РОССИЙСКАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ
Главная / Новости / Российская государственная детская библиотека подвела итоги III Научно-практической лаборатории «Изучаем чтение: форматы и практики»

Российская государственная детская библиотека подвела итоги III Научно-практической лаборатории «Изучаем чтение: форматы и практики»

22–23 марта в Российской государственной детской библиотеке прошла в гибридном формате III Научно-практическая лаборатория «Изучаем чтение: форматы и практики», организованная в партнёрстве с Российской национальной библиотекой при поддержке Секции детских библиотек РБА и Секции по чтению РБА. Заседания обединили более 900 специалистов из 67 субъектов РФ, а также Донецкой и Луганской народных республик, Республики Казахстан и Китая. Количество просмотров онлайн-трансляций мероприятий в дни работы составило более 2,5 тысячи.

В течение двух дней в рамках лаборатории прошли обсуждения результатов всероссийских, региональных и локальных социологических, психологических, библиотековедческих и педагогических исследований, особенностей читательских предпочтений дошкольников, школьников, студентов, взрослых посетителей библиотек, стратегии современных издательств, современных методик изучения чтения.

Со вступительным словом к участникам лаборатории обратилась Ольга Петровна Мезенцева, заместитель директора по науке и образовательной деятельности Российской государственной детской библиотеки, которая подчеркнула, что детскую библиотеку и Российскую национальную библиотеку связывают долгие годы совместной работы, и научно-практическая лаборатория «Изучаем чтение: форматы и практики» — это результат такого сотрудничества. Опыт оказался очень успешным: в 2022 году лаборатория проходит уже в третий раз и не теряет своей актуальности и востребованности, потому что без изучения чтения невозможно ни продвижение чтения, ни приобщение к чтению детей и взрослых читателей.

Перед участниками лаборатории с открытой лекцией выступил Владимир Самуилович Собкин, доктор психологических наук, профессор, руководитель Центра социологии образования Института управления образованием Российской академии образования. Владимир Самуилович обращался к опыту изучения интереса подростков к художественной литературе на материалах исследований 1970–2000-х годов, показал, какие подходы к изучению чтения сегодня остаются актуальными, а какие ракурсы ушли в прошлое и не воспроизводятся в новых исследованиях.

Пленарные доклады открыло выступление Светланы Юрьевны Зориной, главного редактора журнала «Книжная индустрия», члена Правления Российского книжного союза. Она остановилась на проблемах современного книгоиздания, текущей ситуации с выпуском литературы различных жанров и видов, а также обозначила вызовы, с которыми книжной индустрии предстоит справляться в ближайшее время.

Сергей Владимирович Станченко, директор Федерального института оценки качества образования, кандидат физико-математических наук, представил данные всероссийских опросов, которые регулярно проводит институт в отношении читательских практик современных школьников. Кроме того, Сергей Владимирович рассказал о том, что разработаны и активно внедряются Национальные исследования качества образования, которые смогут измерять уровень читательской грамотности младших школьников и подростков и отслеживать динамику изменений.

Елена Андреевна Колосова, заведующая отделом социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки, кандидат социологических наук, доцент, и Вера Викторовна Ялышева, заведующая Центром чтения Российской национальной библиотеки, председатель Секции по чтению РБА, кандидат педагогических наук, представили первые результаты всероссийского исследования «Чтение и библиотека в жизни детской и взрослой аудитории». В опросе приняли участие читатели библиотек старше 12 лет из 82 субъектов РФ.

В продолжение пленарного заседания выступили ведущие эксперты по проблемам изучения чтения из Санкт-Петербургского государственного университета, Челябинского государственного института культуры, Московского городского педагогического университета, Психологического института Российской академии образования, Лаборатории когнитивных и лингвистических исследований Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина.

Первый день лаборатории завершился докладом Александры Викторовны Березиной, ведущего научного сотрудника отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки, кандидата психологических наук, доцента. Александра Викторовна представила первые результаты анкетирования российских библиотекарей о чтении книг жанра фантастика. Были представлены списки книг, которые читали российские библиотекари в своем подростничестве, а также книги, которые они посоветовали бы прочитать современным подросткам.

Второй день работы продолжили доклады региональных исследователей из Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) и Академии наук Республики Саха (Якутия), Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им. В. Я. Шишкова и не только.

Круглый стол «Отношение детей и подростков к чтению книг» открыл установочный доклад специалистов Российской государственной детской библиотеки: Елены Андреевны Колосовой, заведующей отделом социологии, психологии и педагогики детского чтения, и Веры Петровны Чудиновой, главного научного сотрудника. В докладе были представлены подробные результаты всероссийского исследования, которое было проведено в 2021 году ВЦИОМ по заказу детской библиотеки. В обсуждении приняли участие ведущие эксперты по проблемам изучения чтения.

Круглый стол «Чтение и библиотечная аудитория: библиотековедческие и социологические исследования» был посвящен обсуждению одноименной базы данных, которую с 2014 года ведут Российская национальная библиотека и Российская государственная детская библиотека. Участники заседания обсудили востребованность базы среди студенческого сообщества, а также важность методической и методологической роли базы для библиотечного сообщества и других специалистов, занимающихся изучением чтения.

Завершением второго дня работы Научно-практической лаборатории стали две секции: «Читательские предпочтения детей и молодежи», посвященная изучению востребованности книг различных видов и жанров среди детей, подростков и юношества, а также практической работе по приобщению к чтению, и «Изучение чтения и библиотечной аудитории», в рамках которой исследователи из центральных региональных научных и детских, муниципальных библиотек представили свои научные разработки и результаты масштабных исследований, посвященных потребностям современных читателей библиотек.

Научно-практическая лаборатория «Изучаем чтение: форматы и практики» является успешной площадкой по обмену опытом и ее материалы востребованы среди специалистов, которые занимаются исследовательской и научной работой по проблематике чтения и изучения библиотечной аудитории.

На сайте Российской государственной детской библиотеки опубликован подробный отчёт по итогам лаборатории, доступны видеозаписи онлайн-трансляции всех заседаний, для удобства просмотра можно использовать Программу.
 

Центр социологии, психологии и педагогики детского чтения

Российской государственной детской библиотеки

28.03.2022

Условия использования

Внимание: Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской библиотечной ассоциации (www.rba.ru) обязательна.

© 2005-2024 Российская библиотечная ассоциация. Все права защищены.
Поддержка сайта: webmaster@rba.ru