РОССИЙСКАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ
Главная / Новости / Секция по международному сотрудничеству РБА приглашает ознакомиться с материалами вебинаров учебного курса Инициативы ИФЛА по коучингу

Секция по международному сотрудничеству РБА приглашает ознакомиться с материалами вебинаров учебного курса Инициативы ИФЛА по коучингу

Секция по международному сотрудничеству РБА предлагает всем заинтересованным специалистам ознакомиться с материалами вебинаров учебного курса Инициативы ИФЛА по коучингу (IFLA Coaching Initiative) на русском языке. Учебный курс направлен на подготовку волонтеров-коучей, которые в свою очередь будут консультировать библиотекарей по возможностям непрерывного профессионального образования и карьерного роста.

Одной из главных целей Секции ИФЛА непрерывного профессионального образования и обучения на рабочем месте (Continuing Professional Development and Workplace Learning Section, CDPWL) является расширение возможностей для непрерывного профессионального развития библиотечных специалистов во всех уголках мира. Инициатива ИФЛА по коучингу направлена на достижение этой цели. Эта инициатива уже продемонстрировала свою эффективность и значимость для мирового библиотечного сообщества; она согласуется с ключевыми инициативами 3.4 и 4.2 из Стратегии ИФЛА на 2019–2024 годы и является их реализацией на практике.

В 2018 году на Всемирном конгрессе ИФЛА в Куала-Лумпур (Малайзия) Секция CDPWL провела встречу, которая была посвящена вопросам профессионального образования и развития карьеры. В ходе неё 24 эксперта, представлявших различные Секции ИФЛА, консультировали всех желающих участников Конгресса в таких областях, как навыки библиотечного менеджмента и лидерства, планирование профессиональной карьеры, деятельность и структура ИФЛА и других. Эта Инициатива была признана и одобрена Профессиональным комитетом ИФЛА.

Следующая двухчасовая встреча в рамках Инициативы состоялась на конгрессе ИФЛА в Афинах 2019 году. Она также привлекла большое число участников. Консультации волонтёров-коучей оказались особенно полезны тем, кто хотел узнать больше о том, как участие в деятельности ИФЛА способно расширить возможности для повышения квалификации и карьерного роста. Однако для успешного консультирования волонтёру-коучу необходимы не только собственные знания и опыт, но также и специфические навыки работы с людьми, умение правильно построить консультацию. Так возникла потребность в организации обучения для волонтёров-коучей.

Сотрудничество Секции CDPWL с Секцией по менеджменту и маркетингу и, в частности, с сертифицированным коучем Вирой Кьюин позволило сделать большой шаг вперед в дальнейшем развитии Инициативы ИФЛА по коучингу. Ею был создан учебный курс для тех, кто хотел бы стать волонтёром-коучем на очередном Конгрессе ИФЛА. Курс включает пять бесплатных учебных презентаций на следующие темы:

  1. Введение в понятие коучинга.
  2. Принципы, установки и роли в коучинге.
  3. Процесс коучинга и руководство по проведению сессии консультирования.
  4. Формулирование вопросов.
  5. Выслушивание, замечания и комментарии.

Каждая из этих презентаций состоит из объяснения материала на английском языке и слайдов, переведённых на пять официальных языков ИФЛА (английский, немецкий, арабский, китайский и русский). К третьей презентации также прилагается краткое Руководство по проведению сессии консультирования. Ознакомление с этими презентациями рассматривается как первый этап в подготовке волонтёра-коуча.

Второй этап подготовки предусматривает непосредственное участие учащегося в прямой трансляции вебинара. В настоящее время на 10 августа 2020 года запланированы два таких вебинара — один для европейского региона (ссылка на регистрацию на вебинар) и другой для азиатско-тихоокеанской региона. Эти вебинары будут проводиться инструктором Вирой Кьюин. Предполагается, что в ходе прямой трансляции кандидаты будут общаться непосредственно с инструктором — обсуждать материал, представленный в пяти презентациях из первой части подготовки. Спикер также ответит на все вопросы участников вебинара. Рабочий язык вебинаров — английский.

