РОССИЙСКАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ
Главная / Новости / Санкт-Петербургский государственный институт культуры подвёл итоги первого года участия в Национальном проекте «Культура»

Санкт-Петербургский государственный институт культуры подвёл итоги первого года участия в Национальном проекте «Культура»

В 2019 году Научно-образовательный центр библиотечно-информационных технологий Библиотечно-информационного факультета Санкт-Петербургского государственного института культуры представил в проекте «Творческие люди» три образовательные программы повышения квалификации: «Современная библиотека: актуальные практики и технологии» (для сотрудников публичных библиотек), «Игровые технологии библиотеки в продвижении чтения» (для библиотекарей, работающих с детской аудиторией), «Инновационные технологии подготовки специалистов библиотечно-информационной деятельности» (для преподавателей библиотечно-информационных дисциплин вузов и колледжей культуры). Обучение велось в очно-заочной форме с применением дистанционных образовательных технологий.

Заявки на повышение квалификации библиотечных специалистов поступили из 46 регионов России. Обучение успешно прошли 986 практикующих специалистов и преподавателей специальных дисциплин. Они освоили теоретический материал и подтвердили полученные знания результатами компьютерного тестирования. Акцент в обучении был сделан на выполнении практических заданий, связанных с освоением актуальных методик и технологий библиотечной или образовательной деятельности.

Участники программы достойно преодолевали объективные сложности, связанные с ограниченным сроком освоения учебного курса, дистанционным форматом коммуникации обучающихся и преподавателей, проявили лучшие качества, присущие представителям библиотечной профессии: целеустремленность, любознательность, умение довести начатое до конца, понимание значимости дела, которому служат. Библиотека Санкт-Петербургского государственного института культуры обеспечила доступ к электронной библиотеке «Профи-Либ» издательства «Профессия», предоставив повышающим свою квалификацию возможность поработать с актуальной профильной учебной и справочной литературой.В поступающих в ходе обучения отзывах признавалась необходимость регулярного повышения квалификации библиотечных специалистов. В отношении наших программ чаще других звучала оценка: «Трудно, но интересно».

Участвуя в проекте, мы получили убедительные дополнительные доказательства приемлемости и продуктивности дистанционных форм образовательной деятельности при реализации программ дополнительного профессионального образования для специалистов библиотечно-информационной сферы. Современные библиотеки активно работают с электронными информационными ресурсами. Обучение с применением дистанционных образовательных технологийрасширяют представление о возможностях использования ИКТ в социальной сфере. Помимо неоспоримых преимуществ (гибкий график организации учебного процесса во времени, некритичность к месту нахождения преподавателя и обучающихся, наглядность представления учебного материала, возможность учёта индивидуальных и групповых потребностей, опора на актуальные информационно-коммуникационные и образовательные технологии и других), требуют оригинального контента и адаптированных к форме обучения организационно-методических решений. Важным условием эффективной реализации программы является наличие сформированной электронной образовательной среды (ЭОС), в которой размещены необходимые и достаточные для успешного освоения курса виды учебно-методического обеспечения: лекции (в форматах видео, текстовом, мультимедийной презентации), методические рекомендации по выполнению учебных, ситуационных и проектных заданий, наглядные и справочные материалы, базы данных, глоссарии.

Справедливости ради, надо признать, что наибольший дидактический и эмоциональный эффект имеют учебные курсы, которые сочетают возможности контактной встречи с преподавателями, выезжающими на места для проведения лекционных занятий, оказания консультативной помощи с последующим представлением участниками образовательных программ результатов выполнения практических заданий, прохождением компьютерного тестирования и итоговой аттестацией в дистанционном формате. Такую счастливую возможность имели библиотечные специалисты Петрозаводска и Пскова.

Реализация программ осуществлялась силами преподавателей и сотрудников Санкт-Петербургского государственного института культуры:

Программа «Современная библиотека: актуальные практики и технологии»

  • Брежнева Валентина Владимировна, доктор педагогических наук, профессор кафедры информационного менеджмента, декан библиотечно-информационного факультета;
  • Грузова Анна Андреевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационного менеджмента;
  • Пилко Ирина Семёновна, доктор педагогических наук, профессор кафедры информационного менеджмента.

Программа «Игровые технологии библиотеки в продвижении чтения»

  • Чурашева Ольга Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотековедения и теории чтения.

Программа «Инновационные технологии подготовки специалистов библиотечно-информационной деятельности»

  • Захарчук Татьяна Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, исполняющая обязанности заведующей кафедрой информационного менеджмента;
  • Крымская Альбина Самиуловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры документоведения и информационной аналитики;
  • Пилко ирина Семёновна, доктор педагогических наук, профессор кафедры информационного менеджмента.

Диспетчер образовательных программ в среде «Мираполис» — Георгиева Йоана Ивайлова, сотрудник Научно-образовательного центра библиотечно-информационных технологий.

Кроме участия в Национальном проекте «Культура», Научно-образовательный центр библиотечно-информационных технологий совместно с Центром непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры в инициативном порядке реализует программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации библиотечных кадров. В конце ноября 2019 года состоялась защита итоговых аттестационных работ обучающимися по программе профессиональной переподготовки «Теория и практика библиотечно-информационной деятельности». 15 выпускников программы представили результаты выполненных в процессе обучения прикладных научных исследований, актуальных для библиотечной практики, подтвердивших их право профессионально заниматься библиотечно-информационной деятельностью.
 

Ирина Семёновна Пилко,

руководитель Научно-образовательного центра библиотечно-информационных технологий

Санкт-Петербургского государственного института культуры;

член Правления РБА

09.12.2019

Условия использования

Внимание: Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской библиотечной ассоциации (www.rba.ru) обязательна.

© 2005-2020 Российская библиотечная ассоциация. Все права защищены.
Поддержка сайта: webmaster@rba.ru