Поиск по сайту

Преодолевая законодательные и нормативные барьеры – формируем качественные фонды: специалисты РНБ в Секции по формированию библиотечных фондов РБА

Авторы: Петрусенко Т. В.,Эйдемиллер И. В.

Непосредственным инициатором создания Секции была Маргарита Ивановна Демидова, в то время - заведующая сектором депозитарного хранения отдела комплектования Российской национальной библиотеки. В Секции был сформирован и существует, постоянно пополняясь, замечательный коллектив специалистов - представителей организаций-членов Секции. Среди них представители Научно-технического центра "Информрегистр", Российской государственной библиотеки, Государственной публичной научно-технической библиотеки России, Библиотеки по естественным наукам РАН, Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения РАН, ряда центральных библиотек субъектов РФ, руководители издательств, книготорговых фирм, профессиональных СМИ и других организаций.

Цель настоящего доклада показать, в чём состоит роль Секции по формированию библиотечных фондов как профессионального подразделения Российской библиотечной ассоциации в решении проблем, которые по разным причинам не могут решаться столь эффективно в рамках наших служебных обязанностей (т.е. служебных обязанностей сотрудников отдельной библиотеки), какие возможности дает РБА как общественная организация для решения проблем нашего профессионального сообщества.

Действительно, Секция по формированию библиотечных фондов выступает как мощный консолидирующий, межведомственный центр, объединяющий библиотеки всех ведомств и уровней (от национальных до региональных), национальные депозитарии (Российская книжная палата, НТЦ "Информрегистр"), книгоиздателей, книгораспространителей. Не случайно на протяжении последнего десятилетия все Ежегодные сессии Секции по формированию библиотечных фондов в "Библиотечных столицах России" (без единого исключения) проходят только в формате совместных заседаний с Секцией РБА по издательской и книгораспространительской деятельности, с которой налажены стабильные рабочие контакты. Это действительно не случайно, поскольку издатели и книгораспространители работают в жесткой конкурентной борьбе, что иногда сказывалось на стилистике их заседаний. Наша Секция традиционно стремится проводить обсуждения в позитивном содержательном ракурсе и с учетом исключительно общепрофессиональных интересов. В результате мы приучили участников сессий и других мероприятий Секции руководствоваться именно такими задачами. Секцией по формированию библиотечных фондов также поддерживаются контакты с другими секциями РБА, в том числе с секциями, Постоянные комитеты которых возглавляют специалисты РНБ (например, Секция по библиотечной политике и законодательству, Секция "Краеведение в современных библиотеках" и др.).

В течение многих лет, ежегодно Секция по формированию библиотечных фондов проводит две всероссийские конференции, посвященные вопросам комплектования. Этих конференций ждут, о них спрашивают, участников бывает до 100 чел. Одна из таких конференций проводится с1998 г. и имеет общее "сквозное" название "Актуальные проблемы комплектования библиотечных фондов" (в течение 3-х последних лет она проходит в рамках конференции ЛИБНЕТ в Звенигороде). Вторая конференция каждый год ориентируется на один из регионов России, что важно и для библиотекарей, и для книгоиздателей. Региональные конференции прошли в Архангельске, Ярославле, Ростове-на-Дону. В2010 г. впервые Секция по формированию библиотечных фондов и Ассоциация книгоиздателей (АСКИ) совместно провели её в Краснодаре.

Специального рассмотрения заслуживает деятельность Секции в деле совершенствования нормативно-правовой ситуации и библиотечного законодательства. Для комплектаторов и, соответственно, для Секции по формированию библиотечных фондов в настоящее время это вопрос наиважнейший, это можно проиллюстрировать некоторыми примерами.