Сопредседатели Секции CDPWL Джиллиан Халлам и Ульрике Ланг так охарактеризовали данную инициативу: «С момента появления Инициативы ИФЛА по коучингу её содержание и процесс подвергались ревизии с целью оптимизировать обучение коучей. Вначале коучинг предполагал работу с группами, но затем мы решили отказаться от этого и стали практиковать исключительно индивидуальное консультирование, причем в обстановке, гарантирующей высокий уровень конфиденциальности. Мы надеемся, что все, кто хотел бы стать волонтером-коучем ИФЛА, воспользуются возможностью пройти этот учебный курс в ближайшие недели».

В настоящее время рабочей группой Инициативы по коучингу прорабатывается вопрос об организации в августе 2020 года сессии дистанционного коучинга взамен очного, которая должна была проводиться в дни Конгресса в Дублине, но не состоится в связи с отменой Конгресса. Одновременно ведется опрос тех, кто готовился стать коучем на данном конгрессе, об их готовности вести консультирование в режиме онлайн в августе 2020 года.

Обзор содержания пяти учебных видеопрезентаций Виры Кьюин для подготовки волонтеров-коучей

------------
Первая презентация. Введение в понятие коучинга

В первом видео Вира Кьюин объясняет, для кого предназначена Инициатива ИФЛА по коучингу, представляет состав Комитета 2020 года по реализации данной инициативы, кратко рассказывает о своей профессиональной деятельности и участии в работе ИФЛА. Спикер представляет цикл из пяти учебных видео, предназначенный для обучения волонтёров-коучей навыкам коучинга (консультирования) и методике проведения 20-минутной сессии-консультации с участником Конгресса (клиентом). Далее Вира Кьюин переходит к изложению материала первого видео:

  • даёт определение коучинга как одной их форм консультирования и рассматривает виды коучинга;
  • очерчивает задачи, в решении которых может помочь коучинг;
  • иллюстрирует на примерах различия между руководством, наставничеством, консультацией психолога и коучингом;
  • проводит сравнение между стилем общения руководителя (повелительный стиль) и стилем общения коуча (стиль интервью).

Скачать слайды по теме первой презентации (на русском языке).

------------
Вторая презентация. Принципы, установки и роли в коучинге

Во втором видео Вира Кьюин излагает принципы коучинга и основные коммуникативные установки, лежащие в основе взаимодействия коуча и клиента. К основополагающим принципам спикер относит следующие:

  • коуч стремится создать атмосферу доверия и сотрудничества с клиентом;
  • клиент обрисовывает свою ситуацию и самостоятельно формулирует цель, а коуч, не критикуя эту цель, побуждает клиента искать пути её достижения;
  • путём постановки вопросов коуч помогает клиенту в поисках путей достижения своей цели;
  • коуч побуждает клиента к самостоятельному всестороннему анализу ситуации и выработке плана действий по достижению цели;
  • коуч гарантирует клиенту полную конфиденциальность беседы.

Вира Кьюин обосновывает необходимость для коуча придерживаться следующих установок:

  • клиент является экспертом в той области, о которой рассказывает;
  • клиент должен самостоятельно найти решение своей проблемы;
  • коуч не занимается поиском решения проблемы клиента;
  • коуч рассматривает ситуацию в позитивном ключе;
  • коуч акцентирует сильные стороны клиента;
  • коуч стремится выслушать и понять точку зрения клиента;
  • коуч непредвзят в общении и проявляет интерес к любому собеседнику.

Эффективность коучинга во многом обуславливается следующими качествами коуча:

  • коуч верит в силы и способности клиента справиться с проблемой;
  • коуч остается нейтральным, не берет ничью сторону в спорных ситуациях;
  • коуч не склонен высказывать оценочные суждения и стремится оставаться беспристрастным;
  • коуч стремится быть чутким и объективным;
  • коуч проявляет терпение;
  • коуч высказывает замечания и комментарии, стимулирующие клиента к принятию самостоятельного решения;
  • коуч верит в себя и в свои способности.

Скачать слайды по теме второй презентации (на русском языке).

