РОССИЙСКАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ
Главная / Новости / Российская государственная библиотека для молодежи подвела итоги Межведомственного семинара «Социализация молодёжи с ментальными особенностями средствами учреждений культуры»

Российская государственная библиотека для молодежи подвела итоги Межведомственного семинара «Социализация молодёжи с ментальными особенностями средствами учреждений культуры»

21 февраля 2018 года в Малом зале Российской государственной библиотеки для молодёжи состоялся Межведомственный проблемный семинар «Социализация молодёжи с ментальными особенностями средствами учреждений культуры», который был посвящен проблемам социальной адаптации молодых людей с ментальными нарушениями, а также созданию дружелюбной среды и преодолению стереотипов в обществе по отношению к посетителям с ментальной инвалидностью.

На этапе подготовки семинара стало очевидно, насколько актуальна данная тема и насколько необходимо обсуждение, поэтому участие в мероприятии приняли не только сотрудники библиотек и других учреждений культуры, но и преподаватели вузов, студенты РГСУ (факультет социальной работы, кафедра «Организация работы с молодёжью»), сотрудники медицинских учреждений, социальные педагоги, психологи, представители некоммерческих организаций и другие специалисты, занимающиеся изучением проблем социализации молодых людей с ментальными особенностями.

Семинар открыла директор Российской государственной библиотеки для молодежи, вице-президент Российской библиотечной ассоциации Ирина Борисовна Михнова. Она поделилась воспоминанием об участии в конференции Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (IFLA), которая проходила в Швеции в 2010 году. Именно этот опыт знакомства с колоссальной работой зарубежных коллег в этом направлении стал своеобразной отправной точкой в работе РГБМ с разными категориями людей с нарушениями интеллектуального развития:

«В 2010 году на конференции IFLA в Швеции были разные сессии, и одна из сессий с 13 докладами была посвящена одной теме — библиотечному обслуживанию дислектиков. Мы на тот момент не были знакомы ни с понятием, ни с явлением. Для нас это было тогда потрясением:насколько наш уровень восприятия действительности далёк ещё от уровня восприятия действительности многих, особенно американских и европейских, библиотек. И тогда мы непосредственно занялись этой темой. Сегодня у нас в стране отношение к людям с инвалидностью меняется в лучшую сторону. Хотя мы на семинаре впервые так широко затронули проблему молодых людей с ментальными особенностями, в настоящее время это вторая, после организации молодёжного чтения, лидирующая тема в нашей библиотеке».

О том, что скрывается под терминами «ментальные нарушения» и «ментальная инвалидность», а также что нужно знать о посетителях с особенностями интеллектуального развития в учреждениях культуры, рассказал в установочном докладе доктор медицинских наук, профессор Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова Андрей Юрьевич Березанцев.

Он отметил: «Такие понятия, как “ментальная дисфункция” и “ментальные нарушения”, в медицине и психиатрии отсутствуют. В психиатрии это раздел клинической медицины, всё жёстко регламентировано действующими международными классификациями, и там это очень чёткая классификация психических и поведенческих расстройств, никаких ментальных дисфункций в психиатрии нет».

В своём выступлении А. Ю. Березанцев подробно остановился на двух типах ментальных дисфункций и их симптомах — ментальных нарушениях детского возраста (расстройства аутистического характера, умственная отсталость) и нарушениях, проявляющихся в молодом возрасте (шизофрения, химические и нехимические зависимости).

Говоря о роли учреждений культуры в социальной адаптации данной категории посетителей, профессор подчеркнул: «Социальный тренинг и приобщение к социальной жизни этих молодых людей, в том числе средствами учреждений культуры, тормозит развитие мозговых изменений, если это текущий патобиологический процесс, и, безусловно, даёт положительный результат».

О моделях социального взаимодействия и отношения общества к людям с ментальными нарушениями рассказала Елена Константиновна Лобачёва, преподаватель кафедры клинической психологии МПСУ. Она отметила, что в обществе существуют как позитивные модели социального взаимодействия (например, модель «Развитие»), так и негативные модели, которые препятствуют успешной социализации ментальных инвалидов, в том числе влияют и на отношение самих родителей к своим «особым» детям.

