Поиск по сайту

Письмо-обращение к членам Российской библиотечной ассоциации

Уважаемые коллеги, приглашаем вас объединить усилия для создания «Руководства по обеспечению доступности услуг для лиц с ограниченными возможностями здоровья в библиотеках РФ».

Общепризнанной тенденцией развития современного мира является свободный обмен и доступность информации. Сегодня в общественном сознании индикатором качества жизни стало не только разнообразие государственных и негосударственных услуг, но и уровень доступа к ним. Это наглядно просматривается и в развитии российских библиотек. В условиях идущей модернизации тема доступа к информационным ресурсам, по существу, вынесена для них «за скобки» как стратегически общая. В приоритетах развития РБА на 2011–2015 гг. в разделе «Отношения с обществом и государством» в качестве одной из первоочередных задач закреплено «отстаивание прав пользователей с ограниченными возможностями здоровья (в т. ч. с ограничениями зрения) на безбарьерную библиотечно-информационную среду, включая доступ к библиотечным ресурсам в электронной форме вне стен библиотеки».

Ряд международных и российских нормативно-правовых актов, принятых в последнее десятилетие, определил понятийную и законодательную основу процессов социальной интеграции граждан с физическими, в том числе сенсорными, ограничениями. Основополагающие для них принцип недискриминации и принцип равенства, объединенные с принципом доступности к информации и объектам социальной инфраструктуры, подводят к понятию безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп граждан. Еще один термин – «обеспечение равных возможностей» – получает сегодня все более широкое распространение, обозначая процесс, благодаря которому различные системы общества, такие как образование, культура, трудовая деятельность, связь, обслуживание оказываются доступными всем в равной степени, не исключая названные социальные группы населения. Принцип «равенство в доступе» становится ценностно-смысловой характеристикой качества повседневной жизни.

В настоящее время вопрос доступности объектов и услуг для граждан, имеющих различные виды ограничений, в большинстве сфер общественной жизни переходит из области дискуссии и сочувствия в область практической реализации. Во всех регионах нашей страны разворачивается многосторонняя работа по формированию условий свободного передвижения этих людей, их пребывания в общественных местах, эффективного предоставления адресованных им услуг. В свете происходящих значительных изменений вопрос организации доступной для инвалидов и других маломобильных граждан среды – вопрос времени. Для нашей профессиональной сферы это означает, что граждане с ограничениями движения, зрения, слуха ожидают готовности российских библиотек принять их как равноправных потребителей широкого спектра услуг.

Создание безбарьерной среды подразумевает исключение основных видов барьеров:

- физических или материальных (ступени, пороги, узкие двери и проходы, отсутствие лифтов и подъемников, недоступные туалеты и т.д.);

- информационных (мелкий и, как следствие, нечитаемый шрифт, отсутствие альтернативных форм предоставления информации, отсутствие информации о доступных путях передвижения и т.д.);

- операционных (нелогичные и неудобные регламенты работы с инвалидами, отсутствие служб сопровождения, необученный персонал и т.д.);

- этических и коммуникационных (стереотипы в понимании как ограничений, так и реальных возможностей людей с инвалидностью, незнание этикета и т.д.).

Как известно, сегодня существует достаточное число прототипов решений, применяемых при построении новых и адаптации существующих объектов социальной инфраструктуры. Применительно к деятельности современной библиотеки они в необходимой пропорции могут охватывать прилегающую территорию, функциональные помещения, компьютерные рабочие места, вспомогательные (ассистивные) технологические процессы. Подобные преобразования требуют специальных знаний, обширного опыта, развитой технической и экспертной поддержки. При этом особую ценность в обеспечении доступности приобретает принцип универсальности решений. Все требования и условия должны предполагать многоадресный характер и исключать снижение качества обслуживания какой-либо группы читателей.

Актуальность предстоящих преобразований определила необходимость разработки и утверждения «Руководства по обеспечению доступности услуг для лиц с ограниченными возможностями здоровья в библиотеках РФ» с широким обсуждением документа. Ряд руководителей и специалистов библиотек-членов РБА приняли приглашение участвовать в подготовке документа (см. приложение Рабочая группа по разработке Руководства). Законченный вариант Руководства будет предложен представителям секций 03, 05, 14, 33 для их замечаний и предложений (03 – секция библиотек, обслуживающих инвалидов; 05 – секция по библиотечной политике; 14 – секция публичных библиотек; 33 – секция по библиотечному обслуживанию молодежи). В конце работы, в соответствии с Уставом и традициями РБА, результаты будут вынесены на обсуждение межсекционной группы, а затем утверждены Советом и Конгрессом Российской библиотечной ассоциации.

В составе будущего свода рекомендательных документов РБА предлагаются следующие разделы:

  1. Общие критерии доступности зданий, помещений, информационных ресурсов библиотек.
  2. Методика паспортизации зданий, помещений, информационных ресурсов библиотек с целью их оценки для разработки мер, обеспечивающих их доступность для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  3. Типовые планы-программы мероприятий по организации доступной среды для пользователей библиотек с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Методические рекомендации по использованию технических и вспомогательных средств при оказании информационно-библиотечных услуг гражданам с ограниченными возможностями здоровья.
  5. Методические рекомендации по обеспечению этичности при реализации библиотечных услуг лицам с ограниченными возможностями здоровья. 
  6. Законодательные нормы и стандарты формирования доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Мы приглашаем специалистов различных предметных областей принять участие в построении мира равных возможностей!