РОССИЙСКАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ
Главная / Новости / Специалисты библиотек Ульяновска и Самары обсудили экологию детского информационного пространства

Специалисты библиотек Ульяновска и Самары обсудили экологию детского информационного пространства

1 ноября 2017 года в Центральной городской библиотеке им. И. А. Гончарова в Ульяновске состоялась межрегиональная web-конференция «Ребёнок читающий: экология детского информационного пространства». Специалисты библиотек и представители образовательного сообщества города Ульяновска и Самары обсудили феномен чтения ребенка в современном информационном пространстве, обменялись теоретическими и практическими знаниями по созданию оптимальной информационной среды для юного читателя в детских библиотеках.

С приветственным словом к участникам конференции обратилась Анна Сергеевна Кочеулова, заведующая детской библиотекой имени А. А. Пластова. Она поблагодарила партнёров за профессиональный интерес к актуальным проблемам детского чтения. Анна Сергеевна продолжила свое выступление докладом «Содержательные особенности чтения ребенка в России начала XXI», в котором определила отличия «образовательного» и «досугового» чтения, рассказала о способах прочтения текста, получивших наибольшее распространение у современных читателей — детей, а также представила совокупность мероприятий, проводимых в массовых библиотеках и направленных на стимулирование интереса к чтению у дошкольников и учащихся школ.

Особый интерес у участников вызвал доклад Татьяны Юрьевной Депцовой, преподавателя Самарского государственного университета имени С. П. Королева. Она определила роль и значение электронной книги в современном информационном пространстве. Сравнивая печатные и электронные издания, Татьяна Юрьевна отметила: «Традиционная книга создает коммуникационный комфорт. Молодежь выбирает печатную книгу, в ближайшем будущем интерес к ней не ослабнет».

Массовая библиотека как часть информационного пространства была рассмотрена Светланой Владимировной Максимовой, заведующей библиотекой № 2 имени Н. Г. Зырина. В своем докладе она акцентировала внимание на знаниях, необходимых ребенку для преобразования информационной среды.

О работе библиотек в рамках межведомственной программы по формированию информационной культуры рассказала Александра Евгеньевна Буйлина, заместитель директора по информатизации и автоматизации библиотечных процессов МБУК «Централизованная библиотечная система» города Ульяновска. В своем докладе Александра Евгеньевна также обозначила факторы, предусматривающие развитие информационной культуры: навык самостоятельного поиска и анализа информации, умение отличать издания друг от друга, личная потребность в усвоении основ информационной культуры.

Помимо отечественного опыта исследования чтения детей, на web-конференции был рассмотрен зарубежный опыт. Ольга Леонидовна Гавриленко, преподаватель Ульяновского института гражданской авиации имени Б. П. Бугаева, рассказала о наиболее интересных проектах, реализуемых в Европе, Америке и Азиатских странах. Так, в Японии детям предлагается отдельное огороженное пространство для чтения, т.к. акцент делается на непосредственное взаимодействие ребенка с книгой, а также на чтение в круги семьи — это особенность японского подхода к вовлечению ребенка в процесс чтения. Целый ряд европейских проектов предлагает по новому выстроить сам процесс приобщения ребенка к книге. Так, например, британский проект «Сортировщик книг» направлен на продвижение специальное программного приложения, которое рекомендует ребенку те или иные произведения на основе изучения читательских интересов. Увлекательную «болтовню" самих детей о детских книгах как способ рекомендации предлагает проект «Английский клуб», а подвигнуть школьников к прочтению определенного количества книг за летний период призывает проект «Вызов летнего чтения».

Наталья Ивановна Щеголева, главный библиотекарь детской библиотеки № 8 города Самары, обратилась к результатам социологического исследования чтения детей в регионах Поволжья и России. «Более половины опрошенных детей воспринимают чтение как удовольствие, остальные как необходимость и развлечение; такой ответ обусловлен наличием программ внеклассного чтения, носящих обязательный характер, и тем, что чтение, как инструмент развития фантазии ребенка, по-прежнему актуален» — отметила Наталья Ивановна. Исследование показало, что дети тратят на чтение от 30 до 60 минут ежедневно. При выборе книг для них все также важна рекомендация библиотекаря и представление изданий в открытом доступе (в сумме около 80% опрошенных обозначили эти два фактора влияния).

Особое внимание на конференции было уделено программам и проектам поддержки и развития читательской активности детей, реализуемым в библиотеках Поволжья. «Наш проект "Арт-книга" учит детей читать. Не просто складывать буквы в слова, а понимать содержание, работать с книгой, понимать позицию автора, узнавать мир героя. Ребенок создает свою книгу в виде рисунка, фотографии, сценок. Программа рассчитана на девять месяцев, и в конце ребенок получает книгу, которую создал сам» – поделилась организатор проекта, методист «Самарской муниципальной информационно-библиотечной системы» Инна Александровна Ямщикова.

Web-конференция получилась интересной и содержательной, в ходе нее была достигнута договоренность в области расширения партнерских отношений, а также было принято решение о создании электронного сборника материалов.
 

Отдел развития

Централизованной библиотечной системы Ульяновска

08.11.2017

Условия использования

Внимание: Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской библиотечной ассоциации (www.rba.ru) обязательна.

© 2005-2024 Российская библиотечная ассоциация. Все права защищены.
Поддержка сайта: webmaster@rba.ru