Согласно опубликованным исследованиям, «процент негативного отношения к людям с нарушенным интеллектом гораздо выше, чем к другим категориям людей с ОВЗ. То есть общество людей с нарушениями опорно-дигательного аппарата или с нарушениями зрения готово принимать легче. И на сегодняшний день, даже исследовав родительскую позицию, в случае, когда ребенок имеет нарушенный интеллект, только 6% семей эмоционально готовы его принять. Это не значит, что они отказываются. Они ухаживают, они заботятся, они кормят, они пытаются одевать, но они не пытаются выводить его на какие-то мероприятия, потому что они сами считают, что ему это не нужно. Человек не видит равного и не видит необходимости создавать полноценную жизнь. То есть как цветок в горшочке, мы поставили его на подоконник, мы его поливаем, и этого достаточно.Мы не считаем нужным сажать цветы другие, чтобы была оранжерея для общения этого цветка».

С успешными программами и проектами, нацеленными на решение проблем социальной адаптации людей с ментальными нарушениями развития,участников семинара познакомили представители инклюзивного отдела Музея современного искусства «Гараж» и ГМИИ им. А.С. Пушкина. Оба музея с 2015 года совместно с Фондом содействия решению проблем аутизма в России «Выход» реализуют программу «Аутизм. Дружелюбная среда».

Лада Игоревна Талызина, менеджер инклюзивного отдела Музея «Гараж», рассказала о важных моментах, на которые стоит обратить внимание, приступая к разработке собственной подобной программы:

«Когда вы начинаете делать программу, необходимо понимать до конца, для кого вы её делаете, и учитывать особенности людей с инвалидностью, приходящих к вам в музей или библиотеку. Но важно учитывать не все особенности, а только те, которые могут отразиться на самом человеке, на музее, на сотрудниках музея в момент посещения человеком вашего пространства. Поэтому стоит обратить внимание на коммуникативные особенности, особенности восприятия информации, в том числе письменной, и каких-то внешних стимулов».

Также Лада Игоревна рассказала о том, что такое социальная история, зачем нужна сенсорная карта музея и как измерить эффективность работы с людьми с особенностями интеллектуального развития.

Сотрудники ГМИИ им. А. С. Пушкина Евгения Игоревна Киселёва и Мария Григорьевна Дрезнина представили свой уникальный опыт работы с разными категориями людей с инвалидностью в Центре«Мусейон», который функционирует в Музее с 2006 года. Целью этого центра является детское образование,в нём проводятся творческие мастер-классы для детей и юношества,а отдельной большой его частью является мастерская арт-терапии.

В 2016 году в ГМИИ им. А. С. Пушкина начала работать собственная программа «Доступный музей», участие в ней принимают сотрудники разных отделов, которые в свободное от основной работы время занимаются новыми инклюзивными проектами. Также в этом году в ГМИИ им. А. С. Пушкина начала работу программа по набору волонтёров для работы с посетителями с ментальными особенностями.

Подробно о методах арт-терапии в мастерской Центра «Мусейон» рассказала Мария Григорьевна Дрезнина, которая является автором восьми книг, посвящённых методам арт-терапии в работе с разными категориями людей с инвалидностью. Одна из книг автора была торжественно подарена Российской государственной библиотеке для молодёжи.

Хороший пример терапии искусством представили сотрудники Интегрированного театра-студии «Круг II» Межрегиональной общественной организации в поддержку людей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями «Равные возможности». Один из ключевых моментов работы интегрированного театра — «особый театр как жизненный путь». Через работу с телом и общение в процессе создания одного большого дела, постановки спектакля или другого творческого продукта, участники чувствуют себя нужными, и главное — они имеют возможность почувствовать свою ответственность, чего зачастую лишены. Интегрированный театр-студия «Круг II» как раз такую возможность даёт молодым людям с ментальными расстройствами.

