РОССИЙСКАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ
Главная / Новости / Курганская областная универсальная научная библиотека стала одной из площадок X Фестиваля российского документального кино «КинЗА»

Курганская областная универсальная научная библиотека стала одной из площадок X Фестиваля российского документального кино «КинЗА»

14 марта 2020 года в Курганской областной универсальной научной библиотеке им. А. К. Югова прошли бесплатные кинопоказы конкурсной программы X Фестиваля российского документального кино «КинЗА» — тюменского «фестиваля фестивалей» документального кино, который привезли в Курган уже во второй раз. Пользователи Юговки в трёх кинозалах смогли посмотреть 27 неигровых фильмов на большом экране в режиме нон-стоп совершенно бесплатно.

«КинЗА» проходит в Тюмени каждый ноябрь. Директор фестиваля, киновед Наталья Павловна Соколова отбирает для зрителей картины, ставшие победителями и лауреатами важнейших киносмотров страны. Она не раз отмечала, что документальное кино — не для всех, это элитарный вид искусства, однако к нему необходимо приучать молодежь. В Тюмени это реализуется в киноклубе института культуры уже больше 10 лет, а вот Юговка принимает Эхо «КинЗы» только второй раз.

«Научная библиотека — культурный и образовательный центр Зауралья, — заявляет Наталья Александровна Катайцева, директор Курганской областной универсальной научной библиотеки. — Сегодня, на мой взгляд, именно тут происходят события, способные объединить людей разных интересов: кто-то больше о людях хочет узнать, о профессиях, делах, кто-то — о творчестве, о душе. Неигровое кино, разумеется, очень отличается от того, что показывают сегодня в кинотеатрах, однако нельзя сказать, что от этого формат становится менее интересным. Мы рады, что в Юговку приходят сегодня и школьники, только знакомящиеся с документалистикой, и интеллектуалы, составившие для себя конкретную программу».

«Документальное кино очень важно для понимания времени, в котором ты живешь, — считает киновед, постоянный ведущий кинолектория по правам человека «CinemaLex» (Юговка) и автор программы «Кинолоция» (Область-45) Валерий Александрович Алексеев. — Новости этого не дают — они заточены под какое-то событие, под шумиху, и жизнь простого человека на экраны почти не попадает. И палитра фильмов, представленных в трех кинозалах, конечно, впечатляет. Эти картины не только кинодокумент — это ещё и некий сгусток эмоционального восприятия».

В кинозале 1 транслировались фильмы, затрагивающие актуальные проблемы России и малых городов. Эхо кинофестиваля открыла картина «Родина трип» (реж. Дмитрий Вологдин, Илья Зверев), рассказавшая о путешествии Ивана и его дяди Саши на чемпионат мира по футболу в Самару. Это для не покидавшего родного села в Астраханской области в течение 30 лет мужчины было одновременно и чудом — он смог увидеть свою родную страну не только по телевизору, и испытанием — проверкой множеством новых впечатлений для интроверта-домоседа.

Многие зрители с большой опаской отнеслись к фильму «Сенин день» (реж. Татьяна Скабард) о медвежонке с притравочной станции, изуродованном, обиженном одними людьми — и спасённом оттуда другими. Картина на самом деле тяжелая — не каждый хочет смотреть кино, от которого становится больно.

«С другой стороны, не ясно, зачем смотреть фильмы, которые вообще никаких эмоций не вызывают, — замечает гость Эха «КинЗы» журналист Мария Цисарева. — «Сенин день» — из тех фильмов, которые заставляют сопереживать, заставляют задуматься и подумать, что ты можешь сделать прямо сейчас для кого-то рядом, кому нужна помощь. Чтобы понять, что ты сам живешь не зря».

Эстетическим центром программы первого кинозала стал «Отец Байкал» (реж. Марина Мария Мельник). Эта документальная лента рассказала о пути, который пришлось пройти бурятскому мастеру с мировым именем Даши Намдакову, чтобы установить на острове Ольхон скульптуру «Хранитель Байкала». Художник хотел привлечь внимание к экологическим проблемам озера — а столкнулся не только с бюрократией, но и с негативным общественным мнением.

«Я в полном восторге от этого фильма, — говорит Екатерина Эдуардовна Банных, сотрудник Регионального центра чтения и один из кураторов Эха «КинЗы». — Пожалуй, это самый красивый фильм сегодняшней программы. По качеству он не уступает фильмам производства BBC, возможно, его и делали с ориентировкой на запад. Конечно, это очень актуальное кино, затрагивающее глубокие темы, не только экологию и трудности при воплощении в жизнь своих идей. Это и отношение к родителям, к своей малой родине, уважение своих традиций, настолько глубокое, что без оглядки на эти традиции Даши не представлял, что имеет право на установку скульптуры на берегу Байкала. Это очень нравственный фильм, после него меняется что-то внутри, понимаешь, что ты ценишь то, что вокруг тебя находится. Мне жаль тех, кто не видел "Отец Байкал" сегодня. Несмотря на то, что он полтора часа длится, смотрится — на одном дыхании, и я сопереживала герою весь фильм».

