Российская государственная библиотека искусств представила издания, выпущенные к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне
6 июня в рамках книжного фестиваля «Красная площадь» в демонстрационном зале Государственного универсального магазина в Москве состоялась презентация альбома «Сороковые роковые… Спектакли о войне: фотографии из фондов Российской государственной библиотеки искусств» и библиографического указателя «Драматургия эпохи Великой Отечественной войны». На мероприятии выступили авторы и составители этих проектов, а также ведущие театроведы, известные историки искусств и молодые актёры.
«Театр одним из первых откликнулся на события Великой Отечественной войны. Драматурги и театральные коллективы были чрезвычайно мобильны. В годы войны было написано 350 полных многоактных пьес и 600 — одноактных. Это колоссальное количество. Первые пьесы появились уже 1941 году», — рассказала Ада Ароновна Колганова, директор Российской государственной библиотеки искусств. В приветственном слове она поблагодарила всех, кто участвовал в подготовке изданий, и кратко рассказала о концепции проектов.
Первая часть презентации была посвящена библиографическому указателю «Драматургия эпохи Великой Отечественной войны». Работу над ним начали сотрудники тогда еще Театральной библиотеки уже в июне 1941 году. Библиограф Евгения Суслова, заведующая бюро театральных вырезок, оперативно и самоотверженно отражала важнейший этап в жизни советского театра. В итоге был создан машинописный справочник в восьми томах. Сегодняшний указатель — наиболее полный свод драматургии военных лет, созданный с учётом современных возможностей. Издание знакомит со множеством забытых и малоизвестных пьес, которые могут быть использованы в постановках профессиональных и самодеятельных театров. В новый указатель вошли сведения даже о машинописных и стеклографированных пьесах, изданных Всесоюзным управлением по охране авторских прав, — их экземпляры хранятся в фонде Отдела редких книг Российской государственной библиотеки искусств.
«Библиографический справочник говорит действительно о живом процессе. Театры и зрители хотели живого слова, современного слова драматурга о том, что происходит не только на фронте, но и в жизни. Поменялись зрители, возник новый взгляд, особенно серьёзный», — отметил Дмитрий Владимирович Трубочкин, автор предисловия к указателю, доктор искусствоведения, профессор кафедры истории зарубежного театра Российского института театрального искусства. — «В этих книгах есть и человеческое измерение, представлен масштаб работы библиотекарей, который очень-очень велик и в особенности он раскрывается в контексте юбилея Победы».
Марина Анатольевна Зеленцова, заведующая научной библиотеки Российского института театрального искусства, отметила колоссальный труд составителей указателя. Она обратила внимание на уникальный вспомогательный аппарат, который включает указатель авторов пьес и инсценировок (в том числе переводчиков, либреттистов, композиторов и иллюстраторов), указатель заглавий, указатель жанров по формам, содержанию и видам сценического исполнения. Она также подчеркнула, что пьесы в указателе расписаны по ролям, а это очень важно для практической работы театра.
Во второй части презентации был представлен альбом «Сороковые роковые… Спектакли о войне: фотографии из фондов Российской государственной библиотеки искусств», выпущенный библиотекой совместно с театральным издательством «Navona». В альбоме собраны уникальные фотографии спектаклей московских театров, хранящихся в фондах библиотеки искусств. На них запечатлены сцены из постановок 1940–1970-х годов, рассказывающих о трагических событиях Великой Отечественной войны и подвигах советского народа. О тонкостях создания проекта — от замысла до реализации — рассказала руководитель издательства Елена Борисовна Эрикссен.
«Это необычный альбом! Его можно носить в кармане, если карман большой, в сумочке, затрепать любовно… Действительно очень и очень полезная информация, связанная с хорошим, грамотным обзором спектаклей и самое главное — с его фотографиями. Хочется их перелистывать и ощущать непрерывность момента перехода от традиций 1941 года до 1945 года», — высоко оценил издательский проект Дмитрий Владимирович Трубочкин.
Театровед Анаит Вачеевна Оганесян искренне и проникновенно рассказала о значении театра для людей, переживших войну, а киновед Дмитрий Афанасьевич Салынский поделился воспоминаниями о том, как его отец — драматург Афанасий Дмитриевич Салынский, работал над созданием пьесы «Барабанщица». В завершении студенты Высшего театрального училища (института) имени М. С. Щепкина Иван Сергеевич Кирюхин, Константин Сергеевич Кирсанов, Алиса Станиславовна Илларионова исполнили один из самых драматичных эпизодов пьесы «Мой бедный Марат» Алексея Николаевича Арбузова.
Представители библиотек, музеев и театров получили экземпляры изданий в подарок.
Валерия Валерьевна Морозова,
PR-специалист