«Мы говорим, здорово создавать равные условия для людей с особенностями развития. Вот мы их создали, а в чём они развиваются? В чём появляется это равенство? Оно появляется только тогда, когда мы этим людям предоставляем ответственность за что-то, начиная от самой минимальной ответственности, которая касается бытовой самостоятельности, и заканчивая ответственностью за произведённый им объект. Но огромная проблема именно в том, что человеку с особенностями развития очень часто некуда прийти, он не востребован, и на него автоматически не налагается эта ответственность. Как только эта ответственность появляется, огромное количество вопросов снимается», — отметила Екатерина Игоревна Аксёнова.

Интересный опыт общественных организаций, которые уже много лет занимаются проблемой социализации людей с ментальными особенностями, представили сотрудники фонда «Лучшие друзья» и Мастерской социально-творческой инклюзии «Сундук».

Фонд «Лучшие друзья» помогает социализироваться молодым людям с нарушениями развития интеллекта. Менеджер программ фонда Александра Вадимовна Шпотова рассказала об уникальности подхода работы фонда и о программах:

«Одна из ключевых программ фонда — это программа индивидуальной дружбы, когда два человека — один с инвалидностью ментальной, другой без инвалидности — вместе независимо от мероприятий фонда куда-то ходят, куда — сами решают. И мы говорим именно о дружбе, а не о наставничестве или шефстве. Они вдвоём придумывают, куда пойти, они вдвоём чем-то обмениваются, делятся, дарят друг другу подарки и как-то стараются друг другу помогать. И действительно, получается, что не один принимает, а другой даёт — это дружба на равных. И волонтёры, которые дружат с такими ребятами, тоже отмечают, что им эта дружба очень полезна и приятна», — рассказала Александра Вадимовна.

Кроме того, Фонд запустилуникальный проект «Easytoread», или «Простыми словами» — это формат представления текста для «особых» людей, которым сложно читать в силу интеллектуальных особенностей.

Ольга Анатольевна Призова, директор по развитию Мастерской социально-творческой инклюзии «Сундук» рассказала о программах Мастерской и принципах, на которых основана колоссальная работа по социальной адаптации взрослых людей с расстройством аутистического спектра.

Специалисты Российской государственной библиотеки для молодёжи, Российской государственной детской библиотеки, Санкт-Петербургской Государственной библиотеки для слепых и слабовидящих и Центральной районной библиотеки им. Л. Соболева Невской ЦБС г. Санкт-Петербурга также поделились опытом работы с молодёжью с ментальными нарушениями, «особыми» детьми и их родителями, а также методиками подготовки программ и работы с персоналом.

Среди новых библиотечных проектов, направленных на решение проблем социализации людей с ментальными особенностями, — проект «Школа профессий», который был запущен Российской государственной детской библиотекой совместно с Центром «Школа сказки» с начала этого года.

О проекте рассказала Марина Владимировна Новикова, советник директораРоссийской государственной детской библиотеки:

«“Школа профессий” — это литературно-практические занятия, которые основаны на знакомстве с различными профессиями и с детской литературой, которая посвящена этим профессиям. Мы начали работу с двумя группами детей с ментальными особенностями: дети с расстройством аутистического спектра и дети глухие и слабослышащие. Каждое занятие состоит из трёх частей: литературная часть — знакомство с книгами, встреча с представителями профессий, которые рассказывают о себе и выборе жизненного пути, и практическая часть — дети пробуют себя в данной профессии. Проект знакомит участников с одной из пяти профессий: пекарь, столяр, библиотекарь, робототехники, художник-иллюстратор».

В ходе семинара было представлено 13 докладов. Участие в нём приняли свыше 200 человек, 155 из которых — представители различных регионов РФ – дистанционно в ходе онлайн-трансляции на сайте РГБМ. Встреча получилась живой, интересной и, надеемся, полезной для всех участников и слушателей.

Приглашаем всех желающих посмотреть видеозапись мероприятия.
 

Юлия Николаевна Наумова,

ведущий специалист Информационно-консалтингового центра «Библиотека и молодёжь»

Российской государственной библиотеки для молодёжи

27.02.2018

Условия использования

Внимание: Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской библиотечной ассоциации (www.rba.ru) обязательна.

© 2005-2024 Российская библиотечная ассоциация. Все права защищены.
Поддержка сайта: webmaster@rba.ru