Кинозал 2 объединил кино, связанное с профессиями и увлечениями: здесь показали фильмы «Черное, белое и между» (реж. Юлия Лукьянова) о современных трубочистах, «Резьба по дереву» (реж. Инна Лесина) об израильских кружках, развивающих мелкую моторику, для стариков и «Под куполом неба» (реж. Сергей Лепихин) о вышедших на пенсию цирковых артистах — акробатах, повидавших целый мир ипостроивших свой дом с большим фермерским хозяйствомв Пермском крае.

Этической основой программы показов второго кинозала стал фильм белорусского режиссера Галины Адамович «Вядо» (2019). Эта лента поведала историю писателя и краеведа Вениамина Бычковского, много лет занимающегося изучением артефактов, которые удалось добыть на месте сожженной фашистами во время Второй мировой войны деревни Вядо в Полесье. Другая сторона его жизни — разрушенная семья с двумя детьми, жена, описывающая его как очень увлеченного ученого — и совершенно не приспособленного к семейной жизни чудака. Трагедия невозможности правильного с точки зрения нравственности выбора, разумеется, вне времени и актуальна постоянно.

Настоящим открытием для курганцев стал фильм Елены Дубковой «Санитар» (победитель фестиваля «Литература и кино» в Выборге) об Артемии Ульянове. Артемий — санитар в морге, каждый день он сталкивается с людьми в экстремальной ситуации: а ведь ничто не может быть более экстремальным, чем смерть близкого человека. О своих буднях он написал не одну художественную книгу — среди них «Записки санитара морга», опубликованные в 2017 году.

«Мне показалось, что герой этого фильма очень человечный, — делится впечатлениями зрительница Людмила Сорокина. — Не каждый ведь сможет заниматься этой работой – подготавливать тела усопших к погребению после вскрытия. И Артемий, сравнивая работу в офисе с работой в морге, замечает, что это настоящее дело, которому он нужен каждый день. То, что мне понравился этот фильм — сто процентов, и то, что я буду мысленно возвращаться к нему — тоже сто процентов».

В кинозале 3 были собраны документалки о личности в искусстве: тут можно было узнать о «чертовщине» в музее «Нехорошая квартира» в доме Булгакова в Москве («Булгаковщина», реж. Анна Юртаева), двухнедельной чердынской ссылке Осипа Мандельштама («Тринадцать ночей», реж. Борис Караджаев), вынужденных скитаниях певца декаданса Александра Вертинского («Вертинский. Одинокий странник», реж. Светлана Астрецова), силе воли и любви к жизни основателя питерского театра «Комик-Трест» Вадима Фиссона, справившегося со многими трудностями после того, как оказался в инвалидной коляске («Повесть о настоящем Фиссоне», реж. Светлана Насенкова). Борьбу творца за исполнение своего художественного замысла в полной мере раскрыла картина Юрия Малюгина «Василий Шукшин. Я пришел дать вам волю…». Фильм подробно рассказал об обреченной мечте Шукшина экранизировать свой роман о Степане Разине.

Видео первокурсника ВГИК Ивана Родина «#МОЕKINO» — самый коротенький документальный фильм Эха «КинЗы», всего на девять минут — представило автобиографический рассказ начинающего режиссера о своей первойкиноработе и любви к кино. Это был один из завершающих фестивальную программу фильмов, и с ним у курганской команды «КинЗы» был связан трогательный момент: чтобы составить аннотацию, куратору Эха Кате Банных пришлось добавиться к Ивану в друзья в социальной сети и расспросить его лично. Подобный интерес к своей короткометражке молодого режиссера искренне повеселил.

«Будучи на фестивале в Тюмени, я так обрадовался: в нём участвовала молодежь, — комментирует курганский режиссёр Александр Иванович Голубкин, занимающийся кинодокументалистикой более 30 лет. — Это не может не радовать — что на смену моему поколению приходит умная, толковая молодёжь, так же интересующаяся документальным кино — кино, которое учит. Что бы мы сейчас с вами показывали, если бы во время Великой Отечественной войны не была снята хроника? Тогда погибли тысячи кинооператоров и фотокорреспондентов, и только благодаря их труду мы можем узнать, что там происходило на самом деле. Значимость документального кино для молодёжи — огромная».

То, что в программу «КинЗы» вошло множество фильмов, снятых начинающими, молодыми режиссерами, связано также с тем, что основным партнером фестиваля является ведущий киновуз России — Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова, открывшийся в Москве 100 лет назад (1919 г.).
 

Ирина Владимировна Черных,

заведующая сектором по работе со СМИ и организациями отдела внешних коммуникаций

Курганской областной универсальной научной библиотеки им. А. К. Югова

19.03.2020

Условия использования

Внимание: Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской библиотечной ассоциации (www.rba.ru) обязательна.

© 2005-2024 Российская библиотечная ассоциация. Все права защищены.
Поддержка сайта: webmaster@rba.ru