Российская государственная детская библиотека наградила победителей III Всероссийского конкурса авторских программ по приобщению детей к чтению
22–23 ноября 2019 года в Российской государственной детской библиотеке прошёл III Всероссийский Фестиваль авторских программ по приобщению детей к чтению, организованный при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. За два дня работы Фестиваля в нем приняло участие более 440 (из них более 200 – дистанционно) специалистов учреждений культуры, образования и просвещения, работающих с детьми, из 32 регионов России и города Луганска (Луганская Народной Республика).
В первый день Фестиваля состоялась торжественная церемония награждения победителей III Всероссийского конкурса авторских программ по приобщению детей к чтению. Участников Фестиваля приветствовала Ольга Петровна Мезенцева, заместитель директора по науке и издательской деятельности Российской государственной детской библиотеки, отметившая, что проект очень динамично развивается и всё больше участников из разных концов страны принимают участие в Конкурсе. Также Ольга Петровна подчеркнула, что несмотря на то, что большинство участников — библиотекари из сельских и городских библиотек, в то же время, постоянно растет количество участников из школ, детских садов, музеев. Это не может не радовать, поскольку идея Конкурса и Фестиваля как раз и состояла в том, чтобы собрать не только лучшие библиотечные практики, но и практики других учреждений культуры и образования, занимающихся приобщением детей к чтению.
Также победителей поприветствовали члены жюри Конкурса. Зинаида Александровна Гриценко, ведущий специалист по дошкольному чтению, автор методических пособий, особо отметила ценность существования организаций, продвигающих чтение и приобщающих детей к чтению. И поскольку в современных образовательных стандартах литература и чтение не входят в перечень первоочередных предметов, возрастает ценность работ, представленных на конкурс. Она также обратила внимание на важность анализа художественного произведения с детьми и необходимость вовлечения в работу родителей.
Татьяна Валерьевна Рудишина, главный библиотекарь Центральной городской детской библиотеки им. А. П. Гайдара городы Москвы, говорила о том, какую важную роль играет краеведение и что именно из локальных историй складывается большая страна, поэтому важно отражать эти истории на занятиях с детьми.
Наталья Григорьевна Малахова, психолог, главный библиотекарь отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки, руководитель проекта «Мастерская авторских программ по приобщению детей к чтению» рассказала о критериях, по которым отбирались работы. Члены жюри обращали особое внимание на то, соответствует ли работа теме, насколько в ней раскрыт механизм приобщения детей к чтению, а также на качество литературы, подобранной для проведения занятий по программам, и соответствие возраста детей, с которыми ведется работа, и видов деятельности на занятиях.
Александра Викторовна Березина, научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки, напомнила, что в этом году на конкурс поступило 92 работы, что в 5 раз больше по сравнению с первым конкурсом 2015 года, при этом уровень представляемых работ очень вырос. В итоге было выбрано 38 победителей в 9 номинациях: Читаем с дошкольниками; Читаем со школьниками художественную литературу; Читаем со школьниками научно-популярную литературу; Эстетическое воспитание; Краеведение; Фольклор; Работа с особыми детьми; Клубная работа и Литературные квесты. Также Александра Викторовна отметила, что на конкурс было представлено очень мало работ по подростковому чтению, а очень важно не забывать о подростках и что как раз подростковая аудитория требует новых, инновационных подходов.
На сайте Центра социологии, психологии и педагогики детского чтения размещён
Также в первый день Фестиваля прошла презентация книги «Читать не страшно!» Галины Михайловны Пальгуевой, методиста Централизованной библиотечной системы Канавинского района (г. Нижний Новгород). Автор рассказала о том, как научиться обсуждать книги, что разговор о книге — это подготовка к разговору на любые темы, а читать, значит, познавать жизнь, преломленную через взгляд писателя.
Второй день начался с награждения победителей Конкурса проектов по приобщению детей раннего и дошкольного возраста к чтению «Необыкновенные приключения детей, их родителей и педагогов в библиотеке», проведённым Российской государственной детской библиотекой совместно с Федеральным институтом развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Победителей поздравили Елена Андреевна Колосова, заведующая отделом социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки; Елена Геннадиевна Хайлова, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей Федеральным институтом развития образования РАНХиГС, и Наталья Григорьевна Малахова, главный библиотекарь отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки.
Перед участниками Фестиваля с открытой лекцией «Сложные темы и современные книги» выступила Марина Семёновна Аромштам, главный редактор сайта «Папмамбук», автор книг о воспитании детей. Она рассказала о книгах, которые помогут специалистам (библиотекарям, воспитателям, учителям) говорить с детьми на сложные темы.
В течение двух дней победители III Всероссийского конкурса авторских программ по приобщению детей к чтению, специалисты Российской государственной детской библиотеки и других библиотек Москвы провели мастер-классы по авторским методикам. Наиболее актуальными оказались мастер-классы, на которых были представлены новые форматы приобщения детей к чтению, квесты, литературные студии и краеведческие занятия. Современные авторские программы — это синтез различных видов искусств в приобщении детей к чтению, основанный на литературном материале.
Всего в течение Фестиваля библиотекарями, педагогами, методистами и психологами из Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Екатеринбурга, Сургута, Пензы, Ульяновска, Нижнего Новгорода, Великого Новгорода, Иваново, Каменск-Уральска Свердловской области было проведено более 25 мастер-классов.
Фестиваль уже в третий раз стал уникальной площадкой, дающей возможность знакомиться с работой лучших специалистов России в области детского чтения, делиться опытом, представлять свои разработки и обсуждать их эффективность.
Участники Фестиваля отмечали отличный формат мероприятия, много настоящей «живой» практики, творческую атмосферу и высокий профессионализм организаторов мероприятия.
Пресс-служба