Поиск по сайту

«C’est superbe!» («Это великолепно!»): от Преображенского марша Петра Великого к Российскому гимну А. Ф. Львова

На сайте Российской государственной библиотеки в разделе «События» –

«Виртуальные выставки Российской государственной библиотеки» размещена новая экспозиция: «C’est superbe!» («Это великолепно!»): от Преображенского марша Петра Великого к Российскому гимну А. Ф. Львова»,  посвященная 1150-летию российской государственности.

В исторической последовательности выставка демонстрирует зарождение и становление главного гимна России «Боже, царя храни!». Известно, что на протяжении веков в России не было государственного гимна. Тем не менее, в истории нашего государства этот жанр имел свои особенности бытования.

На страницах выставки можно познакомиться с историческими фактами создания знаменитого «Марша Преображенского полка», сочиненного до 1725 г. неизвестным автором. Четкость и скорость темпа (120 шагов в минуту) делали марш незаменимым при военных походах и парадах; полонеза «Гром победы, раздавайся» (в сопровождении пения и литавр), который впервые прозвучал 28 апреля 1791 г. в Петербурге по поводу взятия русскими войсками неприступной турецкой крепости Измаил под командованием А. В. Суворова. Мелодия и слова, раздавшиеся под сводами громадной галереи Таврического дворца, сразу покорили присутствующих своей торжественностью. Вскоре после бала уже вся Россия с гордостью повторяла: «Гром победы раздавайся! Веселися, храбрый росс». Не менее интересно появление гимна «Коль славен наш Господь в Сионе» (на текст М. М. Хераскова), который на многие десятилетия становится полуофициальным символом российской государственности. Впервые он прозвучал 29 ноября 1798 года в Петербурге, где состоялась грандиозная церемония коронации Павла I. В основе музыки гимна, сочиненной композитором Дмитрием Степановичем Бортнянским (1751—1825), лежат интонации народных и церковных напевов. Исследователи отмечают ее близость к некоторым гласам знаменного распева, который отличается от прерывистых интонаций воинственного гимна-полонеза.

Особое внимание в экспозиции уделено средневековому английскому гимну «God save the King» («Боже, храни короля»), который пользовался огромной популярностью в Европе и выполнявший в течение всего ХVIII в. роль национального гимна многих стран (около 25), в том числе и России. После Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов русской армии, в сентябре 1814 года открылся Венский Конгресс. 14 сентября1815 г. Александр I подписал акт об основании Священного союза. Вскоре был создан Четверной союз России, Великобритании, Австрии и Пруссии. В целях утверждения единства и согласия членов Священного и Четверного союзов, было предложено ввести в странах-участницах единый Государственный Гимн. Им стал английский гимн. Автором первого русского текста стал А. С. Пушкин, который при написании слов использовал первую строфу гимна «Молитвы русских» В. А. Жуковского и приписал к ней два куплета. В1816 г. английская мелодия со словами А. С. Пушкина, которые вполне ей соответствовали, была утверждена в качестве первого официального российского гимна в честь победы в Отечественной войне 1812 года и прославлением императора Александра I: «Боже! царя храни! Славному долги дни ‎Дай на земли». Почти 20 лет в Российской империи официально использовали мелодию английского гимна.

Кульминацией выставочной экспозиции является история возникновения известного гимна «Боже, царя храни!». Она необычна. При Николае I, который был крайне заинтересован вопросами разработки российской государственной атрибутики и ее укрепления, придавалось большое внимание монархическим символам. В первую очередь это коснулось официального гимна. Было решено отказаться от английской мелодии. Автором музыки царь выбрал композитора А. Ф. Львова, близкого к императору и его семье. Именно к нему через А. Х. Бенкендорфа обратился Николай I с предложением написать «гимн Русский». Произошло это в1833 г. после возвращения царя из Австрии и Пруссии. По воспоминаниям Львова поначалу задача казалась невыполнимой, так как влияние английского гимна было слишком великим. Львов понимал, что новый гимн должен стать понятным для всех, «гимн величественный, сильный, чувствительный, имеющий отпечаток национальности, годный для церкви, годный для войск, годный для народа». Слова написал Жуковский, который еще раньше значительно переделал текст «Молитвы русских». Так появился шедевр Львова — Жуковского: «Боже, Царя храни! Сильный, державный, Царствуй на славу нам; Царствуй на страх врагам, Царь православный! Боже, Царя храни!». Первое исполнение сочиненной Львовым музыки гимна с придворными певчими и двумя военными оркестрами произошло 23 ноября1833 г. в Певческой капелле, куда прибыли царь с семейством и со свитой. Гимн прозвучал несколько раз. Наконец, царь поздравил Львова и отдал приказание «показать» ее широкой публике. Музыка русского гимна «Боже, Царя храни» очень скоро стала известна в Европе. Авторство в создании государственного гимна принесло А. Ф. Львову самую большую славу. Его мелодия звучит в нескольких произведениях немецких и австрийских композиторов. В России П. И. Чайковский полностью цитирует гимн в двух музыкальных произведениях — «Славянском марше» и увертюре «1812 год», написанной в1880 г. и исполнявшейся по случаю освящения Храма Христа Спасителя в Москве.

Выставка богата нотными материалами, хранящимися в РГБ. Среди них, например, представлен экземпляр нот из Библиотеки графа С. Д. Шереметева, экземпляр гимна, изданного Ф. Стелловским в 1858 г. (белый кожаный переплет с золотым тиснением, с экслибрисом великого князя Владимира Александровича, сына Александра II) и т.д.; гравюры, литографии и другие иллюстративные материалы, хранящиеся в РГБ, прекрасно довершают экспозицию выставки.

Семенюк Алла Алексеевна, 

 заведующий отделом  нотных изданий и звукозаписей,  

 Российская государственная библиотека

26.12.2012

Новости