------------
Третья презентация. Процесс коучинга и руководство по проведению сессии консультирования

В третьем видео Вира Кьюин переходит к рассмотрению самого процесса коучинга и его этапов. Она рассказывает о назначении каждого этапа и поясняет, какие вопросы способствуют на каждом из этапов тому, чтобы мышление клиента было сосредоточено на поиске решения:

  • Первый этап: обсуждение ситуации в целом и постановка как долгосрочной, так и краткосрочной цели («первого шага» в направлении к долгосрочной), которая станет предметом обсуждения на консультации.
  • Второй этап: всесторонний анализ текущей ситуации, в частности препятствий к достижению (краткосрочной) цели, формирование объективного представления о ситуации и об имеющихся ресурсах и компетенциях клиента.
  • Третий этап: поиск клиентом путей достижения цели при поддержке коуча, который помогает широко взглянуть на ситуацию, например, вспомнить пути решения похожих проблем в прошлом.
  • Четвертый этап: выбор клиентом какого-либо одного пути и выработка им пошагового плана действий, а также оценка клиентом необходимых ресурсов и временных рамок.
  • Пятый этап: краткое обобщение сказанного на предыдущих этапах и проверка того, насколько четко клиент представляет стоящую перед ним цель и алгоритм ее достижения.

Скачать слайды по теме третьей презентации (на русском языке).

Руководство по проведению сессии консультирования (на русском языке).

------------
Четвертая презентация. Формулирование вопросов

В четвертом видео Вира Кьюин подробно останавливается на двух типах постановки вопроса — открытом и закрытом, объясняет, какие преимущества для коучинга имеют вопросы открытого типа (а именно такие, которые подталкивают клиента к размышлениям о том, что возможно и доступно в его/её ситуации), как закрытые вопросы можно превращать в открытые и как правильно формулировать открытые вопросы с тем, чтобы максимально стимулировать мышление клиента в направлении поиска решения.

Спикер предостерегает от злоупотребления вопросами, начинающимися со слова «почему». Хотя такие вопросы могут использоваться и как открытые вопросы, однако нередко они относятся к прошлому и касаются истоков современных проблем. Таких вопросов следует избегать, поскольку они концентрируют внимание на прошлом, а не на возможностях будущего. Также вопросы «почему» нередко звучат как упрек или подразумевают, что существует только одно правильное решение, а это может сбить с толку. Таким образом, задача коуча — стремиться формулировать вопрос так, чтобы на него было как можно больше вариантов ответа. Осознание многовариантности ответов может помочь клиенту по-новому взглянуть на свою проблему и её решение.

Скачать слайды по теме четвертой презентации (на русском языке).

------------
Пятая презентация. Выслушивание, замечания и комментарии

В пятом видео Вира Кьюин подробно останавливается на технике «активного слушания», с помощью которой коуч пытается «увидеть за словами личность» говорящего: каким опытом и знаниями обладает клиент, насколько он/она эмоциональный человек, каков его/её общий настрой (например, какая преобладает лексика — позитивная или негативная и что более акцентируется — прошлое или же настоящее и будущее). Анализируются не только слова говорящего, но и особенности его речи: громкость и тон голоса, выражение лица, мимика и другие. Все эти детали помогают лучше понять мировоззрение клиента, его жизненные ценности. Коуч таким образом старается выявить сильные стороны клиента, его интересы и увлечения, чтобы в дальнейшем апеллировать к ним. Опираясь на эти знания о личности клиента, коуч более точно формулирует вопросы и комментарии, побуждающие клиента к активному поиску путей достижения цели.

Вира Кьюин предостерегает от поспешных выводов и от восприятия клиента через призму стереотипов в ходе консультирования и призывает оставаться беспристрастным, даже если убеждения клиента противоречат вашим собственным. Она советует преодолевать предубеждения, проявляя искреннюю заинтересованность словами клиента.

Также спикер предостерегает от стремления «думать за клиента» и предлагать ему какой-либо вариант действий. В этом случае коуч перестает слушать и начинает убеждать клиента в правильности собственного варианта решения проблемы. Вира Кьюин многократно подчеркивает, что поиск пути достижения цели — это работа самого клиента. Коуч, задавая вопросы, побуждает к поиску и помогает увидеть ситуацию более объективно и многопланово.

Скачать слайды по теме пятой презентации (на русском языке).
 

Штаб-квартира

Секции по международному сотрудничеству РБА

28.07.2020

Условия использования

Внимание: Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской библиотечной ассоциации (www.rba.ru) обязательна.

© 2005-2024 Российская библиотечная ассоциация. Все права защищены.
Поддержка сайта: webmaster@rba.ru