Центральная библиотека Новокузнецка в Год памяти и славы реализует краеведческий онлайн-проект «Поём Победу»
«Увидеть и познать свой край можно либо своими глазами, либо с помощью книг». К словам М. В. Ломоносова можно добавить – и с помощью музыки! Особенно, когда дело касается военной истории!
Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне! (В. Лебедев-Кумач)
Библиотека как один из главных социальных институтов, создающих и транслирующих ресурсы о родном крае, должна постоянно искать формы работы, направленные на формирование патриотических настроений, наиболее близкие и понятные молодёжи. Особенно актуально это в периоды важных исторических событий.
2020 год объявлен в нашей стране Годом Памяти и Славы. Центральная городская библиотека им. Н. В. Гоголя в Новокузнецке (Кемеровская область) подготовила к 75-летию Великой Победы множество просветительских проектов и краеведческих ресурсов. Но сложные условия весны 2020 года внесли серьёзные коррективы в наши планы. Поиск путей дистанционной трансформации традиционных форм работы в условиях, когда весь мир был ограничен в свободе посещений учреждений культуры, стал отправной точкой нового краеведческого , призванного привлечь внимание к главному событию мировой истории — 75-летию Великой Победы. Проект направлен на популяризацию достижений культуры России, связанных с Великой Отечественной войной, на знакомство с творчеством знаменитых земляков и сохранение видео-ресурсов о них.
Цели проекта: производственно-практическая: внедрение новых онлайн-форм краеведческой работы и онлайн-доступа к видео-ресурсам библиотеки, событийный и вирусный маркетинг; мемориальная: сохранение видео-контента по истории культурной жизни города и знаменитых земляках.
Колоссальные краеведческие ресурсы библиотеки, в том числе и накопленная информация о , помогли очертить траекторию нового онлайн-проекта.
Новый онлайн-проект «Поём Победу» предложил участникам долгосрочных библиотечных проектов и , спеть песни Великой Победы и прислать в библиотеку видео-сюжет. Библиотека, в свою очередь, в очередной раз напомнила всем, кто эти ролики посмотрел, чем именит тот или иной земляк. Кроме того, на каждой онлайн-странице проекта (сегодня их 20, а спетых песен — 21) приведена интересная фактическая информация о музыкальном произведении, исполненном в рамках проекта. Весь проект объединен под одноименной рубрикой на сайте «400 знаменитых новокузнечан».
Специально для нового проекта на (официальном аккаунте библиотеки видеохостинга YouTube) был создан , позволяющий пользователю отобрать одновременно все музыкальные ресурсы проекта. Благодаря разной цветовой гамме фона официального российского логотипа к 75-летию Победы, размещенного в качестве обложки каждого видео, можно различить мужские и женские голоса участников проекта. А подробное описание к каждому видео-ресурсу дает виртуальному гостю библиотеки возможность не отвлекаться на поиски информации о песне и ее исполнителе. Всё уже под рукой!
Каждое видео проходит этап обработки, предложенный видеохостингом. Потому имеет все необходимые для эффективного продвижения данных ресурсов атрибуты: иллюстративные элементы (заставки, логотипы), плейлист (позволяет объединить контент по теме), тэги (ключевые слова), описания плейлиста и каждого ресурса. После размещения каждого ролика непременно используется сервис распространения в социальных сетях (поделиться).
Первым участником онлайн-проекта стал (Москва), который композитора Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова. Чуть позже Артур Владимирович прислал еще одно произведение, ставшее премьерным именно в нашем проекте — . Сегодня песня — лидер просмотров. Но не это главное. Благодаря тематике песни, был собран фактический материал об истории акции «Бессмертный полк» в Новокузнецке. И это, думаю, важный посыл для всех библиотек, затевающих онлайн-проекты. Прежде всего, они должны быть эффективными, а не сиюминутными и никому не нужными. Они должны формировать полноценный краеведческий ресурс или традиционный долговременный продукт о книге и чтении.
Именно такие онлайн-проекты будут способствовать формированию мультиформатной библиотечной медиасреды (хранилища мультимедийной информации — видеозаписей), органически увязанной с краеведческими текстами.
Чем основательней библиотекари будут подходить к освоению новых инструментов для работы в виртуальном пространстве, тем результативнее в целом будет работа библиотеки по продвижению книги, чтения, а, главное, краеведения в сети. А видеоканалы библиотек станут эффективным инструментом для повышения имиджа учреждения, а в конечном итоге — привлечения виртуальных и реальных пользователей. Виртуальные гости, посмотрев видео-отчет краеведческого или литературного мероприятия, могут заинтересоваться и прийти в библиотеку на следующую встречу проекта.
Логическим завершением юбилейного проекта — 2020 станет «живой» тематический концерт Артура Готфрида в Гоголевке.
Помним и гордимся!
Елена Эдуардовна Протопопова,
главный специалист по библиотечному маркетингу