Поиск по сайту

Уважаемые коллеги! Приглашаем вас до 15 декабря высказать предложения по совершенствованию системы обязательного экземпляра

15 декабря 2014 г. Комитет по культуре Государственной Думы ФС РФ проводит совещание по обсуждению  проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов».

Напомним, что законопроект был разработан Министерством культуры РФ в феврале – марте 2014 г. и размещен для общественного обсуждения с 04.06-04.08.2014 г. на «Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных и правовых актов и результатов их общественного обсуждения».

30 июля 2014 г. Участие РНБ (РБА) в общественном обсуждении законопроекта (30 июля 2014 г.)

Справка РНБ (РБА) о предполагаемых затратах, которые понесет РНБ в случае принятия законопроекта в предлагаемой редакции

Сводка предложений по итогам публичного обсуждения

Доработанный текст законопроекта после проведения публичного обсуждения

Также см.: Хроника событий по обсуждению законопроекта "О внесении изменений в федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов»" Минкультуры РФ

Суть изменений, предлагаемых законопроектом Минкультуры России  «О внесении изменений в Федеральный закон 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»

Законопроектом МК РФ  вводится новая по сравнению с действующим ФЗ№-77 «Об обязательном экземпляре документов» система обязательного экземпляра, смысл которой состоит в ведении нового понятия «электронная копия печатного издания», передаче трех ОЭ электронных копий печатных изданий   на материальном носителе  непосредственно  в три национальные библиотеки (по одному экземпляру электронной копии печатного изданий в РГБ, РНБ, Президентскую библиотеку им.Б.Н.Ельцина) при одновременном сокращении общего  количества обязательных экземпляров печатных изданий (книг, брошюр, журналов и продолжающихся изданий) с 16 до 6 экз.

По мнению разработчиков, передача трех электронных копий печатных изданий обязательного экземпляра производителями документов непосредственно в национальные библиотеки существенно сократит государственные расходы, связанные с оцифровкой печатных изданий библиотеками. В настоящее время Национальная электронная библиотека пополняется за счет оцифровки печатных изданий. В дальнейшем наполнение Национальной электронной библиотеки предлагается осуществлять за счет электронной копии печатного издания, которая будет предоставляться в библиотеки в качестве обязательного экземпляра. Это позволит сократить расходы на оцифровку новых изданий, которые цифруются сейчас в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», повысить качество и увеличить объем фонда Национальной электронной библиотеки.

Позиция профессионального сообщества

Российская библиотечная ассоциация,  Российская национальная библиотека (приложение 5), федеральные библиотеки – получатели обязательного экземпляра (БЕН РАН (приложение 6), ГПНТБ (приложение 7), ГПНТБ СО РАН (приложение 8), ЦБ субъектов Российской федерации (приложение 9); участники Всероссийских научно-практических конференций, объединяющие специалистов библиотек и издателей, неоднократно давали отрицательные заключения на данный законопроект.

Реформирование существующей системы обязательного экземпляра документов без создания системы ОЭ на новом содержательном, организационном и технологическом уровнях нецелесообразно. Сокращение количества печатных обязательных экземпляров возможно только после введения в промышленную эксплуатацию равноценной системы замены обязательного экземпляра электронной копией печатного издания. Законодательное, одновременное сокращение печатных изданий с 16 до 6 экз. разрушит сложившуюся систему ОЭ и  отрицательно повлияет на информационное обеспечение научной  и образовательной деятельности в стране.

Нуждается в дополнительной правовой проработке вопрос о количестве всех видов обязательного экземпляра печатных изданий  и  эффективном перераспределении универсальных и профилированных комплектов ОЭ между получателями, в том числе   выделении двух универсальных комплектов обязательного экземпляра  на юг России и Урал. Кроме того, субъектам РФ необходимо предоставить право самостоятельно устанавливать типо-видовую структуру обязательного экземпляра на региональном уровне, включая ОЭ электронной копии печатного издания.

Нецелесообразной представляется доставка ОЭ электронных копий печатных изданий на материальных носителях в адрес трех национальных библиотек, так как это приведет к увеличению неоправданных издержек, как издателей, так и Национальных библиотек – получателей ОЭ, разрыву печатного и электронного потока одного и того же контента, увеличению риска потери полноты поступления ОЭ.

Итоги профессионального обсуждения данного законопроекта с участием всех заинтересованных сторон (издателей, правообладателей, библиотек) показывают, что в если закон будет принят в предлагаемой редакции, он  работать не будет и в конечном счете не принесет пользы ни издателям, ни библиотекам. Результаты обсуждения нашли отражение в Резолюции Всероссийской научно-практической конференции «Библиотечные фонды: проблемы и решения» (VII Сибирский библиотечный форум, Кемеровская областная научная библиотека им.В.Д. Федорова, 10-14 ноября 2014 г.) (приложение 10, приложение 11) и позволяет предложить следующую модель реформирования системы ОЭ в России. 

Предлагаемая концепция реформирования системы обязательного экземпляра в России

Реформирование системы обязательного экземпляра в России должно носить продуманный, поэтапный характер.

Поток отечественной книжной продукции (один и тот же контент в печатном и электронном виде) должен поступать в единый защищенный центр. Для издательств необходим принцип «одного окна».

Функцию  Национального архива печати, как в традиционном, так и в электронном виде считаем  необходимым закрепить за ИТАР ТАСС (РКП).

ОЭ - электронную копию  печатного издания направлять в ИТАР ТАСС (РКП). Издательства одновременно с отправкой ОЭ печатных изданий и ОЭ электронной копии печатного издания, загружают на сервер ИТАР ТАСС (РКП) библиографические описания, аннотацию, информацию об источниках,  условиях и цене приобретения издания.

ИТАР ТАСС (РКП) обеспечивает оперативное информирование потребителей о поступлении обязательного экземпляра и  ОЭ электронной копии печатного издания.

Библиотеки – получатели ОЭ имеют право заказа на доставку обязательного экземпляра в течение одного месяца со дня выхода издания в свет.

Список библиотек, имеющих право заказа и получения ОЭ на платной основе, утверждается Правительством РФ с учетом консолидированного мнения профессионального сообщества.

Уважаемые коллеги, представители библиотек и издательств!

Приглашаем Вас до 15 декабря 2014 г. высказать свои конкретные предложения по совершенствованию системы ОЭ в адрес Комитета по культуре Государственной Думы РФ и РБА.

И.В. Эйдемиллер, секретарь Секции РБА по формированию библиотечных фондов,

штаб-квартира РБА

Upd:

Приглашаем ознакомиться полученными откликами в подробной подборке материалов, посвященных дискуссии.

10.12.2014

Новости

Подписка на новости