Поиск по сайту

Совещание по проекту федерального закона №521062-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов».

24 сентября 2012 г. состоялось Совещание в Комитете по культуре Государственной Думы Федерального собрания РФ по проекту федерального закона №521062-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов», подготовленному к внесению на второе чтение.

От РБА участие в Совещании приняла И.В. Эйдемиллер, секретарь Секции РБА по формированию фондов, за НИОБФ РНБ.

В заседании приняли участие представители Комитета по культуре ГД ФС РФ, Министерства культуры, Министерство связи и массовых коммуникаций, Роскомнадзора, НТЦ «Информрегистр», Российской книжной палаты, Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки, Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина. Заседание вела Елена Алексеевна Сизова – Руководитель аппарата Комитета по культуре ФС РФ.  Она отметила, что законопроект №521062-5 «О внесении изменений в Федеральный закон « Об обязательном экземпляре документов» был внесен Правительством РФ и принят в первом чтении.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 29 декабря1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» контроль за полнотой и оперативностью доставки соответствующих видов документов, входящих в обязательный экземпляр, возложен на Российскую книжную палату, книжные палаты и библиотеки субъектов Российской Федерации, библиотеки муниципальных образований, Научно-технический центр «Информрегистр».

Статьей 21 Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов» установлено, что контроль за доставкой обязательного экземпляра получателям документов возлагается на организации, осуществляющие регистрацию и учет соответствующих видов обязательного экземпляра, а сведения о недоставке, несвоевременной и неполной доставке обязательного экземпляра представляются в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие контроль за представлением обязательного экземпляра. Порядок осуществления такого контроля должен определяться Правительством Российской Федерации.

Указанные положения Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов» не соответствуют Федеральному закону от 26 декабря2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», регулирующему порядок организации и проведения проверок органами, уполномоченными на осуществление государственного и муниципального контроля.

В соответствии с вышеуказанным законом государственный и муниципальный контроль могут осуществлять только уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 26 декабря2008 г. № 294-ФЗ установлен закрытый перечень оснований для проведения внеплановой проверки, в котором отсутствует основание, предусмотренное статьей 21 Федерального закона "Об обязательном экземпляре документов", а именно представление организациями, осуществляющими регистрацию и учет соответствующих видов обязательного экземпляра, сведений об их недоставке, несвоевременной и неполной доставке.

Также статьей 23 Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов» предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка доставки обязательного экземпляра.

С учетом изложенного законопроектом, принятом в первом чтении,  вносятся изменения в статью 17, в которой снимаются функции контроля за доставкой ОЭ с РКП и НТЦ «Информрегистр», и признается утратившей силу статья 21 «Контроль за доставкой обязательного экземпляра» Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов».

В законопроекте, подготовленном ко второму чтению Комитетом по культуре ГД ФС РФ, предлагается заменить в статье 17 функции «контроля за доставкой ОЭ» на  «сбор сведений о полноте и доставке ОЭ». Статью 21 «Контроль за доставкой обязательного экземпляра» изложить в новой редакции, которая закрепляет функции государственного  и муниципального контроля за доставкой ОЭ за  уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а сбор сведений о недоставке, несвоевременной и неполной доставке ОЭ и предоставление этих сведений в уполномоченные органы, - за организациями, осуществляющими регистрацию и учет соответствующих видов ОЭ. 

Необходимо отметить, что в настоящее время государственный контроль и надзор за представлением обязательного экземпляра документов осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в установленной сфере деятельности, т.е. касается только одного вида ОЭ –  СМИ, в т.ч. периодические издания. Т.о., книги и другие виды ОЭ в сферу ее компетенции не входят.

В ходе дискуссии были высказаны следующие мнения:

К.Н. Сухоруков и И.И. Ильина (Российская книжная палата) высказали озабоченность снятием статьи 21 «Контроль за доставкой ОЭ». В ситуации кризиса книгоиздания это может привести к сужению потока ОЭ. Издатели будут стремиться свести свои издержки к минимуму, соответственно сократятся поставки ОЭ.

Представители Минкультуры РФ обратили внимание, что порядок осуществления госконтроля это плановая процедура. Составляется план проверок на год, он согласовывается с прокуратурой, вывешивается на сайте. Внеплановые проверки юридических лиц проходят через 3 года. Поэтому оперативно реагировать на недопоставку, несвоевременную и неполную поставку ОЭ эти уполномоченные органы не будут. Поэтому смысл всей работы по контролю за доставкой ОЭ, которую сейчас ведут РКП и НТЦ «Информрегистр», потеряется.

Другой путь – повышение административной ответственности за нарушение порядка доставки ОЭ. Закон об обязательном экземпляре дает отсылку на «Кодекс об административных правонарушениях» (КОАПП). Сейчас в КОАПП есть статья 13.23. «Нарушение порядка представления обязательного экземпляра документов, письменных уведомлений, уставов и договоров», в которой установлены административные штрафы за нарушение порядка доставки ОЭ. В статье 23.44 «Органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций»  КОАПП  сказано, что дела об административных правонарушениях в этой сфере вправе рассматривать Роскомнадзор, но в пределах своих полномочий.

По итогам заседания решено в течение недели:

- внести соответствующие изменения в законопроект, подготовленный ко второму чтению, в частности, в редакцию статьи 21,

- подготовить поправки для внесения в КОАПП,

- согласовать с участниками совещания и Министерством связи и массовых коммуникаций РФ.

Эйдемиллер И.В.

 

24.09.2012

Новости