в жизни социума с выстраиванием новых форм взаимодействия. Ученые-теоретики и библиотекари-практики подключились к обмену опытом, исследовательской аналитике, перспективному прогнозированию.
Какой быть детской библиотеке завтра, какими путями развиваться, какой он — читатель реальный и потенциальный, как резонировать с общественным прогрессом? Эти и другие важные проблемы поднимались в течение двух дней спикерами, активно обсуждались слушателями. 19 докладов — теоретические изыскания, статистические выкладки, практические обоснования, рабочие гипотезы, обмен опытом, информационные сообщения — вызвали бурную реакцию, отраженную в чатах-обсуждениях.
Предусмотренная методикой формата «форсайт-сессия» обязательная экспертная оценка коллективного диагностирования и прогнозирования профессиональных новаций прошла в форме дискуссионной площадки, ставшей продолжением заинтересованного разговора.Её итоги, а также результаты анализа анкетирования участников сессии легли в основу презентованной в итоге форума профессиональной навигационной Дорожной карты библиотечного совершенствования «Детская библиотека — 2030».
Участники форсайт-сессии единодушно отметили полезность профессионального общения, стимулирующего стремление к библиотечным преобразованиям. Сессионные наработки отражены в изданном
На сайте Челябинской областной детской библиотеки размещены материалы докладчиков (
Ольга Валерьевна Улыбина,
редактор