Всероссийский Форум Публичных библиотек
На главную Санкт-Петербург, 2005

Тезисы выступления Министра культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации А.С. Соколова

            Уважаемые коллеги, символично, что Всероссийский форум публичных библиотек проходит в г. Санкт – Петербурге, где будет размещена Президентская библиотека. В этом есть  глубина замысла, срытого в простой по видимости идее учредить Президентскую библиотеку и разместить ее в историческом здании Синода.

            В этом есть символическая связь между русским государством и русской православной культурой именно в тот период, когда Россия стоит на пороге информационной культурной революции.

            За последние десятилетия было произнесено много слов об информационном обществе, о постиндустриальной системе. Однако развитие информационных технологий, распространение Интернета, формирование на ее основе социальных сетей, работы по обустройству в Интернете "электронного правительства" постепенно и необратимо подготовили почву для очередного качественного преобразования всей культуры социальных, экономических и даже просто личных коммуникаций и отношений. При этом, несмотря на некоторое некритическое отставание в количественном охвате части населения сетью Интернет и цифровой связью, впервые Россия находится на пороге очередной культурной революции не позже, а вместе с развитыми западными странами.

            В деле создания и распространения информационных ресурсов  важнейшая роль принадлежит уникальной библиотечной системе России, равной которой не было в мире.  Сегодня российские библиотеки в целом способны ответить на   вызовы современности,  однако  библиотечная система, как справедливо было отмечено в Послании Президента России Федеральному Собранию, за многие годы недофинансирования пришла в упадок. 

            В  Послании  была  сформулирована задача -  «на новой  современной основе возродить в стране библиотечное дело».     

            Такая стратегическая постановка  задачи крайне актуальна,  поскольку  библиотечное дело в целом  нуждается в серьезных преобразованиях,  цель которых   состоит в обеспечении устойчивого, инновационного  развития библиотек Российской Федерации.

            Цели, задачи, основные направления и приоритеты деятельности Минкультуры России, Федерального агентства по культуре и кинематографии  по модернизации и реформированию библиотек  определяются глобальными факторами, оказывающими принципиальное влияние на   библиотечное дело как социальную систему: вхождением России в информационное общество,  и в процесс международной интеграции и глобализации, формированием общества знаний, а также социально-политическими и экономическими преобразованиями  в стране.

            Анализ состояния библиотечного дела и пути его развития были предметом неоднократного обсуждения на заседаниях коллегии Минкультуры России,  слушаний в Совете Федерации, вопрос о развитии библиотечного дела был рассмотрен на заседании Правительства Российской Федерации.

            Исходя из комплекса полномочий, закрепленных за Минкультуры России, в основе нашей работы лежит осуществление функций нормативно-правового регулирования. Остановлюсь на некоторых важнейших аспектах законотворческой деятельности, связанных с развитием библиотечного дела.

            С целью урегулирования проблем, связанных с уточнением объемов полномочий по обеспечению библиотечного обслуживания населения после    внедрения Федерального закона №131 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», совместно с ведущими библиотеками страны Минкультуры России  подготовило проект распоряжения Правительства Российской Федерации «О социальных нормативах и нормах»,  утвержденный  в установленном порядке в июле сего года.   В названном распоряжении предусмотрено  необходимое  количество общедоступных  библиотек с учетом  уровня бюджета и количества населения. К концу текущего года будет разработан стандарт ресурсного обеспечения сельской библиотеки, в течении 2008 года будут подготовлены  стандарты для городских, районных, научных, детских, специализированных библиотек. Обозначенные документы являются рекомендательными и могут стать основой для перспективного развития библиотечного дела в  субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

Как уже отмечалось, общественность и библиотечное сообщество большие надежды возлагает на создание Президентской библиотеки, которая должна стать информационным и связующим звеном  для всей библиотечной сети страны. Система взаимодействия Президентской библиотеки с регионами и  принципы ее информационного  насыщения в настоящее время прорабатываются оргкомитетом.   Целью создания Библиотеки Президента Российской Федерации является формирование  единого общедоступного информационного ресурса о теории и практике российской государственности и распространение во всем мире русского языка.

