Поиск по сайту

Маркетинговые проекты двух российских библиотек получили международное признание в 2017 году

В 2017 году Международный конкурс маркетинговых проектов библиотек был проведен Секцией ИФЛА по менеджменту и маркетингу в 14-й раз, и уже во второй раз его спонсирует французская ИТ-компания БибЛибр (BibLibre).

Целями и задачами конкурса были:

  • Выявление и награждение лучших в мире проектов библиотечного маркетинга, реализованных в течение предшествующего конкурсу календарного года;
  • Поощрение маркетинга в библиотеках;
  • Предоставление библиотекам возможности делиться опытом в области маркетинга.

Победители конкурса получают награды и призы: оплаченное участие во Всемирном библиотечном и информационном конгрессе: 83-й Генеральной конференции ИФЛА и Ассамблеи (в городе Вроцлаве, Польша, 19— 25 августа 2017 года) и предназначенную для поддержки и развития маркетинговой деятельности библиотек денежную премию, которая составляет 2000 евро, 1000 евро и 500 евро соответственно для первого, второго и третьего места.

Состав жюри конкурса:

  • Сильвер Мерсье (Франция), председатель жюри
  • Антония Арахова (Греция),
  • Вибке Далхофф (Германия),
  • Рут Орнхолт (Норвегия),
  • Лесли Вейр (Канада),
  • Людмила Зайцева (Россия).

Научный консультант:

  • Кристи Кунц (США).

При оценке заявок принимались во внимание следующие критерии:

  1. Стратегический подход к маркетингу, в том числе примененный библиотекой на стадиях исследования и планирования представляемого проекта;
  2. Креативность и инновационность, позволяющие оригинально решать маркетинговые задачи библиотеки;
  3. Потенциал проекта для повышения общественной значимости и поддержки библиотек, независимо от вида или количества используемых ресурсов;
  4. Эффективность, подтверждаемая наличием измеряемых целей и данными оценки достигнутых в ходе реализации проекта результатов;
  5. Оптимальное ресурсное обеспечение маркетинговых мероприятий.

Приветствовались заявки, описывающие маркетинг международных по охвату электронных ресурсов (например, электронных журналов, баз данных, институциональных репозиториев в киберпространстве) и ориентированные на продвижение:

  • сетевых удаленных ресурсов и электронных библиотек;
  • информационной грамотности;
  • новых продуктов и новых услуг.

Также имели значение прозрачность планирования маркетинга, продуманность взаимодействия с внешней средой и эффективное распределение ресурсов (персонала, материалов, времени).

В 2017 году на конкурс было подано онлайн 65 заявок из 11 стран, на 5 языках со всего мира! География и краткая информация об участниках, среди которых было немало российских библиотек, представлена на интерактивной гугл-карте:

Но конкурс есть конкурс: все три призовых места в 2017 году достались китайским библиотекам — двум вузовским и одной публичной библиотеке.

  • Победителем, занявшим первое место, признан проект «READay» Библиотеки Пекинского университета науки и технологий.

Проект READay, название которого можно перевести как «ЧИТАЙкаждый-день», — это программа поддержки чтения, разработанная библиотекой Пекинского университета науки и технологии (Китай). С помощью ежедневных твитов пользователей (коротких сообщений в виде отзывов или рецензий и цитат), создаются и размещаются на официальном аккаунте библиотеки рекомендательные списки книг, максимально отвечающих запросам и интересам других студентов. «От просмотра отрывка к чтению всей книги» — таков девиз проекта, который способствует продвижению и развитию культуры чтения, созданию располагающей к чтению среды в университетском городке, повышению востребованности библиотеки среди его обитателей.

Библиотека получает главную денежную премию в размере 2000 евро и возможность представить свой проект (с оплатой расходов на участие — стоимости авиабилетов, проживания и регистрации) на 83-м Всемирном библиотечном и информационном конгрессе ИФЛА и Генеральной конференции Ассамблеи ИФЛА, которые пройдут 19—25 августа 2017 года во Вроцлаве (Польша).

  • Второе место присуждено проекту «Конкурс приложений с открытым кодом — 2016 @ Шанхайская библиотека» публичной Шанхайской библиотеки.

В 2016 году под лозунгом «Будь вместе, будь лучше» Шанхайская библиотека провела конкурс на разработку приложений с открытым исходным кодом и получила отличные прототипы мобильных приложений для создания и развития объединенной базы данных генеалогических знаний. В результате, наряду с выполнением поиска и обеспечения доступа к литературе по генеалогии, Шанхайская библиотека предоставляет читателям дополнительные сервисы для составления генеалогического дерева своей семьи и решения других задач использования полученной социальной, исторической и культурной информации. Проект носит инновационный характер и иллюстрирует важность развития библиотечных услуг на основе цифровых технологий.

Библиотека получает вторую денежную премию в размере 1000 евро и возможность представить свой проект (с оплатой расходов на участие — стоимости авиабилетов, проживания и регистрации) на 83-м Всемирном библиотечном и информационном конгрессе ИФЛА и Генеральной конференции Ассамблеи ИФЛА, которые пройдут 19—25 августа 2017 года во Вроцлаве (Польша).

