РОССИЙСКАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ
Главная / Новости / Национальная библиотека Якутии подвела первые итоги работы в дистанционном режиме

Национальная библиотека Якутии подвела первые итоги работы в дистанционном режиме

Способность адаптироваться к изменениям во внешней среде — одно из главных условий функционирования любого учреждения, и библиотеки в том числе. Наглядно мы смогли убедиться в этом во время пандемии: когда от библиотеки потребовалось в сжатые сроки не только эффективно перестроить свою работу, но и самой генерировать трансформации, расширяя ассортимент предоставляемых населению услуг.

Благодаря имеющимся собственным ресурсам (электронная библиотека и подразделение — Центр комплексного обслуживания, которое уже год практикует обслуживание читателей как традиционной, так и в виртуальной среде), Национальная библиотека Республики Саха (Якутия) минимизировала те потери, с которыми, к сожалению, столкнулись многие библиотеки, и обслуживание пользователей в период самоизоляции практически не прекращалось.

Одним из первых нововведений стала организация услуги «персональный библиотекарь». По заявке читателя через обращение в колл-центр к нему прикрепляется персональный библиотекарь, который ведет постоянное информационное сопровождение: информирует об онлайн активностях библиотеки, помогает в поиске и получении электронных версий книг, проводит оперативную оцифровку фрагментов произведений печати и предоставляет к ним доступ, консультирует, учит пользоваться электронной библиотекой и подписными ресурсами Национальной библиотеки.

Кроме этого, персональные библиотекари сами налаживают связи с учреждениями, с которыми у библиотеки заключены договора на организацию виртуальных читальных залов, для продвижения ресурсов библиотеки.

Другим эффективным решением стало расширение возможностей личного кабинета Электронной библиотеки. Через сервис «Задать вопрос» можно получить ответы на интересующие вопросы, заказать фрагменты журнальных или газетных статей, книг. Очень востребован сервис личного кабинета «Запросить временный доступ», который дает возможность подать заявку на доступ к изданиям, которые разрешается читать только в стенах библиотеки, на 14 дней с возможностью продления. С помощью сервиса «Заказы на оцифровку» можно заказать оцифровку документа в полном объеме. «Групповой абонемент» дает возможность создать свою группу и совместно читать издания из электронной библиотеки, вести диалоги в режиме чата с другими участниками группы по информационным интересам. Это очень перспективное направление, которое нам еще предстоит развивать и продвигать, особенно среди учащихся школ, ссузов и вузов.

Следующей мерой стало усиление службы консультантов. Теперь запросы обрабатываются в оперативном режиме через все каналы связи. Операторы колл-центра консультируют пользователей не только по телефону и в личном кабинете, но и в режиме чата на сайте библиотеки. Отдельно выделили горячую телефонную линию по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг gosuslugi.ru и e-yakutia.ru. Консультанты пошагово помогают заявителю оформить актуальную для него услугу, например, встать на очередь в детский сад, оформить заявку на дальневосточный гектар, записаться на прием к врачу и т. д.

Все запланированные массовые мероприятия перешли в электронный формат: лектории, конкурсы, акции, виртуальные выставки. И здесь пригодился опыт трансляции мероприятий в интернете, и то, что Национальная библиотека присутствует во всех социальных сетях. Буквально на днях выпустили презентацию книги, создали видеолектории, объявили конкурс «Подари голос книге», готовимся к акции «Библионочь» в онлайн режиме. Наших подписчиков ждут интересные и познавательные трансляции на страницах Национальной библиотеки в социальных сетях. Тема «Библионочи» в Национальной библиотеке Якутии — 75-летие Великой Победы и юбилей Сергея Есенина.

Также, связавшись с правообладателями и получив от них официальные разрешения, в период самоизоляции открыли доступ к некоторым документам в ЭБ. Эти акционные мероприятия дали хорошие результаты не только с точки зрения показателя книговыдачи, но и, на наш взгляд, могут рассматриваться как социально-значимые мероприятия для населения республики.

Из 17 тысяч читателей библиотеки с начала года, с 23 марта по 7 апреля в библиотеку удаленно записалось более 2 тысяч человек, книговыдача достигла около 90 тысяч документов. Для региона с небольшим населением, со сложной транспортной инфраструктурой и труднодоступными населенными пунктами, это довольно высокие показатели, которые подтверждают, что Якутия держит планку одного из самых читающих регионов России.
 

Светлана Александровна Попова,

заведующая Центром библиотечно-информационного обслуживания

Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия)

10.04.2020

Условия использования

Внимание: Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской библиотечной ассоциации (www.rba.ru) обязательна.

© 2005-2021 Российская библиотечная ассоциация. Все права защищены.
Поддержка сайта: webmaster@rba.ru