РОССИЙСКАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ
Главная / Новости / Волгоградская областная универсальная научная библиотека подвела итоги Межрегиональной видеоконференции «Отечественный театр: история и современность»

Волгоградская областная универсальная научная библиотека подвела итоги Межрегиональной видеоконференции «Отечественный театр: история и современность»

27 марта 2019 года состоялась Межрегиональная научно-практическая видеоконференция «Отечественный театр: история и современность», организатором которой выступила Волгоградская областная универсальная научная библиотека имени М. Горького в партнёрстве с Президентской библиотекой им. Б. Н. Ельцина, Комитетом культуры Волгоградской области, областной Думой. Конференция была приурочена к Всемирному дню театра и Году театра в России.

Конференция, которая является частью Межрегионального историко-культурного проекта «Театр как свидетельство эпохи», объединила в режиме видеоконференцсвязи Президентскую библиотеку имени Б. Н. Ельцина, Волгоградскую областную универсальную научную библиотеку им. М. Горького, Кемеровскую областную научную библиотеку им. В. Д. Федорова, Сахалинскую областную универсальную научную библиотеку, Тамбовскую областную универсальную научную библиотеку им. А. С. Пушкина, Тверскую ордена «Знак Почета» областную универсальную научную библиотеку им. А. М. Горького.

Генеральный директор Президентской библиотеки Илья Леонидович Быковников, приветствуя участников конференции, подчеркнул, что исследование русского театра в нашей стране носит уникальный характер — ведь если история театра последних десятилетий известна достаточно хорошо, то истоки, уходящие в глубь веков, по-прежнему остаются для многих белым пятном. Да и сам театр России исторически занимает совершенно исключительное положение, по выражению исследователей Владимира Владимировича Каллаша и Николая Ефимович Эфроса, «русский зритель шёл в театр не только за эмоциями чисто эстетического порядка: в нём он искал и находил ответы и на иные запросы, в том числе общественные». И это накладывает на отечественный театр чрезвычайно важную, ответственную и сложную роль, и, попутно, определяет его особенности.

От лица волгоградцев участников конференции поздравил председатель комитетa по культуре, делам национальностей и казачества, вопросам общественных объединений, религиозных организаций и информационной политики Волгоградской областной Думы Александр Владимирович Осипов. Он также подчеркнул, что русский театр имеет совершенно неповторимые, отличные от театра западного, черты.

Режиссёр петербургского Театра имени Ленсовета, лауреат многочисленных премий Мария Владимировна Романова, поздравив участником видеоконференции со Всемирным днем театра, подчеркнула, что творческие поиски художника неисчерпаемы, и театр в этом смысле является подлинной сокровищницей, щедро наполняемой поколениями.

С докладом «Этапы становления отечественного театра» выступила доктор искусствоведения, почётный работник высшего профессионального образования РФ; лауреат Государственной премии Волгоградской области, профессор кафедры истории и теории музыки Волгоградского государственного института искусств и культуры Елена Владимировна Смагина. Она напомнила, что, несмотря на относительную «молодость» русского театра, его корни уходят в древнюю славянскую обрядовость. И если первый профессиональный русский театр был образован в 1756 году, то народные театрализованные игрища являются той духовной нитью, что простирается в глубь «седых» времен. Особая роль театра всегда подчеркивалась самыми выдающимися умами своего времени. Как сказал Николай Васильевич Гоголь: «Театр — это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».

Очень ярким стало выступление Анастасии Александровны Кочемазовой, кандидата искусствоведения из Пензенского государственного университета. Её доклад по теме «Всеволод Мейерхольд и Пенза: пространство родного города в театральном языке режиссёра-реформатора» очень убедительно доказывал, как в творчестве великого режиссера из провинции звучали накопленные с детства впечатления от родного города. В частности, это в полной мере проявилось в процессе работы Вс. Мейерхольда над музыкально-театральным представлением «Борис Годунов» на основе оригинального текста Александра Пушкина и музыки Сергея Прокофьева.

О деятельности Тамбовского драматического театра в годы Великой Отечественной войны было рассказано в докладе «Музы не молчали» кандидата исторических наук, Почетного работника высшего профессионального образования РФ, директора Дома творческих работников им. Б. Борнашова в Тамбове, Ирины Романовны Блохиной. Участники видеоконференции узнали, что, например, в военные годы актеры тамбовского театра репетировали драму в трех действиях «Русские люди» Константина Михайловича Симонова по мере публикации ее частей в газете «Правда». И о том, как после попадания в здание театра фашистской бомбы, зрители аплодировали, не снимая варежек, а заботливый костюмер на время монолога Джульетты на балконе обувал ноги актрисы в валенки — обувь юной влюбленной зрителю не была видна.

«О специфике формирования репертуара на провинциальной сцене» поведал Борис Паулович Михня, актер и режиссер Тверского академического театра драмы. По его словам, помимо того, что выбор репертуара зачастую носит характер случайности, во многом формирование репертуарного «портфеля» зависит от субъективных пристрастий художественного руководителя и режиссера театра.

Кандидат культуроведческих наук, старший преподаватель Кафедры культурологи Кемеровского государственного института культуры Алексей Иванович Бураченко в докладе «Театральная критика в провинции: фантазия или быль?» проникновенно «защитил» людей, чьими стараниями «эфемерное театральное начало» сохраняется для истории. Он обратил внимание, что современный театр, в силу экономических причин, вынужден «выпускать» продукт, востребованный публикой, то есть, не одни только «шедевры», но и добротные «поделки», и критика должна это учитывать, вплоть до проявления определенного «снисхождения».

В программе видеоконференции также была предусмотрена работа творческой лаборатории «Достучаться до сердец», в которой секретами мастерства поделились лауреат многочисленных премий, режиссер Театра имени Ленсовета Мария Владимировна Романова, актриса Театра имени Ленсовета София Дмитриевна Никифорова и Народная артистка РФ, ведущая актриса Томского областного театра драмы, руководитель Литературно-художественного театра Томского государственного университета Валентина Алексеевна Бекетова.

Кроме участников, подключенных с использованием технологии видеоконференцсвязи, трансляцию на портале Президентской библиотеки смотрели участники из 17 регионов: Республика Саха (Якутия) (Якутск), Тверская область (Тверь), Тюменская область (Тюмень), Ярославская область (Переславль-Залесский), Новосибирская область (Новосибирск), Самарская область (Самара), Московская область (Раменское), Омская область (Омск), Нижегородская область (Нижний Новгород), Москва (Москва), Санкт-Петербург (Санкт-Петербург), Республика Чувашия (Чебоксары), Волгоградская область (Волгоград), Алтайский край (Барнаул), Республика Башкортостан (Уфа), Пермский край (Пермь), Тамбовская область (Тамбов)

Материалы выступлений, прозвучавших в прямом эфире, а также доклады, которые из-за временных и технических рамок не были озвучены, войдут в электронный сборник материалов конференции, который будет опубликован на сайте Волгоградской областной универсальной научной библиотеки им. М. Горького.

В группе Президентской библиотеки Вконтакте можно посмотреть видеозапись трансляции конференции.
 

Отдел научно-исследовательской и методической работы

Волгоградская областная универсальная научная библиотеки имени М. Горького

29.03.2019

Условия использования

Внимание: Содержание настоящего сайта, включая все изображения и текстовую информацию, предназначено только для персонального использования в некоммерческих целях. При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Российской библиотечной ассоциации (www.rba.ru) обязательна.

© 2005-2024 Российская библиотечная ассоциация. Все права защищены.
Поддержка сайта: webmaster@rba.ru