 Перспективной проблемой,  над которой сейчас работает библиотечное сообщество и Минкультуры России является проработка вопроса о приемлемом балансе между правами авторов и правами пользователей. Как реализовать право граждан на доступ к информации, если Федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах» фактически исключает возможность создавать и развивать электронные библиотеки. Минкультуры России видит свою задачу в дальнейшем совершенствовании законодательства в части развития библиотечного дела. Здесь, конечно же, основная работа будет сосредоточена на поправках  в  часть IV Гражданского кодекса, связанных с развитием электронных библиотек и на законе «Об обязательном экземпляре документов». Основной идеей и целью проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования деятельности электронных библиотек)» является создание правовой основы для деятельности библиотек в электронной среде, а также защита прав авторов при использовании их произведений в деятельности библиотек с использованием информационных технологий.

Основная идея и цель проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О библиотечном деле» – создание дополнительных условий для сохранения и развития библиотечного дела в Российской Федерации, а также совершенствование законодательства о библиотечном деле.

Законопроектом предполагается урегулировать особенности правового статуса межпоселенческой библиотеки, особенности правового положения библиотечного фонда, особенности правового положения особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечного фонда – книжных памятников.

Основной проблемой, над которой сегодня работает Минкультуры России, является обеспечение финансирования  отрасли, и в частности комплектования и сохранения библиотечных фондов. 

Правительством Российской Федерации положительно решен вопрос о выделении  на 2008-2010 годы средств из федерального бюджета в виде субвенций субъектам Российской Федерации на комплектование фондов муниципальных  библиотек в размере 300 млн. руб. на2009 г.,  450 млн. руб.-2010 г. и 1млрд. 151 млн. руб. на2011 г.

 

Назову приоритеты в дальнейшей работе Минкультуры России по развитию библиотечного дела.

 

1. Это взаимодействие с регионами.  В ходе работы Координационного Совета в Чувашии осенью прошлого года  была продемонстрирована исключительная значимость проекта «модельная сельская библиотека».   С целью решения проблемы компьютеризации муниципальных библиотек, в проекте корректировок федеральной целевой программы «Культура России (2006-2010 годы)», для реализации проекта «Модельные сельские библиотеки» на 2008-2010 годы предусматривается финансирование в объеме 96,0 млн. рублей за счет средств федерального бюджета. Сегодня фактически только центральное телевидение да сельские школы и библиотеки скрепляют единую ткань общества в российской глубинке. Если мы хотим, чтобы на селе возродилась полноценная жизнь, чтобы кроме пенсионеров сюда вернулись люди среднего возраста и молодое поколение, необходимы не только экономические стимулы, но и полноценный доступ всех наших граждан в информационное пространство социальных сетей.

Вопрос о компьютеризации библиотек  напрямую связан с развитием центров правой информации   на базе общедоступных библиотек. Всего в России по экспертным оценкам создано более 4.000 центров на базе библиотек, учебных заведений, органов власти.

Для России с ее огромным расстоянием очень важна такая социальная функция как открытие центров общественного доступа к сети Интернет на базе общедоступных библиотек (далее ЦОД).  Такая работа ведется с 1994 года. В перспективе мы предполагаем совместно с Мининформсвязи России в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2011 – 2015 годы)»  предусмотреть подпрограмму «Развитие библиотек России»,  которая позволит осуществить рывок в развитии информатизации библиотек и развитии центров общественного доступа в частности.

В рамках программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в области доступа к социально-значимой информации, сохранению цифрового наследия продолжается  подготовка и распространение  печатных и электронных материалов на русском и английском языках информационно-аналитического характера,  реализация других проектов, направленных на реализацию документов, принятых ЮНЕСКО. Здесь уместно привести в качестве примера один из наиболее значительных проектов на данном направлении, а именно  подготовка Международной конференции «ЮНЕСКО между двумя этапами  Всемирного саммита по информационному обществу», состоявшейся в мае 2005 года в г. Санкт-Петербурге.

В ее работе приняли участие 482 человека из 52 стран, представлявших все континенты и все заинтересованные стороны – государство, бизнес, гражданское общество, международные организации, научно-образовательное сообщество, учреждения культуры, средства массовой информации. К сожалению, ограниченность бюджета конференции не позволила пригласить к участию в этом форуме всех желающих - предварительную регистрацию на Интернет-сайте конференции прошли 758 человек из 89 стран. Столь значительный интерес к этой конференции объясняется тем, что она явилась самым крупным мероприятием ЮНЕСКО в рамках подготовки ко второму (тунисскому) этапу Всемирного саммита по информационному обществу – важнейшему всемирному форуму, в ходе которого ведущими политиками мира обсуждались  основы и пути формирования новой фазы развития человеческой цивилизации – глобального информационного общества.

