РОССИЙСКАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ
Главная / Новости / Российская государственная детская библиотека подвела итоги III Всероссийской научно-практической конференции «Растим читателя: педагогика детского и подросткового чтения»

Российская государственная детская библиотека подвела итоги III Всероссийской научно-практической конференции «Растим читателя: педагогика детского и подросткового чтения»

9–10 октября в Москве прошла в очно-дистанционном формате III Всероссийская научно-практическая конференция «Растим читателя: педагогика детского и подросткового чтения», организованная Российской государственной детской библиотекой и Ассоциацией деятелей культуры, искусства и просвещения по приобщению детей к чтению «Растим читателя» при поддержке Министерства культуры РФ.

Очно мероприятие посетили 55 специалистов из Московской, Белгородской, Новосибирской, Мурманской, Ярославской и Калужской областей и Санкт-Петербурга. В режиме онлайн в конференции приняло участие более 600 слушателей. Темой конференции стало чтение в пространстве жизни подростка.

С приветственным словом к участникам конференции обратились Мария Александровна Веденяпина, директор Российской государственной детской библиотеки, заслуженный работник культуры РФ, президент Ассоциации «Растим читателя», лауреат Премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства, и Ольга Петровна Мезенцева, заместитель директора по науке и издательской деятельности Российской государственной детской библиотеки, кандидат педагогических наук.

В рамках Пленарного заседания прошла открытая лекция Сергея Владимировича Молчанова, доцента кафедры возрастной психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, кандидата психологических наук, о том, кто же они — современные подростки. «Несмотря на изменение социальных условий, в которых взаимодействуют подростки, общие закономерности развития подростков остаются стабильными. … Одной из главных проблем является развитие критичности в оценке информации, которую он получает, в том числе и из Интернета», — полагает эксперт.

Пленарные доклады позволили увидеть состояние чтения современных подростков, тенденции и проблемы современного книгоиздания для подростков, а также узнать современные формы популяризации чтения в подростковой среде и особенности жизни подростков в социальных сетях.

Александра Викторовна Березина, научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки, кандидат психологических наук, поделилась результатами всероссийского исследования о чтении подростков, на материалах которого были представлены данные о мотивации чтения, читательских предпочтениях, региональных особенностях в чтении подростков. В частности, по её словам: «большинство подростков любят читать: из них 35 % не могут объяснить почему они читают. Достаточно распространённый мотив чтения у подростков — так называемый мотив пользы (22 %). Читают, потому что это нужно для развития различных навыков, таких качеств как любознательность, грамотность, фантазия, ораторские способности и т.п. На третьем месте мотив развлечения (13 %) — интересный сюжет, занимательно, увлекательно, читают, чтобы развеять скуку и т. п.»

Татьяна Валерьевна Рудишина и Мария Эдуардовна Далецкая, специалисты Центральной городской детской библиотеки им. А. П. Гайдара из Москвы, представили доклад о подростковой литературе. Мария Эдуардовна подробно остановилась на статистике по книгоизданию для подростков, представила тематику, интересную подростковой аудитории: болезнь, военный конфликт, терроризм, первые отношения, поиск себя, приемная семья, смерть, травля, проблемы в семье. Среди зарубежных авторов, пишущих для подростков, были названы Аника Тор, Джон Бойн, Джон Грин, Жан-Клад Мурлева, Мари-Од Мюрай, Даниэль Пеннак, Стефан Каста. Среди новинок 2020 года отмечены книги нидерландских (Аннет Схап, Шурд Кёйпер, Анна Вольтц), американских (Холли Гольдберг Слоан, Луис Сашар), британских (Дэвид Алмонд), шведских (Мария Грипе) и других авторов.

Татьяна Валерьевна рассказала, откуда приходят новые имена в подростковую литературу (литературные премии Книгуру, Международная детская премия им. В.П. Крапивина, Международный конкурс имени Сергея Михалкова на лучшее художественное произведение для подростков). Среди текстов-откровений для подростков упоминались: Э. Веркин «Облачный полк», Е. Басова «Изо», Е. Мурашова «Дом за радугой», Д. Сиротин «Родинка на щеке», А. Жвалевский, Е. Пастернак «Пока я на краю» и другие. Отдельно были отмечены сборники подростковых рассказов, вышедших в издательстве «Волчок», победившем в номинации «Поколение Z» в Национальном конкурсе «Книга года — 2020».

