Поиск по сайту

О кадрах, решающих все

Автор: Пилко И. С.

Свою прошлогоднюю попытку баллотироваться в члены Совета РБА я оцениваю как личную неудачу, в то время как конструктивный разговор по кадровой проблематике на секции центральных библиотек российских регионов и позитивные отзывы об участии 14 представителей нашего Университета в работе восьми секций XV конференции Российской библиотечной ассоциации в Томске - как коллективную победу.

На этом фоне большой профессиональной радостью было увидеть в Приоритетах развития РБА на 2011 - 2015 гг. положения из моей предвыборной программы 2010 г.: РБА "поддерживает разработку профессиональных стандартов высшей библиотечной школы; инициирует добровольную сертификацию образовательных программ; определяет идеологию развития институтов дополнительного профессионального образования". В ряду первоочередных задач - "установить договорные отношения с высшими учебными заведениями страны с целью добровольной сертификации учебных планов и программ библиотечно-информационного профиля; совместно с издательствами создать систему профессиональной экспертизы научной и учебной литературы, ввести статус "Рекомендовано РБА" для библиотек России".

В минувшем году образовательная программа Кемеровского государственного университета культуры и искусств по специальности "Библиотечно-информационная деятельность" отмечена как одна из 100 лучших образовательных программ инновационной России. Не сомневаюсь, не менее значимой победой для коллектива преподавателей, сотрудников и студентов Института информационных и библиотечных технологий КемГУКИ стал бы сертификат Российской библиотечной ассоциации. Научные и учебные издания библиотечно-информационной тематики, подготовленные в нашем вузе, не раз становились дипломантами и лауреатами престижных выставок, смотров, конкурсов. Но гриф "Рекомендовано РБА для библиотек России", на мой взгляд, - высшее признание авторской и профессиональной состоятельности.

Перечитывая собственную программу и просматривая презентацию доклада "Российская библиотечная школа: реакция на вызовы времени", я и сегодня подписалась бы под каждым сформулированным год назад положением.

Привычными в нашей среде стали сетования, что выпускники библиотечно-информационных факультетов не спешат трудоустраиваться в библиотеки, предпочитая им другие (преимущественно рыночные или управленческие) структуры. Можете поверить моим, имеющим значительную ретроспективу, наблюдениям: в последние годы наблюдается обратное движение, когда выпускники прошлых лет, обретя опыт работы в коммерческих организациях, органах правопорядка и "институтах" власти, стали возвращаться в библиотеки и делать там успешную карьеру. При этом уровень их самооценки не снижается, и они не стесняются делать "достоянием гласности" новое место службы. Станет ли это явление тенденцией, во многом зависит: а) от профессиональной прозорливости и человеческой мудрости руководителей библиотек; б) от смены установки, что молодой специалист не может занимать должность выше и получать больше, чем опытный; в) от успеха реализации заявленной в Приоритетах развития Ассоциации установки: РБА "добивается признания общественной значимости библиотек и повышения оплаты труда библиотечных работников в качестве первоочередной меры".

Тот факт, что российское библиотечное сообщество имеет собственную профессиональную ассоциацию, - реальная основа устойчивого взаимодействия учебных заведений, обеспечивающих подготовку кадров для библиотечной отрасли, и работодателей, заинтересованных в компетентных специалистах, отвечающих требованиям времени и предписаниям Болонской декларации. И это преимущество проявилось на этапе проектирования новых образовательных стандартов, когда Ассоциация включилась в этот сложный процесс и высказала своё авторитетное экспертное мнение по предложенным проектам. Однако в сложной ситуации перехода на уровневую систему подготовки кадров учебные заведения среднего и высшего библиотечного образования оказались один на один с проблемами несовершенства компетентностных моделей бакалавров и магистров, непроработанности методик формирования и диагностики компетенций, неопределённости карьерных перспектив специалистов разных квалификационных уровней, ограниченности ресурсной базы образовательной деятельности и др. Сказалась разобщённость самих учебных заведений. Консолидирующей воли РБА мы не почувствовали. Лишь Учебно-методическое объединение высших учебных заведений по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов при МГУКИ делало не всегда последовательные попытки объединить усилия вузовского сообщества для разработки примерных образовательных программ.

Очевидно, что от ситуативного, точечного взаимодействия образовательного, научного, практического и управленческого сегментов библиотечной отрасли пора переходить к стратегически значимым, системным проектам. В этом отношении особого внимания, на наш взгляд, заслуживает формирование отвечающего современным реалиям Профессионального стандарта, содержащего обоснование ключевых, дифференцированных по квалификационным уровням компетенций библиотечных специалистов. Этот интегративный документ призван устранить противоречивые требования различных, часто морально устаревших регламентов библиотечной профессии (классификаторов, положений, квалификационных характеристик, должностных инструкций, стандартов деятельности и образования). РБА имеет позитивный опыт разработки рекомендательных нормативных актов, которые признаются профессиональным сообществом в качестве модельных и служат иллюстрацией ярко выраженной гражданской позиции и профессионального самоопределения. Помимо очевидной нормализующей роли, Профессиональный стандарт будет иметь позитивное имиджевое значение, демонстрируя социуму изменившуюся роль Библиотеки и библиотекаря XXI века. Такая работа, имеющая очевидное научное и практическое значение, не может быть реализована иначе, как на корпоративных началах под эгидой РБА.

Российская библиотечная ассоциация и её региональные "представительства" могут выступить заказчиками прикладных научных исследований, которые придадут вузовской науке практико-ориентированный характер. В этой связи хотелось бы отредактировать формулировку важного приоритета развития Ассоциации: РБА "поддерживает и проводит совместно с ведущими библиотеками - научными и методическими центрами - и профильными учебными заведениями (добавлено мной. - И. П.) общероссийские и региональные исследования по актуальным проблемам библиотечного дела".

Ликвидировать существенные региональные различия в уровне профессионализации библиотечных кадров, обусловленные наличием или отсутствием на территории учебных заведений среднего и высшего профессионального образования, реализующих подготовку по специальности/направлению "Библиотечно-информационная деятельность", реально за счёт предоставления дистанционных образовательных услуг на всех уровнях непрерывного библиотечного образования.

Экспертный потенциал РБА может и должен быть востребован в целях сертификации образовательных программ, обеспечивающих подготовку, переподготовку и повышение квалификации библиотечных кадров, профессиональной экспертизы учебных и методических материалов библиотечно-информационного профиля.

Введение двухуровневой системы (бакалавриат - магистратура) в сферу высшего библиотечного образования, сохранение при этом среднего профессионального образования, трудно объяснимые различия между академическим и прикладным бакалавриатом, внесут немало сумятицы в процесс трудоустройства выпускников и создадут дополнительные затруднения работодателям при распределении молодых специалистов по рабочим местам. Особая сложность возникнет с "внедрением" в библиотечную практику молодых магистров. Есть основания ожидать от РБА формирования портфеля заказов на программы магистерской подготовки, ибо существует реальная опасность превращения магистратуры, по образному выражению коллеги, в "аспирантскую песочницу".

Участников Библиотечного конгресса в Тюмени приглашаю к разговору на обозначенную тему в рамках специального мероприятия XVI ежегодной конференции РБА "Библиотекарь эпохи Интернет. Кемеровская библиотечная школа и профессиональное сообщество: грани взаимодействия".

...Не важно, кто именно в РБА возьмётся выполнять роль локомотива в решении "кадровых" проблем, но заниматься этим необходимо - у меня нет в этом никаких сомнений.

С автором можно связаться: skip_95@mail.ru

 

Ресурсы

Авторы