Президентская библиотека представила тематическую электронную коллекцию «Год театра в России»
«Ни в одной стране театр не играл такой роли, как в России, — говорится в раритетном издании под редакцией В. Каллаша и Н. Эфроса (1914). — Начав жить значительно позднее других, русский театр во всех его слагающих частях… развивался с такой напряжённостью и быстротой, что успел к нашему времени сравняться с западно-европейским театром в глубине и красоте своих достижений. <…> Русский зритель шёл в театр не только за эмоциями чисто эстетического порядка: в нём он искал и находил ответы и на иные запросы, в том числе общественные. "Театр-школа", "театр-кафедра": эти определения особенно подходили к русскому театру. Это поставило в России театр в положение совершенно исключительное».
В Год театра Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина оцифровала редкие материалы, посвящённые русской сцене. В настоящее время с ними можно ознакомиться в , основу которой составили архивные дела фонда «Дирекция императорских театров МИДа» Российского государственного исторического архива.
Коллекция насчитывает более тысячи единиц хранения. В её состав включены, например, (1826), архивное (1842), книги В. И. Покровского (1911) и М. А. Яковлева (1924), сочинение М. Д. Загорского (1940), комплект открыток « (2001) и автореферат диссертации М. В. Анестратенко (2016).
Русский театр берёт свое начало с давних времён. Славянские обряды и праздники сопровождались песнями, плясками, заклинаниями, в них принимали участие ряженые. Про это можно прочесть в книгах А. Архангельского (1884), В. Всеволодского-Гернгросса (1936) и др. В последней говорится: «Ещё до развития в России театра носителями "актёрского" искусства в старой Руси были так называемые скоморохи — балагуры-весельчаки, в одно и то же время игравшие на музыкальных инструментах, сказывавшие исторические песни и сказки, плясавшие, водившие кукол и учёных медведей и т. д. Они были душою всех праздничных собраний, особенно святок, масленицы, свадеб».
Настоящий интерес к театру появился в середине XVII века, в правление Алексея Михайловича. Но представления тогда были предназначены только для знати.
Великий преобразователь Пётр I не обошёл своим вниманием и нарождающуюся русскую сцену. Об этом можно прочесть в упоминавшемся выше издании (1914) и в исследовании приват-доцента Московского университета А. Кизеветтера (1917), где говорится: «Пётр поставил русской сцене ещё одну задачу. По его мысли, театр должен был сделаться общенародным, не источником удовольствия одного привилегированного меньшинства, а образовательным орудием для всей массы народа».
Идея театра, доступного для народа, в первые десятилетия XVIII века была подхвачена широкими слоями населения и вызвала ряд попыток демократизации театра. «Разночинная интеллигенция посадской Москвы в первой половине XVIII века была единственным хранителем, представителем и производителем театрального, если не искусства, то ремесла, которое недалеко находилось и от искусства, развивая в своей публике вкус,» — читаем в исследовании . Поразительно быстрым было развитие самых разнообразных видов театра — придворного, казённого, частного, предпринимательского и крепостного, фабричного и прочих.
Первым профессиональным театром в России стал общедоступный театр в Ярославле, созданный купцом Ф. Г. Волковым. В 1752 году его актёры дали представления в Царском Селе, а в 1756-м ярославский театр стал официально именоваться «Русским для представления трагедии и комедии театром». Репертуар составляли преимущественно пьесы Сумарокова.
При Екатерине II театральное искусство в России переживает подлинный расцвет: помимо приглашаемых иностранных трупп императрицей учреждается самостоятельная Дирекция всех придворных театров, которая просуществует до конца правления династии Романовых. У русского дворянства последующего времени возникает мода иметь домашние театры: со второй половины XVIII века по 40-е годы XIX века действовало более 170 крепостных театров, из них 53 в Москве.
В книге Н. Евреинова (1925) рассказывается, что первое выступление крепостных на сцене относится к 1744 году, когда в придворном театре по случаю обручения наследника престола Петра Фёдоровича с немецкой принцессой, будущей Екатериной Великой, был исполнен «Балет цветов».
У графа П. Б. Шереметева театров было три: один в Москве и два в подмосковных имениях Кускове и Останкине. По величине Кусковский театр равнялся Московскому Малому, но изящностью отделки и роскошью во много раз превосходил его. «Однако театр гр. Шереметева стяжал у современников громкую славу не столько богатой красотой архитектуры, — продолжает Н. Евреинов в издании , — сколько отличным исполнением талантливых и образованных крепостных артистов. Состав труппы вместе со специальными портными и парикмахерами доходил до 230 человек».
О специфике набирающего в России опыт театрального дела чрезвычайно интересно размышляет Д. Коровяков в сочинении (1894).
Вместе с развитием театра шло формирование нового литературного жанра — театральной критики, о чём свидетельствуют документы коллекции, такие как(1825).
На рубеже XIX–XX веков в России появляются великие теоретики и практики театра. К. Станиславский и В. Немирович-Данченко создают общедоступный Московский Художественный театр (МХТ).
После Октябрьской революции все российские театры были переданы в ведение отдела искусств Государственной комиссии по просвещению, а в 1919 году произошла национализация театров. Часть профессионалов сцены не захотели сотрудничать с большевиками и эмигрировали в Европу. В коллекции Президентской библиотеки представлены, в частности, несколько номеров издававшегося в Берлине журнала русской эмиграции , среди основных тем которого были театр и изобразительное искусство.
Во времена СССР большим успехом пользовался Ленинградский Большой драматический театр под руководством Г. А. Товстоногова. О «золотом веке» БДТ напоминает комплект открыток с фотографиями ведущих актёров: «
Через 20 лет после смерти Станиславского Жан Вилар, один из крупнейших актёров и режиссёров Франции, : «Тысячи зрителей, посещающих по вечерам театры в Нью-Йорке или Москве, в Риме или Париже, в Барселоне или Лондоне, не знают, что то, чем они восхищаются на сцене – начиная с актёрской игры и кончая деталями постановки, — всё сплошь и рядом является следствием уроков Станиславского. Достижения театрального искусства в XX веке невозможно не только представить, но и понять, не оценив всего того, что внёс в него Станиславский».
Источник: