РОССИЙСКАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ
Главная / Новости / Центральная библиотека Челябинска в «Библионочь» превратилась в гоголевский «Театральный разъезд»

Центральная библиотека Челябинска в «Библионочь» превратилась в гоголевский «Театральный разъезд»

19 апреля 2019 года в Центральной городской библиотеке Челябинска прошли мероприятия Всероссийской акции «Библионочь», которые были посвящены не только общей сквозной теме «Весь мир — театр», но также приурочены к 210-летию со дня рождения классика русской литературы Н. В. Гоголя и подготовлены в партнёрстве с несколькими городскими театрами и Челябинской школой кино и театра.

Блистательный комедиограф, сатирик, мистик, сказочник, Николай Васильевич Гоголь — один из любимейших театральных авторов. В разных театрах мира идут спектакли по его рассказам «Вечерам на хуторе близ Диканьки», поэме «Мертвые души», «Петербургским повестям», но лидерами «проката», безусловно, остаются «Ревизор» и «Женитьба». Гоголь видел высокое предназначение театра в просвещении и воспитании народа, его мысли о театре и драме разбросаны в его письмах (к актеру Малого театра М. С. Щепкину, к своим современникам-писателям, а также в статье «Театральный разъезд», некоторых других и в «Предуведомлении к «Ревизору»). Эти мысли можно суммировать таким образом:«Драма и театр — душа и тело, их нельзя разделять». Вот и мы назвали нашу площадку «Театральный разъезд».

Современный театр — всегда синтез, так что в воплощении постановок гоголевских произведений задействуется даже театр теней — Челябинский муниципальный театр песочной живописи и теней «Скарабей» открыл марафон представлений своим спектаклем «Вечера на хуторе близ Диканьки». Премьера постановки режиссера и художественного руководителя Ксении Труниной прошла в Рождество в 2015 году, и с тех пор успешно задействована в репертуаре театра. Старая классическая история Н. В. Гоголя оживает в веселом мюзикле для семейного просмотра. Действие спектакля разворачивается и в живописной Диканьке, и в Рождественском темном небе, и в царском дворце Петербурга. Сказочные декорации на мультимедийном экране, колоритные кукольные персонажи, волшебное музыкальное и световое оформление – настоящая веселость, искренняя и непринужденная.

Возможность нового необычного прочтения Гоголя предоставил зрителю Новый Художественный Театр постановкой «Нос в белую ночь», пронизанной стихийной сиюминутностью. Объединив гоголевский «Нос» с его же «Невским проспектом», режиссер Евгений Гельфонд создал мистификацию в духе Николая Васильевича – прекрасное визуальное обрамление широко-известного произведения, подчеркивая ключевые моменты удачно расставленными музыкальными акцентами. Постановка реализована в ультрамодном сейчас стиле стим-панк, что вполне соответствует времени и месту действия. Невский проспект и люди Невского проспекта – они такие разные и такие одинаковые, но все это только сон, сон в белую ночь. Классика не устаревает и среди повседневности в ярких гоголевских персонажах узнаются люди, окружающие нас, со своими пороками, мелкими страстишками и глубокими, всеобъемлющими чувствами.

Актеры НХТ Алексей Зайков, Павел Мохнаткин, Мария Кристовер и Виктория Элис показали сцену с экспедитором, в которой майор Ковалев, потерявший свой нос обращается в газету. Великолепная актерская работа никого не оставила равнодушным.

Следующим в потоке театральных мистификаций был совершенно новый, только набирающий популярность Плейбэк театр «Абажур» Челябинская Школа Кино и Театра (ШКИТ) под руководством Глеба Пашнина.

Гоголь и пантомима — родственные души, а пластика — великолепный способ заново открыть зрителям Гоголя. Ведь еще в шестидесятые годы известный французский мим Марсель Марсо первым обратился к гоголевской «Шинели». А в нашей стране в разных театрах были и с успехом идут постановки — пантомимы «Мертвых душ», «Ревизора».

Новое веяние современности — Playback пришел к нам как интерактивный театр импровизации, находящийся между психологией, общественной жизнью и искусством. Это своеобразный интерактив — игра со зрителем, где каждая история рождается на ваших глазах, актёры тут же, без подготовки, играют их на сцене… Миг, и действо больше не повторяется.

Плейбэк театр «Абажур» предложил зрителю импровизационный спектакль, в процессе которого можно было поделиться вслух своими впечатлениями от происходящего на Библионочи, а также своими эмоциями от прочтения любых произведений Пушкина и Гоголя. Зрители задавали тему, а актеры театра «Абажур» возвращали ее в зал со сцены, мгновенно воплощая сказанное.

В 1842 году появилась одноактная комедия «Игроки» — маленький шедевр Гоголя. «Игроки» в постановке Челябинского государственного драматического Камерного театра представляют собой своеобразный мужской сценический проект. Ведь в пьесе Гоголя действующими лицами являются исключительно мужчины.

Премьера спектакля в Челябинске состоялась в пятницу, 13 сентября 2002 года. И это не случайное совпадение. Николай Васильевич Гоголь — один из самых мистических русских писателей, а постановщик спектакля Сергей Федотов — один из самых мистических современных режиссеров.

На библиотечной площадке «Театральный разъезд» сцены из мистического детектива «Игроки» представили Михаил Яковлев, заслуженный артист РФ и Никита Савиных — актеры Камерного театра.

На площадке «Театрального разъезда» в мультимедийном формате были представлены практически все театральные жанры, которые оказались подвластны гению загадочного писателя.

Его сюжеты часто использовались для оперных либретто. Среди наиболее значительных — оперы Мусоргского «Сорочинская ярмарка», «Женитьба»; Римского-Корсакова «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством»; Чайковского «Черевички», Шостаковича «Нос». По мотивам произведений Гоголя поставлены балеты «Ночь перед Рождеством» Асафьева, «Сорочинская ярмарка» Мусоргского, «Тарас Бульба» Соловьёва-Седого и др.

Гоголевские произведения нашли свое воплощение и в кукольной мистификации. На сцене Челябинского областного театра кукол с блистательным успехом шел спектакль «Мертвые души», который принес в 1985 году режиссеру В. Вольховскому, художнику Елене Луценко и актерам Виктору Голованову и Владиславу Чернявскому звания лауреатов Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского.

Современные режиссеры, драматурги и композиторы также часто вдохновляются тайной произведений Гоголя. Совсем недавно на сцене Свердловского театра музыкальной комедии была придумана и выпущена в жизнь «лайт-опера» Александра Пантыкина «Мертвые души». Автором либретто стал наш земляк поэт и драматург Константин Рубинский. Зрители «Театрального разъезда» с удовольствием окунулись в вихревое действие «лайт-оперы», благодаря виртуальным сценам из этого чудесного спектакля.

Завершилась работа площадки показом фрагментов из российского кинофильма Натальи Бондарчук «Гоголь. Ближайший» (2009 года). Фильм повествует о последних днях жизни писателя с ретроспективой в его прошлое.

Центральная библиотека им. А. С. Пушкина благодарит Челябинский муниципальный театр песочной живописи и теней «Скарабей», Новый Художественный Театр, Челябинский государственный драматический Камерный театр, театр «Абажур», Челябинскую Школу Кино и Театра за поддержку Всероссийской акции «Библионочь».
 

Ольга Фёдоровна Солодовникова,

заведующая отделом читальных залов

Центральной библиотеки им. А. С. Пушкина г. Челябинск

23.04.2019

Условия использования

Внимание: Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской библиотечной ассоциации (www.rba.ru) обязательна.

© 2005-2024 Российская библиотечная ассоциация. Все права защищены.
Поддержка сайта: webmaster@rba.ru