Итоги VIII форума

 

Скачать

 

 ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ
VIII Всероссийского Форума публичных библиотек
«Муниципальные библиотеки нового поколения: региональный взгляд»
Санкт-Петербург, 13 ноября 2020 г.

13 ноября в новом здании Российской национальной библиотеки в очно-дистанционном формате состоялся VIII Всероссийский Форум публичных библиотек «Муниципальные библиотеки нового поколения: региональный взгляд». В Форуме очное участие приняли 42 петербургских специалиста, дистанционное − 325 человек. Зафиксировано более 3500 просмотров пленарного заседания.

Организаторами Форума выступили Российская национальная библиотека, Российская государственная библиотека, Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина и Российская библиотечная ассоциация, при участии Комитета по культуре Санкт-Петербурга и Центральной городской публичной библиотеки имени В.В. Маяковского. Форум поддержан Министерством культуры Российской Федерации и администрацией Санкт-Петербурга.

Пленарное заседание открыл генеральный директор Российской национальной библиотеки А. П. Вершинин. Председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга К. Э. Сухенко передал приветствие губернатора Санкт-Петербурга А.Д. Беглова, в котором отмечено, что «сегодня российские библиотеки расширяют свое влияние. Они становятся инновационными культурными центрами... Форум 2020 года станет важным этапом в формировании новаторского взгляда на библиотеки». В своем докладе «Творческая лаборатория библиотек Санкт-Петербурга» К.Э. Сухенко рассказал о перспективах развития библиотечной сферы города.

С приветственными словами в адрес участников Форума обратились: генеральный директор Российской государственной библиотеки В. В. Дуда, президент Российской библиотечной ассоциации М. Д. Афанасьев, и.о. генерального директора Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина П. Г. Терещенко.

О смыслах и целях государственных инвестиций в библиотеки в своем выступлении рассказала Лидия Васильевна Федякина, заместитель директора Департамента науки и образования Министерства культуры Российской Федерации.

В ходе заседания прозвучали выступления, раскрывающие состояние и перспективы развития библиотечного дела. Участники рассмотрели результаты второго года реализации национального проекта «Культура» в части создания муниципальных модельных библиотек нового поколения. Выступили специалисты модельных библиотек Югры, Ямало-Ненецкой АО, Псковской, Свердловской, Челябинской областей...

Был представлен опыт работы Проектного офиса Новосибирской области в реализации национального проекта «Культура», проект модернизации библиотек Красноярского края. Национальная библиотека Республики Карелия рассказала об опыте создания «многофункциональных» библиотек, включающих различные небиблиотечные виды деятельности.

Большой интерес вызвали очные выступления специалистов Санкт-Петербурга, которые были представлены директором центральной городской публичной библиотеки им. В. В. Маяковского, президентом Петербургского библиотечного общества З. В. Чаловой под рубрикой: «Добро пожаловать в библиотечную творческую лабораторию Санкт-Петербурга: передовой опыт и перспективы». Участники Форума узнали о медийных проектах библиотек города, о том, как открыть библиотеку без бюджета и многих других новшествах, которыми богата библиотечная сеть Петербурга. 

Оргкомитет предложил всем участникам и гостям Форума дать свои предложения в итоговый документ.

VIII Всероссийский Форум публичных библиотек, основываясь на результатах работы Пленарного заседания и предложениях, поступивших из регионов России, в целях эффективной реализации национального проекта «Культура» и модернизации всего корпуса общедоступных библиотек Российской Федерации, обращается к органам публичной власти и профессиональному сообществу со следующими предложениями.

 

1. К Правительству Российской Федерации:

  • 1.1. Внести изменения в «Методические рекомендации Министерства финансов России по разработке и внедрению Программы оптимизации расходов бюджета субъекта Российской Федерации от 26 февраля 2018 г.» в части, направленной на решение задачи «Оптимизация расходов на содержание бюджетной сети, а также численности работников бюджетной сферы» путем «размещения разнопрофильных учреждений под «одной крышей» (например, комплекс «школа – развивающие секции – библиотека – тренажерные залы – дом культуры и т.п.»); создание центров коллективного пользования (высокооснащенных кабинетов) на базе школ, дворцов культуры, музеев, библиотек, колледжей...» (п. 7.2, ж,з). Реализация этих рекомендаций ведет к сокращению профессиональной сети муниципальных библиотек в регионах страны, ухудшению качества библиотечного обслуживания населения, нарушению конституционных прав граждан на доступ к культуре и информации.
  • 1.2. Рассмотреть предложение о включении муниципальных общедоступных библиотек в перечень социально значимых объектов , расположенных в сельской местности, которым требуется подключение к сети Интернет в рамках Федерального проекта «Информационная инфраструктура» Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» с целью преодоления цифрового неравенства и обеспечения гражданам свободного (открытого) доступа к электронным информационным ресурсам, муниципальным и государственным услугам, которые могут предоставлять муниципальные библиотеками на основе подключения к широкополосному доступу к сети Интернет.
  • 1.3. Поручить Федеральной службе государственной статистики (Росстат), находящейся в ведении Министерства экономического развития, привести форму федерального статистического наблюдения № 6-НК в соответствие с действующими стандартами по информации, библиотечному и издательскому делу, основными условиями (формами) предоставления услуги «Библиотечное, библиографическое и информационное обслуживание пользователей библиотеки». Корректировку формы 6-НК проводить с учетом предварительной экспертизы библиотек-методических центров федерального и регионального уровней, в начале отчетного периода.

