Национальная библиотека Республики Коми подвела итоги Первой региональной книжной выставки-ярмарки «Алая лента»
20–24 мая 2018 года в Республике Коми работала региональная книжная выставка-ярмарка «Алая лента». Она прошла в рамках Года культуры в регионе и была приурочена к двум праздникам: её открытие состоялось в День коми письменности, а завершилась выставка в День славянской письменности и культуры. Инициатором и организатором масштабного мероприятия стала Национальная библиотека Республики Коми при поддержке двух региональных министерств — культуры и национальной политики. Свое название выставка-ярмарка получила благодаря первому коми роману «Алая лента».
Дать новый импульс развитию регионального книгоиздания и книжного рынка, выявить лучшие региональные издательства, сблизить издателей, авторов, библиотеки между собой и с потенциальными читателями,возродить престижность чтения и интерес к национальной книге, — такие цели ставили перед собой организаторы «Алой ленты».
В программе выставки-ярмарки было заявлено более 30 событий. На площадках Сыктывкара и муниципальных районов республики прошли книжные ярмарки, гдевсем желающим была предоставлена уникальная возможностьознакомиться с новинками печати, состоялись встречи, мастер-классы и практические семинарыс писателями, поэтами ииллюстраторами книг, конкурсы, литературные экскурсии, концертные программы и многое другое.
Почётными гостями ярмарки стали популярная радио- и телеведущая, куратор ряда всероссийских проектов по чтению Фекла Толстая, писатель Алексей Николаевич Варламов, редактор и издатель Елена Даниловна Шубина. Творческие встречи и мастер-классы с их участием, прошедшие с аншлагом в Национальной библиотеке, стали настоящим подарком для профессионалов и всех любителей чтения.
Главными событиями «Алой ленты» стали конкурсы для читателей и издателей. По итогам конкурса среди региональных издательств и издающих организаций, на который были представлены выпущенные в 2015–2017 гг. издания на коми и русском языках, была сформирована «Золотая полка» «Алой ленты». Сюда вошли издания-победители в разных номинациях, посвященных истории и современности Республики Коми.
Еще одним важным событием «Алой ленты» стал круглый стол «Проблемы регионального книгоиздания и книгораспространения». Впервые в дискуссии за круглым столом собрались все заинтересованные участники книжного рынка республики — издатели, писатели, представители книготорговых организаций, библиотек и образовательных учреждений, представители органов исполнительной и законодательной власти и члены Общественной палаты Республики Коми.
Известно, что в провинции издание книг и их распространение находятся сейчас в плачевном состоянии, поэтому сохранение и поддержка самобытного регионального книгоиздания как основы отечественного книгоиздания в едином культурном пространстве России, поддержка чтения являются важнейшими задачами. В Коми ежегодно издается более 400 новых книг. В то же время участники встречи отметили невысокие тиражи литературы, поступающей в розничную продажу, и слабую информированность о ней населения.
При всех обозначенных проблемах необходимо отметить, что коми книжная продукция представлена сегодня в самых лучших традициях российского книгоиздания, о чем свидетельствуют высокие оценки читателей и критиков, признание профессионалов и награды на книжных конкурсах, выставках,ярмарках в России и за рубежом. В связи с этим много говорилось о том, что недостаточно выпустить качественное и красивое издание, важно активно его продвигать и популяризировать.На круглом столе были представлены различные форматы продвижения книжной продукции.
В качестве примеров использования новых инструментов по привлечению интереса широкой аудитории к литературным произведениям коми авторов было представлено несколько проектов: портал «Ловья Кыв» (Живое слово), собравший «золотой» аудиофонд детской литературы на коми языке; группа «ВКонтакте» «Дуда Платтьöа» (Девушка в дуднике), посвященная красочно иллюстрированной книге-билингве для слабовидящих детей коми автора Е. Афанасьевой; книга «Путешествие с северным газом» — сказочное приключение с элементами профориентации и краеведения по девяти субъектам РФ (зоне деятельности заказчика издания) как проект Коми республиканской типографии с трехлетним маркетинговым планом по внедрению бренда; видеоролики поэтессы А. Бествитской в формате буктьюб, знакомящие зрителей телеканала «Юрган» с новыми произведениями коми авторов.
Подводя итоги состоявшегося за круглым столом разговора, министр культуры, туризма и архивного дела Республики Коми Сергей Витальевич Емельянов выразил общую убежденность в том, что необходима консолидация всех участников в ряду «автор — издатель — книгопродавец — библиотекарь», чьи усилия должны быть направлены на поддержку регионального книжного рынка и продвижение чтения. Все стороны сошлись во мнении, что без комплексного, системного подхода не удастся ни восстановить утраченные позиции, ни завоевать новые.
Наталия Владимировна Гурьева,
ученый секретарь