Прежде, чем перейти к Федеральным законам, кратко остановимся на основном нормативном документе, который регулирует процессы состояния и движения фондов, а именно - "Инструкции по учету библиотечных фондов". Разработка его ведется на протяжении последних 10 лет, в том числе 2 года невозможно согласовать готовый проект "Инструкции..." с Министерством культуры РФ и Министерством финансов РФ. В2008 г. на Всероссийской конференции по актуальным проблемам комплектования был представлен полностью отработанный вариант проекта "Инструкции...". После обсуждения он был передан в Министерство культуры РФ. В настоящее время проект доработан в соответствии с требованиями "Инструкции по бюджетному учету" N 148-н. Введены требования амортизации библиотечного фонда, перевода периодики на забалансовый счет, согласованы с Министерством финансов РФ формы актов.

В настоящее время "Инструкция по учету библиотечных фондов" находится на согласовании в Министерством финансов РФ и Министерстве юстиции РФ. Однако, ее принятие опять под вопросом, но уже в связи с требованиями, вновь установленными Федеральным законом от 08.05.2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". К федеральному законодательству, касающемуся формирования библиотечных фондов, сейчас вопросов и претензий очень много.

Начнем с Федерального закона "Об обязательном экземпляре документов". Представители Секции принимают самое активное участие на всех этапах его обсуждения и совершенствования. Консультационная помощь оказывается также по запросам из регионов при принятии или доработке аналогичных законодательных актов в регионах России. Благодаря работе специалистов РНБ в Секции РБА, удалось добиться, что сегодня практически в каждом субъекте РФ (за исключением 6 регионов) приняты соответствующие нормативные акты об обязательном экземпляре документов (ОЭ). В советское время специального закона об ОЭ не существовало, однако полнота комплектования фондов крупнейших библиотек была почти стопроцентной. Это обуславливалось контролирующими функциями системы ОЭ. Без справки об отправке установленного количества ОЭ органы Главлита не давали разрешения на выпуск тиража издания в свет. Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов" N 77 был принят 23 ноября 1994 г. и действует уже в третьей редакции.1

В настоящее время над новой редакцией Закона активно работает созданная при "Общественном комитете содействия развитию библиотек России" рабочая группа. В ее работе от РБА и РНБ принимает участие И. В. Эйдемиллер. Одним из предлагаемых кардинальных изменений в Закон является введение нового вида ОЭ - сетевых электронных изданий (ЭИ). На первом этапе предлагается ввести ОЭ периодических электронных изданий. И здесь была очень важна позиция РНБ и РБА. Так, в одном из первых вариантов проекта предполагалось, что производители документов сами будут доставлять ЭИ в федеральные библиотеки - получатели ОЭ ЭИ. Это могло привести к полному коллапсу национальной системы ОЭ. Представьте, что 3 000 редакций самостоятельно делают содержательную и описательную часть контента в формате, в котором они могут, на тех носителях, которые у них есть, и рассылают (?!) по 6 адресам, включая национальный депозитарий и библиотеки-получатели ОЭ. Соответственно получатели, если смогут прочитать, должны индентифицировать присланные разными издателями ЭИ и что-то с ними дальше делать. Таким образом, в стране образуется шесть независимых самостоятельных потоков ЭИ, их контент не всегда будет соответствовать традиционным аналогам, которые будут параллельно направляться в Российскую книжную палату, все потоки будут вне какого-либо контроля, а библиотеки-получатели будут нести дополнительные издержки (на идентификацию, каталогизацию, хранение, обеспечение доступа, техническую и программную поддержку и т.д.) наряду с Научно-техническим центром "Информрегистр" и Российской книжной палатой.

Наша позиция следующая: в НТЦ "Информрегистр" создается единый банк данных ОЭ электронных документов, распространяемых в сетевом режиме и открывается доступ для организаций-получателей: Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки, Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина. За НТЦ "Информрегистр" закрепляется обязанность поддерживать техническое и программное состояние документов для обеспечения надежного доступа к ним.

