Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края подвела итоги социологического исследования кадрового потенциала библиотек региона
В 2020 году специалисты отдела развития библиотечного дела Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края провели социологическое исследование «Кадровый потенциал библиотек Красноярского края: состояние и тенденции развития», цель которого — определение тенденций и перспектив развития кадровой политики муниципальных библиотек края.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- определить отношение к профессии самих библиотекарей и факторы, определяющие её общественный статус;
- изучить профессиональную и творческую активность специалистов;
- выяснить степень значимости и приоритетные формы и направления системы повышения квалификации;
- наметить основные проблемы и пути усовершенствования, развития кадрового состояния библиотек.
В рамках исследования проведено анкетирование среди сотрудников муниципальных библиотек края и осуществлен анализ персонала с помощью АИС «БАРС. Web-мониторинг». Опрос осуществлялся методом анкетирования. Анкета, которая позволила респондентам не только выбрать ответ среди предложенных вариантов, но и зафиксировать своё собственное мнение в свободной форме, состояла из 14 вопросов, направленных на изучение кадрового потенциала библиотечных работников и включала вопросы о жизненных приоритетах респондентов, об их чтении, об отношении к своей профессии, о наиболее эффективных формах повышения квалификации, о проблемах и планах.
В анкетировании приняли участие 48 централизованных библиотечных систем Красноярского края (77% муниципальных библиотек края). Общее количество опрошенных — 263 библиотекаря: 42 человека (16%) предоставили анкеты из центральных городских библиотек, 74 человека (28%) — из центральных районных библиотек, 51 человек (19%) — из городских библиотек, 96 человека (36,5%) — из сельских библиотек.
Анализ анкет показал, что большинство респондентов считают профессию библиотекаря очень нужной и востребованной в обществе. В тоже время некоторая часть библиотечных работников считают, что сегодня библиотечную профессию нельзя назвать востребованной, приводя такие доводы как отсутствие престижности профессии, небольшие возможности для карьерного роста, не высокая заработная плата.
Тем не менее, респонденты отметили в своих ответах, что библиотека и библиотекарь имеют большое значение в жизни людей. Особенно для небольших населенных пунктов библиотека является информационным, досуговым центром, пользующимся спросом у населения, местом встреч и общения. Респонденты написали в анкетах, что чувствуют благодарность людей, отдачу от вложенных усилий: «Благодаря этому понимаешь, что твоя работа полезна и необходима».
Все респонденты удовлетворены работой в библиотеке: «удовлетворена» отметили 54,3%, «да, это мое призвание» отметили 45,6% опрошенных. Респондентов в библиотеке привлекает в большей степени работа с людьми, общение, культурный и профессиональный рост, а также самореализация личности, социальная защищенность и благоприятный психологический микроклимат в коллективе.
Анкетирование показало, что для респондентов «профессиональное мастерство» — это профессиональная компетентность, умение применять свои знания для достижения наилучших результатов в профессиональной деятельности, умение совершенствоваться и «идти в ногу со временем». Но, к сожалению, 34% респондентов считают, что для работы в библиотеке не обязательно иметь библиотечное образование. В тоже время качество библиотечного обслуживания напрямую зависит от таких факторов как, профессиональное образование, систематическое повышение квалификации и личные качества человека (коммуникабельность, эрудиция, интеллект, начитанность и др.).
Большинство опрошенных (84%) ориентированы на повышение своей квалификации, 16% не испытывают необходимости в профессиональном развитии. Следует отметить, что 16% респондентов в последние пять лет не принимали участие в образовательных мероприятиях или вообще никогда не участвовали в образовательных мероприятиях. Самые эффективные формы профессионального совершенствования, по мнению респондентов — семинары, практикумы, вебинары. Мастер-классы, тренинги, деловые игры оказались на втором месте, на третьем месте – курсы повышения квалификации, на четвертом месте — лекции и на последнем месте — конференции, круглые столы.
Анализ анкет показал, что профессиональные проблемы опрошенных связаны в большей степени с проведением массовых мероприятий, с популяризацией книги в связи с острой нехваткой современной литературы, с обслуживанием читателей, а также недостатком знаний компьютерных программ и информационных технологий.
Отвечая на последний вопрос, респонденты рассказали о своих мечтах, которые хотели бы реализовать в стенах своей библиотеки. Наши респонденты мечтают работать в просторной, современной и доступной для всех жителей библиотеке, мечтают о библиотечном фонде, который бы обновлялся своевременно актуальной литературой. Определенная часть респондентов мечтают воплотить в жизнь конкретные задумки: написать проект, организовать библиотечное кафе, издать книгу, создать коворкинг-холл, творческую студию, создать библиотечное мобильное приложение.
Ответы на вопросы, касающиеся чтения, говорят о том, что библиотекари читают регулярно и чаще всего читают художественную литературу. Около 18% респондентов читают профессиональную литературу и отраслевую литературу.
Подводя итоги анализа статистических данных, можно отметить, что в библиотеках работают опытные сотрудники, так как в основном их стаж работы составляет более трех лет (более 80%). Почти 60% работников библиотек — это люди активного возраста (30–55 лет), однако следует обратить внимание на недостаточное количество молодых сотрудников, они составляют всего чуть более 13% от общего количества библиотечного персонала. Увеличилось число специалистов с высшим и средним профильным образованием, что положительно сказывается на качестве библиотечного обслуживания пользователей.
Из этого следует, что большая часть сотрудников — это люди, имеющие определенный опыт работы в библиотечном деле.
На сайте Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края можно
Отдел развития библиотечного дела