  • Третье место завоевал проект «Библиотека — маленький рай на Земле», представленный библиотекой Уханьского университета.

Публичный проект «Библиотека — маленький рай на Земле» организован библиотекой Уханьского университета совместно с Ювэйским литературным обществом и студенческим клубом в университетском городке. Вслед за Хорхе Луисом Борхесом, пытаясь создать дружелюбную, доверительную и интеллектуальную, атмосферу, организаторы проекта находят людей, имеющих необычный профессиональный и жизненный опыт, представляют их в качестве «живых книг» читателям. Для привлечения внимания целевой (студенческой) аудитории библиотека проводит публичные интервью с гостями, «зашифровывает» их телефонные номера, создает плакаты, широко использует интернет-оповещения и обратную связь с участниками мероприятий и др. Это делает библиотеку для читателей более привлекательным местом, добавляет «остроты» процессу чтения, расширяет кругозор, повышает самооценку и убеждает пользователей в том, что «каждый человек — это книга с историей, которая заслуживает прочтения».

Библиотека получает третью денежную премию в размере 500 евро.

Кроме трёх победителей, в мировой Топ-10 лучших проектов библиотечного маркетинга (топ 10) в 2017 году вошли ещё 7 проектов, которые признаны наиболее вдохновляющими для библиотек и заслуживают того, чтобы быть названными (в алфавитном порядке стран):

  • [Австралия]
    «В центре внимания библиотеки х 3» — Библиотеки солнечного побережья;
  • [Канада]
    «Неделя открытого доступа» — UBC библиотека;
  • [Китай]
    «Утопия для детского чтения» — Библиотека провинции Ляонин;
  • [Китай]
    «Направление Шанхайской библиотеки университета Цзяотун в 2016 году: Микро Видео» — Шанхайская библиотека университета Цзяотун;
  • [Китай]
    «МЫ ЧИТАЕМ (Проект цифрового чтения Шанхайской библиотеки)» — Шанхайская библиотека;
  • [Россия]
    «Смотреть / Читать /Слышать» — Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина;
  • [Россия]
    «Страна Читалия приглашает друзей» — Хакасская республиканская детская библиотека.

Рады новым успехам российских библиотек в области маркетинга
и поздравляем с получением международного признания
Президентскую библиотеку имени Б Н. Ельцина
и Хакасскую республиканскую детскую библиотеку!

 

Людмила Николаевна Зайцева,

председатель Секции РБА по библиотечному менеджменту и маркетингу;

член-корреспондент Постоянного комитета Секции ИФЛА по менеджменту и маркетингу;

член жюри конкурса ИФЛА — БибЛибр;

заведующая отделом сводного планирования и отчетности Российской государственной библиотеки

 

Для справки:

Организатор конкурса

Международная ассоциация библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) — это крупнейшая в мире общественно-профессиональная организация, объединяющая более 1300 членов из более чем 140 стран мира. Является политически нейтральной, неправительственной организацией со штаб-квартирой в Гааге, Нидерланды. К главным целям ИФЛА относятся укрепление международного сотрудничества библиотек и содействие распространению понимания ценности и важности высококачественного библиотечно-информационного обслуживания во всем мире.

Международный конкурс на получение премии ИФЛА за лучший проект библиотечного маркетинга инициирован и проводится с 2002 года Секцией ИФЛА по менеджменту и маркетингу. В настоящее время в состав Постоянного комитета (34) Секции ИФЛА входят 25 специалистов библиотек со всего мира, 10 из них являются членами жюри и участвуют в проведении конкурса ИФЛА по библиотечному маркетингу. С 2016 года конкурс проводится при поддержке французской ИТ-компании БибЛибр.

Спонсор конкурса (2016—2018)

Компания БибЛибр является провайдером, который работает с программным обеспечением, имеющим открытый исходный код, и содействует свободному доступу к информации и знаниям. БибЛибр имеет большой опыт по управлению проектами в библиотечной сфере. Компания сотрудничает с более чем 130 библиотеками и консорциумами разных типов и видов, от Национального Музея Сопротивления в Центральном массиве Франции, обладающего коллекцией 5000 документов, до библиотеки Университета Экс-Марсель, насчитывающей 70000 пользователей и фонд объемом 1,5 миллиона документов. БибЛибр — это французская компания, работающая с клиентами по всей Европе. С 2016 года БибЛибр сотрудничает с ИФЛА, оказывая финансовую поддержку Международной премии за лучший проект библиотечного маркетинга.

Контакты для получения более полной информации о конкурсе: iflajurymembers@googlegroups.com

Полезные ссылки:

Победители и финалисты предыдущих конкурсов ИФЛА на лучший проект библиотечного маркетинга:

2016, в том числе российские участники

2015 — конкурс не проводился

2014, в том числе российские участники

2013, в том числе российские участники

2012, в том числе российские участники

2009 — 2014 (на английском языке)

2003 — 2008 (на английском языке)

Глоссарий библиотечного маркетинга (некоторые используемые в конкурсной документации термины и определения) на сайте ИФЛА

Подготовила Л. Зайцева

06.06.2017

Новости