РОССИЙСКАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ
Главная / Новости / В Московской универсальной губернской библиотеке специалисты обсудили вопросы организации доступной среды в детских библиотеках

В Московской универсальной губернской библиотеке специалисты обсудили вопросы организации доступной среды в детских библиотеках

9 октября 2018 года в Московской универсальной губернской библиотеке в Пушкино (Московская область) состоялась Вторая межрегиональная научно-практическая конференция, посвященная реализации доступной среды в детских библиотеках: «Детские библиотеки — доступная среда: новые практики и инновационные формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Детские библиотеки, являясь социально-ориентированными учреждениями, всегда предоставляли услуги различным категориям детей, в том числе — с особенностями развития, таким образом реализуя государственную культурную политику в области социально-культурной реабилитации инвалидов. В последнее время это направление деятельности стало еще более актуальным. Библиотекари хорошо знакомы с этой особой категорией читателей и многое делают, чтобы их жизнь наполнялась яркими эмоциями и ощущениями, а атмосфера в библиотеке стала дружелюбной.

Практика показывает, что «особенные» дети активно посещают библиотеку для участия в различных мероприятиях, и это важно: происходит так называемая социальная интеграция, когда вполне обычные и «не обычные» дети могут общаться друг с другом на равных, объединяемые общими интересами. Сотрудники библиотек стараются, чтобы было больше мероприятий, доступных для детей с ОВЗ. Как правило, это мероприятия по арт-терапии (лечение искусством) и библиотерапии (лечение чтением).

Помимо детских мероприятий сотрудники библиотек проводят встречи для их родителей. Отличным примером служит создание в библиотеке № 259 г. Московский клуба «Территория мам», где родители, воспитывающие детей-инвалидов и детей с ОВЗ, получают психологическую и информационную помощь.На встречах клуба решаются текущие вопросы, происходит обмен полезной информацией, работа с психологом, медицинским работником, представителем социальных организаций округа, арт-терапевтом.Для оперативного общения создана группа в watsapp, где члены клуба общаются в режиме 24/7. Идея создания клуба для родителей родилась у автора проекта Ольги Сергеевны Барановой ровно год назад на Первой конференции «Детская библиотека — доступная среда». В этом году проект «Территория мам» вывел Ольгу в финал конкурса «Лучший библиотекарь города Москвы — 2018», что подчеркивает значимость создания родительских объединений на базе библиотек. И действительно, библиотека — это место, которое и ребенок, и родитель всегда могут посетить.

Но не только в стенах библиотеки проходят мероприятия для «особенных» детей. Очень продуктивным и полезным в этом направлении стало сотрудничество с различными благотворительными фондами и общественными организациями, которые занимаются детьми с физическими проблемами. Сотрудники библиотек и волонтеры вместе выезжают к детям и проводят для них веселые праздники, громкие чтения, игры и просто дарят свою любовь. Об этом рассказали докладчики — практикующие сотрудники библиотек Московской, Брянской и Ивановской областей.

Олег Николаевич Дядьков, начальник Управления информационно-аналитической работы Министерства культуры Московской области, рассказал, что организации доступной среды в Подмосковье уделяется большое внимание, в частности, в период с 2015–2018 гг. в бюджете региона выделено 166 миллионов рублей на развитие доступной среды, и часть этих средств получили библиотеки, поскольку массово работают с людьми с инвалидностью. Что касается будущего периода, в рамках национального проекта «Культура» планируется провести модернизацию материально-технической базы библиотек, которая может быть направлена на организацию архитектурной доступности для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Но гораздо важнее не сам факт приобретения оборудования, например, тифлофлешплееров (специального оборудования для чтения говорящих книг), а их использование. Именно поэтому библиотеки должны информировать население о своей готовности работать с определенной категорией особенных читателей. Для этих целей создана Карта возможностей особого ребенка. Основной идея проекта заключается в том, что можно нанести на карту либо выбрать объекты в районе, где может учиться или проводить время ребёнок с особыми потребностями. Таким образом, можно составить инфраструктуру для особого ребёнка по месту жительства и помочь тем самым многим деткам, чьи родители также собирают и анализируют эту информацию. Карта возможностей особого ребенка доступна на сайте Ванечка.рф.

В финальной части конференции прошли мастер-классы и творческие мастерские по арт-терапии, терапевтическому танцу и созданию тактильных книг. Подводя итоги конференции, заместитель директора Московской губернской универсальной библиотеки Ольга Павловна Кубышкина еще раз подчеркнула значимость встречи не только для библиотечного сообщества, но и для региона в целом.
 

Татьяна Юрьевна Картоножкина,

ведущий методист отдела методического сопровождения детских библиотек Московской области

Московской губернской универсальной библиотеки

12.10.2018

Условия использования

Внимание: Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской библиотечной ассоциации (www.rba.ru) обязательна.

© 2005-2024 Российская библиотечная ассоциация. Все права защищены.
Поддержка сайта: webmaster@rba.ru