В дистанционном формате прошло выступление Ольги Николаевны Мачехиной, доцента дирекции образовательных программ Московского государственного педагогического университета, научного руководителя федеральной инновационной площадки «Доказательная педагогическая инноватика. Развитие мотивации к смысловому досуговому чтению через освоение приёмов медиапроектирования» Института стратегии развития образования РАО, почётного работника сферы образования РФ, кандидата педагогических наук, о конкурсной мотивация к чтению и особенностях ее формирования в подростковом возрасте. На примере международного конкурса медиапроектов «Страна Читалия», целью которого является выявление достижений участников в области осмысления прочитанных книг и их готовности представить основное содержание прочитанного для привлечения к нему внимания других людей и расширения читательской аудитории, Ольга Николаевна рассказала, как готовятся буктрейлеры и селфидневники — рефлексивные ролики о создании конкурсного медиапроекта-буктрейлера.

В завершении Пленарного заседания прозвучал доклад Наталии Николаевны Поскребышевой, доцента кафедры возрастной психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, кандидата психологических наук, о том, как подростки воспринимают себя и других в социальных сетях. «С одной стороны, подростки получили возможность общения в виртуальной среде, неограниченного географическими границами. С другой, современные подростки оказываются в более контролируемых условиях, лишенными самостоятельности. При этом технологический разрыв между родителями и подростками нередко оказывается слишком большим… Подростки практически неконтролируемы в интернет-контенте, обходя существующие ограничения», — отметила Наталия Николаевна.

На Youtube-канале Российской государственной детской библиотеки можно посмотреть видеозапись онлайн-трансляции пленарного заседания.

В первый день конференции прошла линейка мастер-классов, представленных специалистами из различных организаций, занимающихся привлечением подростков к чтению, из Санкт-Петербурга, Москвы, Ярославля.

Второй день конференции открылся параллелью круглых столов. Первый круглый стол был посвящен библиотеке как месту встречи подростка с книгой. Опытом поделились Татьяна Николаевна Шулаева, библиограф Центральной районной детской библиотеки Централизованной библиотечной системы Петроградского района Санкт-Петербурга; Татьяна Валентиновна Лапшина, заведующая отделом справочно- библиографической и информационной работы Ярославской областной детской библиотеки им. И. А. Крылова; Екатерина Алексеевна Щербакова, ведущий библиотекарь Мурманской областной детско-юношеской библиотеки им. В. П. Махаевой. Итогом круглого стола стали рекомендации по организации библиотечной работы с подростками.

В рамках второго круглого стола «Практики жизни современных подростков — проводники в мир литературы» были представлены исследования подросткового чтения бумажных и электронных книг Натальей Анатольевной Борисенко, ведущим научным сотрудником Психологического института РАО, кандидатом филологических наук, и представителями лаборатории когнитивных и лингвистических исследования Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина — научным сотрудником, кандидатом филологических наук Татьяной Сергеевной Веселовской и младшим научным сотрудником Ольгой Федоровной Купрещенко. В результате обсуждения были сформулированы методологические рекомендации по изучению подростков.

Третий круглый стол был посвящен литературе для подростков — участники обсудили существующие проблемы и перспективы развития, прозвучали мнения как представителей библиотечного сообщества, так и издателей. Выступили Надежда Владимировна Куракина, методист Централизованной библиотечной системы Петроградского района Санкт-Петербурга; Мария Эдуардовна Далецкая, ведущий методист Центральной городской детской библиотеки им. А. П. Гайдара Москвы; Марина Алексеевна Кадетова, шеф-редактор издательства «КомпасГид». По итогам круглого стола было предложено ввести библиотечную премию по подростковой литературе.

Во второй половине дня прошли две линейки мастер-классов от специалистов Российской государственной детской библиотеки и библиотек Мурманска, Санкт-Петербурга и Ярославля.

На конференции были представлены стендовые доклады от специалистов библиотек из Ульяновска, Новосибирска, Ростова-на-Дону, Москвы, Белгородской и Московской областей.

Участники отметили высокий уровень подготовки конференции, научную наполненность и практическую значимость для библиотечного и педагогического сообществ.

На сайте Центра социологии, психологии и педагогики детского чтения доступны материалы конференции: презентации пленарных докладчиков, стендовые доклады (после итогового отчёта).
 

Центр социологии, психологии и педагогики детского чтения

Российской государственной детской библиотеки

14.10.2020

Условия использования

Внимание: Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской библиотечной ассоциации (www.rba.ru) обязательна.

© 2005-2024 Российская библиотечная ассоциация. Все права защищены.
Поддержка сайта: webmaster@rba.ru