Поиск по сайту

Речь А.Г. Гачевой на церемонии подведения итогов II Всероссийского конкурса «Библиотекарь года»

Победитель II Всероссийского конкурса «Библиотекарь года» А.Г. Гачева (заведующая отделом музейно-экскурсионной работы Библиотеки № 124 ГБУК г. Москвы «Централизованная библиотечная система Юго-Западного административного округа», основатель Музея-библиотеки Н.Ф. Федорова) на церемонии награждения 21 октября выступила с речью, посвященной роли библиотек в современном мире.

А.Г. Гачева:

«Мне особенно дорого, что сегодняшняя церемония награждения финалистов конкурса «Библиотекарь года – 2014» проходит в стенах Российской государственной библиотеки, наследницы знаменитой Библиотеки Московского публичного и Румянцевского музея, где двадцать пять лет, с 1874 по 1898 год, работал «Московский Сократ» Николай Федорович Федоров. Мыслитель, перед гением которого преклонялись выдающиеся современники и потомки, был еще и «идеальным библиотекарем», «героем и подвижником в области книговедения». В этом году исполнилось 185 лет со дня его рождения, и победу в конкурсе я считаю творческим приношением его памяти.

Философия Федорова – глубинное творение русского Логоса и вместе с тем она носит планетарный характер, обращает нас к поиску той «высшей идеи существования», без которой, по убеждению Достоевского, немыслимо самостояние личности. Ключевая категория его философии – категория памяти. Любовь к прошлому дает человеку ощущение связи времен, понимание того, что он – не перекати-поле, не плесень на лике земли, но существо, соединенное узами преемственности и родства с предками, и одновременно – обращенное к будущему, способное не просто ставить себе дальние цели, мечтать о невозможном, но и это невозможное осуществлять.

Двигаться в будущее с творческой опорой на традицию, дерзать, не забывая о наследии, – вот формула творческого консерватизма, выведенная Н.Ф. Федоровым, а затем повторенная Н.А. Бердяевым применительно к общественному развитию. Этот творческий консерватизм лежит в основании культуры и библиотеки как краеугольного камня культурного делания.

Библиотека, хранилище всечеловеческой памяти, пространство встречи с наследием, средоточие универсального знания – ключевое звено ноосферы. В цивилизации, которая делает выбор в пользу подлинных, а не мишурных ценностей, она играет ведущую роль. Такая цивилизация сознает свою планетарную роль и ответственность, а значит, ценит знание, память, преемственность. Для нее культура и институты культуры – не довесок к прагматическим «заводам, пароходам» и банкам, но ведущая творческая сила мира. Сила, нацеленная не на времяпрепровождение, а на делание – на возделывание (cultivare) почвы человеческих душ, умов и сердец.

Сейчас много спорят о судьбе библиотек в цифровую эпоху. Современное массовое сознание, столкнувшееся с натиском виртуальности, все больше воспринимает библиотеку как анахронизм. Но это настоящая аберрация. Библиотеки, содержащие не только книжные, но и цифровые фонды, имеющие широкий доступ в Сеть интернет, к российским и мировым электронным ресурсам, напротив, существенно расширяют свою роль навигаторов в мире знания и наследия, трансляторов культурной памяти. Более того, они могут и, на мой взгляд, должны стать центрами открытого образования и самообразования, исследования и творчества, и в этом колоссальный ресурс их развития. Знание и культура не элитарны, они всеобщи. «Наука для всех» – по замечательной формуле Федорова «Все должны быть познающими и всё – предметом знания и дела». Библиотечные клубы, семинары и студии открыты для «ученых» и «неученых», людей разного уровня образования, разных взглядов, разных национальностей, разных возрастов, и это тоже принципиально. Наука планетарна и всечеловечна, ее достижения обращены к каждому землянину. Мир культурного наследия универсален, рушит узкие перегородки между народами, партиями, конфессиями, поколениями.

У библиотеки есть и другая – человекообразующая роль. В центре ее программ стоит личность. От содержания нашего просветительного и культурного делания, от того, что мы предлагаем читателям, зависит то, какой образ мира сформируется в их сознании, как они сами будут действовать в бытии и истории. Библиотека – воспитательница человечества. Открывая свои двери всем – безвозмездно, бесплатно, призывая к творческому участию в ее жизни, она учит бескорыстию, жертвенности, просветительству, солидарности, взаимопомощи. Учит жить, по замечательному выражению Н.Ф. Федорова: «Не для себя и не для других, а со всеми и для всех». А еще библиотека помогает преодолеть обособленность людей друг от друга. Современный мир атомарен, обрекает человека на одиночество в мегаполисе, на бессрочное заключение в каменных клетках квартир, побуждает уходить в виртуальность, заменять потребность в другом суррогатами сетевой коммуникации. Библиотека выстраивает пространство общей жизни, подлинного, а не мнимого взаимодействия, общения реального а не виртуального. Спасительное пространство родства.

Эссе, представленное на конкурс, я озаглавила «Библиотекарь: от я к мы». В библиотечной профессии результат зависит от кооперации, от умного, творческого взаимодействия многих талантов и воль. Участие в конкурсе позволило мне ощутить это культурное соработничество библиотек и библиотекарей столицы и регионов. Знакомясь с биографиями участников, читая их конкурсные эссе, поражаешься богатому многоголосию, «цветущей сложности» мира, имя которому – «Библиотека».

Хочу от всего сердца поблагодарить Министерство культуры Российской федерации и Российскую библиотечную ассоциацию за организацию конкурса «Библиотекарь года – 2014». Этот конкурс впечатляюще представил творческий потенциал современной библиотеки, которым держится и прирастает культура России. Благодарю Централизованную библиотечную систему ЮЗАО г. Москвы и мою родную Библиотеку № 124, выдвинувших мою кандидатуру на конкурс. И конечно, низкий поклон всем тем людям, неравнодушным к судьбе культуры и библиотеки, которые приняли участие в голосовании, поддержав финалистов конкурса».

Штаб-квартира РБА

28.10.2014

Новости