На базе Томского государственного университета около 300 специалистов вузовских и муниципальных библиотек освоили передовые технологии непрерывного образования
Научная библиотека Томского государственного университета выступила партнёром Института дистанционного образования вуза в реализации обучающей программы «Передовые технологии для непрерывного образования» в рамках федерального проекта «Новые возможности для каждого». Около 300 специалистов вузовских и муниципальных библиотек Москвы, Западной, Восточной и Южной Сибири освоили передовые технологии непрерывного образования. Модульная 72-часовая программа повышения квалификации завершилась 25 декабря защитой итоговых работ слушателей. В результате прохождения программы участники получат удостоверения университета о повышении квалификации.
«Сегодня, когда библиотеки переживают цифровую трансформацию, становятся востребованными новые компетенции специалистов, в них работающих. Эти компетенции, напрямую связанные с непрерывным образованием, — проектирование, обеспечение и реализация современных программ — позволяют библиотекарям быть эффективными и мобильными, говорить с пользователями на одном языке, — подчеркнул Михаил Олегович Шепель, директор Института дистанционного образования Томского государственного университета. — Формирование проактивной позиции специалиста библиотеки — в центре внимания нашей программы, поэтому помимо лекций она была насыщена технологиями и инструментами активного обучения, визуализации, обратной связи, практико-ориентированными заданиями. Занятия вели и преподаватели университета, и специалисты Научной библиотеки. Это дало возможность увидеть библиотечную деятельность в общей рамке непрерывного образования».
«Слушатели отметили своевременность, практическую полезность программы для профессионального роста. «На дистанте пришло четкое ощущение — мы отстаем в развитии, надо догонять, и быстро. А ускорение часто получаешь, благодаря импульсу со стороны. Таким своевременным импульсом стал курс ТГУ «Передовые технологии в образовании». Почти все предложенные нам способы создания обучающих программ, вместе с инструментами обучения взяты в разработку. Кнопка в мозгу с надписью "на перспективу" постоянно горела красным светом. Формат "говорящая тётенька" — долой. Максимальный интерактив! Взаимодействие с аудиторией самыми разнообразными способами», — поделилась Марина Николаевна Осенкова, библиотекарь Нижнеилимской центральной межпоселенческой библиотеки имени А. Н. Радищева из Иркутской области.
«Такая масштабная программа повышения квалификации для библиотек нами предложена впервые. Работать с 300 слушателями одновременно было не просто, но мы отлично справились благодаря слаженной работе разных подразделений ТГУ, — рассказала Екатерина Владимировна Медведева, заведующая отделом библиотечного взаимодействия и технологий Научной библиотеки Томского государственного университета. — Предложенная в начале обучения анкета по владению цифровыми компетенциями для многих стала отправной точкой серьёзного анализа существующего положения дел. Люди отмечали, что компетенций катастрофически не хватает, такая ситуация их категорически не устраивает, а желание соответствовать образу современного библиотекаря и вызовам времени мотивирует на освоение большого объема зачастую сложных знаний и новых технологий. Слушатели задавали много вопросов на лекциях, активно участвовали в групповых обсуждениях, увлеченно работали с предложенными инструментами — Trello, Mentimeter, ментальные карты, лендинги, лонгриды и др».
Корпоративный университет «Ленинка» Российской государственной библиотеки, ставший одним из участников обучения, направил благодарственное письмо в адрес организаторов программы повышения квалификации, отметив превосходную командную работу, а также важность подаваемой информации, основанной на синтезе представлений о современных тенденциях в образовательном процессе, как процессе непрерывного обучения на протяжении всей жизни.
Для справки
Федеральный проект «Новые возможности для каждого» реализуется в рамках нацпроекта «Образование» с 2019 года. Его главная задача — формирование системы, в рамках которой работники смогут непрерывно обновлять свои профессиональные знания и приобретать новые профессиональные навыки, в том числе компетенции в области цифровой экономики. В 2020 году Томский государственный университет как один из исполнителей проекта провел обучение «Передовые технологии для непрерывного образования» по нескольким программам повышения квалификации:
Лариса Александровна Курбатова,
заведующая отделом социокультурных коммуникаций
Фото Оксаны Ведмедской (Научная библиотека ТГУ)