Поиск по сайту

Приглашаем принять участие в общественном обсуждении поправок в Закон «О библиотечном деле»

До 10 декабря 2014 г. на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения продлится публичное обсуждение проекта ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 29.12.1994 №78-ФЗ "О библиотечном деле"».

Штаб-квартира РБА приглашает коллег высказывать свое мнение о законопроекте.

Комментарий президента РБА В.Р. Фирсова:

Представленный на Едином портале текст законопроекта размещается в соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативно-правовых актов и результатах их общественных обсуждений (Постановление Правительства РФ от 25.08.2012 №851), в соответствии с которыми общественные обсуждения носят предварительный характер и без их проведения разработчик не может начать согласование проекта с другими федеральными органами исполнительной власти.  Так что, пока текст носит самый предварительный характер.

При этом необходимо отметить следующее.

4 февраля 2014 года на заседании Совета Федерации было сформулировано предложение о подготовке нового законодательства в сфере культуры – очередная, не раз предпринимавшаяся ранее, кампания обновления закона, принятого в 1992 г. Министерство культуры подготовило проектный текст, который был представлен для общественного обсуждения, а 18 июля 2014 года приказом Министра культуры была сформирована рабочая группа для дальнейшей работы над проектом. При этом Министерство культуры выступает за объединение всех законов о культуре в виде единого Кодекс. Позиция, которая не получила пока  однозначного отношения. Однако это один из возможных подходов. В сформированную  и утвержденную Министром культуры рабочую группу по предложению РБА были приглашены библиотечные специалисты, и мы избрали такой подход: при участии коллег мы готовим свои предложения о внесении изменений и дополнений в Закон «О библиотечном деле», оставляя за скобками вопрос, будет ли он в дальнейшем частью общего Кодекса законов о культуре или останется самостоятельным актом.

Появление на Едином портале текста законопроекта «Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон от 29.12.1994 №78-ФЗ "О библиотечном деле"» стало неожиданностью для нас. Подчеркну, что члены рабочей группы не привлекались для его подготовки.

Видимо, основной мотив появления этого законопроекта — это закрепление статуса Национальной электронной библиотеки. Как мы знаем, этот проект реализуется во исполнение указа № 597 Президента РФ, в силу чего является приоритетным и обязательным. Министр культуры В.Р. Мединский неоднократно в публичных выступлениях заявлял, что в сфере библиотечного дела в Год культуры проект НЭБ является ключевым. Данное положение В.Р. Мединского совершенно оправдано, так как реализация этого проекта должна обеспечить принципиально иной уровень доступности информации в библиотеках России.

Именно поэтому особенно важно при обсуждении проекта мнение представители центральных региональных и муниципальных библиотек – будущих потребителей информации из НЭБ.  Представленный проект носит, в основном, технологический характер, а ведь основной смысл закона «О библиотечном деле» как всякого закона, регулирующего те или иные социальные отношения, не установление технологии взаимодействия или регламентация производственных процессов, а обеспечение прав граждан. В этом смысле законопроект оставляет открытым главный вопрос: каковы права граждан на сформированный в соответствии с Указом Президента РФ В.В. Путина и оплаченный за счет средств федерального бюджета ресурс?

Суть и предназначение НЭБ с точки зрения идеи указа Президента РФ — создание ресурса, доступного нации. То есть, информация должна быть доступна в любой общедоступной библиотеке России посредством электронных коммуникаций.

При этом хочу обратить внимание на следующее. Как вы знаете, право на доступность информации регулируется 29 статьей Конституции. Коротко говоря, действует принцип презумпции открытости информации: вся информация является открытой за исключением той, которая специально закрывается законом. Ключевые формулировки, касающиеся НЭБ, в определенной мере противоречат этому принципу. Статья 18.1, пункт 4: «Порядок создания и ведения Национальной электронной библиотеки, категории ее пользователей, перечень документов, предоставляемых каждой категории пользователей, и условия ее предоставления устанавливаются Правительством Российской Федерации».

Означает ли это, что закон предусматривает доступность национального ресурса только определенным категориям пользователей, утвержденных Правительством?

Вызывает недоумение также положение «о перечне документов», который будет устанавливаться Правительством для каждой категории пользователей.

Кстати, отмечу еще один момент. Последние два года РБА активно отстаивала необходимость поправок в статью 7 ФЗ «О библиотечном деле», которые относят доступ к Интернету к числу обязательных бесплатных услуг, оказываемых муниципальными библиотеками. Тут мы достигли определенного успеха: 4 июля 2014 года в Госдуму был внесен и официально зарегистрирован (№561367-6) законопроект, подготовленный РБА совместно с группой депутатов, о соответствующих изменениях, который находится на согласовании в Правительстве.   Публикуемый ныне законопроект не учитывает уже сформированные предложения. Но мне кажется, формируя централизованный ресурс необходимо предусматривать технологические возможности (т.е. наличие доступа к Интернету) муниципальных библиотек. 

Коллеги, я прошу вас откликнуться и принять участие в обсуждении этого законопроекта.

Штаб-квартира РБА

17.11.2014

Новости