 

2. К Министерству культуры Российской Федерации:

  • 2.1. Совместно с Российской национальной библиотекой подготовить и разослать методическое письмо главам субъектов Российской Федерации, направленное на поддержку и восстановление профессиональной целостности библиотечных сетей на принципах централизации, на исключение библиотечных подразделений из культурно-досуговых и иных учреждений с целью включения их в состав самостоятельных профессиональных библиотечных объединений – юридических лиц (централизованных и межпоселенческих библиотечных систем).
  • 2.2. Разработать и утвердить на федеральном уровне новые нормы и нормативы в сфере культуры в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2017 года №2905-р с учетом «Методических рекомендаций по формированию базовых нормативов обеспеченности населения общедоступными библиотеками в субъектах Российской Федерации», разработанных Российской национальной библиотекой и одобренных Правлением Российской библиотечной ассоциации.
  • 2.3. Унифицировать методики расчетов показателя «Число посещений библиотек» в рамках реализации национального проекта «Культура» в целях исполнения Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21.07.2020 № 474.
  • 2.4. Сформировать методическую базу общероссийской системы мониторинга модельных библиотек, для чего упорядочить подходы к оценке деятельности библиотек, получивших статус «Модельная библиотека»; ввести сертификацию модельных библиотек, предусмотрев их разделение на две категории (в зависимости от уровня модернизации): «Модельная библиотека» и «Модельная библиотека нового поколения». С участием специалистов Российской государственной библиотеки подготовить итоговую редакцию Положения о муниципальных модельных библиотеках Российской Федерации, разработанного Российской национальной библиотекой при участии специалистов Центральных региональных библиотек.

 

3. К органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, центральным региональным библиотекам:

  • 3.1. Разработать и принять в установленном порядке нормативно-правовые акты, определяющие расходные обязательства субъекта Российской Федерации по комплектованию книжных фондов общедоступных библиотек муниципальных образований, уделив особое внимание библиотекам, расположенным в сельской местности.
  • 3.2. Разработать и утвердить региональные социальные нормативы обеспеченности населения общедоступными библиотеками с учетом особенностей каждого субъекта Российской Федерации (плотность населения, расстояние между населенными пунктами, климатические условия и др.) и «Методических рекомендаций по формированию базовых нормативов обеспеченности населения общедоступными библиотеками в субъектах Российской Федерации», разработанных Российской национальной библиотекой и одобренных Правлением Российской библиотечной ассоциации.
  • 3.3. Центральным библиотекам субъектов Российской Федерации осуществлять мониторинг соблюдения учредителями муниципальных библиотек нормы 78-ФЗ «О библиотечном деле» (ст. 23, п.1.1.) в соответствии с которой «решение о реорганизации или ликвидации муниципальной библиотеки, расположенной в сельском поселении, может быть принято только с учетом результатов опроса жителей данного сельского поселения».

 

4. К федеральным библиотекам-методическим центрам:

  • 4.1. Российской национальной библиотеке подготовить рекомендации для органов власти – учредителей муниципальных библиотечных организаций – юридических лиц (межпоселенческих библиотек, ЦБС и других видов профессиональных объединений) с целью корректного определения основных понятий, включаемых в уставные документы.
  • 4.2. Российской национальной библиотеке совместно с Российской государственной библиотекой разработать методические рекомендации по формированию фондов модельных библиотек нового поколения.

 

5. К проектным офисами субъектов Российской Федерации и муниципальным библиотекам:

  • 5.1. При формировании концепций модернизации муниципальных библиотек учитывать особенности территории (история, культура, состав населения и его запросы).
  • 5.2. При формировании технических заданий на создание модельных библиотек:

      - учитывать специфику читательской аудитории, предусматривать достаточную экземплярность книг для детей и подростков;
      - включать в концепцию модернизации внедрение современных технологий автоматизации библиотечных процессов.

 

 

Комментарий к пункту 1.2: В соответствии с проектом «Информационная инфраструктура» широкополосный доступ к сети Интернет предусмотрен в таких социально значимых объектах, как учреждения образования (школы, учреждения среднего профессионального образования), здравоохранения (поликлиники, фельдшерско-акушерские пункты), отделения полиции, Росгвардия, пожарные части, военкоматы, органы государственной власти и местного самоуправления. По официальным данным на 01 января 2020 года доступ к интернету имеют 85,5% общедоступных библиотек, в сельской местности – 82%. При этом наблюдается значительный разрыв в доступе библиотек к интернету по регионам: от 20,6% – в Мордовии до 100% – во Владимирской, Калужской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, Москве, Санкт-Петербурге, и др. субъектах РФ).