На конференции были представлены все направления деятельности ЮНЕСКО: культура, наука, образование, коммуникации и информация. Особый акцент был сделан на проблеме культурного разнообразия в обществе знаний. Генеральный директор ЮНЕСКО К. Мацуура поздравил Президента России  В.В. Путина с успехом этой конференции и выразил особую благодарность за инициативу ее проведения.

 И еще об одной социально важной функции хотелось бы сказать – а именно о деятельности специализированных библиотек для слепых.

Специальные библиотеки формировались как библиотеки универсального профиля, в чью обязанность входит обслуживание представителей всех возрастных категорий, имеющих различные информационные потребности.  Этим определяется содержание книжных фондов – как по содержанию, так и по видам изданий. Специфической  особенностью восприятия  информации инвалидами  по зрению является  потребность во вспомогательных средствах – тифлотехнических устройствах и адаптивных программах  индивидуального и коллективного пользования, преобразующих информацию в доступные  для них сигналы (звуковые и тактильные).  Таким образом, перспективы развития специальных библиотек связаны с их  модернизацией и активным внедрением  новых информационных технологий во все библиотечные процессы, что будет содействовать вхождению незрячих читателей на ряду со всеми в «цифровое общество».

2. Стоящие перед Правительством, Минкультуры России и Федеральным агентством по культуре и кинематографии задачи  по восстановлению сети публичных библиотек, по кадровому и материальному укреплению, пополнению и сохранности фондов вполне понятны и достижимы. 

Сложнее с выходом на качественно новый уровень.   Для чего, собственно, необходимо создание еще одной крупнейшей библиотеки общероссийского значения? Почему нельзя присвоить статус Президентской библиотеки одной из существующих крупнейших библиотек?

            Во-первых, две российские национальные библиотеки в Москве и Санкт-Петербурге выполняют важнейшую роль главных библиотек, поддерживающих профессиональные и научные традиции работы с книгой и печатными изданиями. Эта функция никуда и никогда не денется, она ответственна и сложна сама по себе. Чтобы лучшее не стало врагом хорошего, необходимо это хорошее продолжать хранить бережно и аккуратно. А качественный рывок, создание новой высокотехнологичной информационной надстройки в интересах всей библиотечной системы необходимо поручить совершенно новому институту - Президентской библиотеке.

            В рамках организационного комитета Президентской библиотеки сегодня идет достаточно серьезное обсуждение, выбор вариантов правового статуса и организационной структуры будущих региональных филиалов Президентской библиотеки. Очевидно, что такие филиалы должны иметь равный статус и равное ресурсное обеспечение. Исключение из общих правил могут составить столичные регионы, где острота проблем с доступом к информации не так остра. С другой стороны, здесь расположено большинство органов государственной власти и, например, московский филиал Президентской библиотеки мог бы обеспечивать информационные потребности для работы сотрудников министерств и ведомств, консультантов и помощников депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Не случайно мэр Москвы Ю.М. Лужков предложил построить московский филиал Президентской библиотеки в весьма престижном месте - в реконструируемом Зарядье, на месте бывшей гостиницы "Россия".

            Точно так же все региональные филиалы Президентской библиотеки смогут помочь в информационном обеспечении федеральных и мировых судей, прокуроров, региональных органов государственной власти. Но в равной степени доступ к информации о деятельности государства был бы открыт для всех граждан, особенно для студентов. И, разумеется, важнейшей частью работы Президентской библиотеки и ее филиалов станет сбор и популяризация информации об истории Российского государства и права, об опыте культурных революций и о культурных традициях многонационального народа России.

            Еще раз хочу вернуться к глубокой и вдохновляющей символике предстоящего нам события - завершения реставрации и модернизации исторических зданий Сената и Синода. Этот масштабный проект уже возродил к новой жизни на самом высоком мировом технологическом уровне Российский государственный исторический архив. 

            Мы также должны делать свою работу на самом высоком уровне. Поэтому перед нами стоит амбициозная задача создать самую лучшую в мире Президентскую библиотеку, на самом высоком технологическом и организационном уровне, для решения самых стратегических задач. А именно: мы должны сделать Российскую Федерацию одним из лидеров глобальной культурной революции. Очень важно, что в решении этой задачи у нас есть свои преимущества - это исторический опыт реализации масштабной культурной революции и не в последнюю очередь - наличие уникальной универсальной системы библиотек и системы подготовки кадров для них.  

 

Источник:  сайт Министерства культуры и массовых коммуникаций

наверх

© Российская библиотечная ассоциация, 2007