Перейдем к следующему Федеральному закону, а именно к пресловутому Федеральному закону N 94-ФЗ. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21 июля 2005 г., который вступил в действие с 1 января2006 г. и к настоящему времени имеет уже 21 редакцию! Следует отметить, что в последние годы любое профессиональное мероприятие комплектаторов, каким бы вопросам оно не было посвящено, неизбежно сводилось к проблемам, связанным с действием Федерального закона N 94-ФЗ.

В связи с этим особой заслугой Секции является последовательная и непрекращающаяся борьба за возвращение к нормальному качественному комплектованию фондов библиотек, нарушенному данным законом. С самого начала было ясно, что введение конкурсных процедур в комплектование библиотечных фондов приведет к крайне негативным последствиям. Данная профессиональная позиция впервые обсуждалась на Ежегодной сессии Конференции РБА в Ярославле еще в2002 г., т.е. за 3 года до принятия закона N 94-ФЗ, который вступил в действие с 1 января2006 г. С этого момента и по настоящее время, Секция по формированию библиотечных фондов РБА, опираясь на поддержку Секций по издательской и книгораспространительской деятельности, Секции по библиотечной политике и законодательству, а также библиотек России, издателей и книгораспространителей, развернула активную работу по отстаиванию принятой профессиональной позиции. Федеральный закон N 94-ФЗ удивителен еще и тем, что вызывает острую критику абсолютно у всех профессионалов, работающих в сфере библиотечного и книжного дела. Его хвалят только чиновники всех мастей, а почему - не сложно догадаться.

Секцией по формированию библиотечных фондов был подготовлен и передан в Правительство РФ и Государственную Думу Федерального Собрания РФ пакет документов под общим названием "Торги на книги для библиотек", включающий: Обращение Президента РБА В. Н. Зайцева к библиотечной общественности России; Анализ ситуации текущего комплектования государственных библиотек РФ в рамках Федерального закона N 94-ФЗ; Понятие "одноименный товар" по отношению к книге, обращения РБА в Правительство РФ и Государственную Думу Федерального Собрания РФ за подписью директоров крупнейших библиотек России. В2007 г. представители Секции приняли участие в Парламентских слушаниях в Государственной Думе РФ о правоприменительной практике и совершенствовании законодательства по госзакупкам. Проблемы, связанные с действием Федерального закона N ФЗ-94 постоянно обсуждаются на всех представительных профессиональных библиотечных форумах, ставятся на ежегодных директорских совещаниях. Секцией регулярно проводится мониторинг проблем комплектования библиотек России в рамках этого Закона, готовятся поправки к его действующим редакциям. Секция ведет большую методическую работу. Подготовлена "Памятка комплектатора" по работе в условиях Федерального закона N ФЗ N 94-ФЗ, проводятся "Школы комплектатора". Ежегодно в рамках Московской международной книжной выставки-ярмарки организуются специальные мероприятия РБА с приглашением представителей Министерства культуры РФ, Федеральной антимонопольной службы, электронных торговых площадок, специалистов издательств, книгораспространителей, библиотек всех ведомств.

В результате активной деятельности Секции и всего профессионального сообщества случилось удивительное: удалось добиться принятия принципиально важной для текущего комплектования поправки к статье 55, п. 19 Федерального закона N 94-ФЗ, которая позволила библиотекам закупать книги без конкурсных процедур непосредственно у единственных источников. Вообще это редчайший случай - внесение по инициативе общественной профессиональной организации поправки в Федеральный закон общего действия (!).

Несмотря на то, что в течение нескольких лет, благодаря последовательной и активной позиции, РБА удалось привлечь внимание Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Правительства РФ к данной проблеме и добиться принятия указанной поправки, это не вернуло библиотеки к нормальному комплектованию. Заметную долю оптимизма внесло ежегодное Послание Президента России Д. А. Медведева Федеральному собранию РФ от 30 ноября 2010 г., в котором наконец-то на самом высоком государственном уровне были отмечены проблемы, порождаемые Федеральным законом N 94-ФЗ: "Я не буду сейчас "демонизировать" известный всем 94-й закон, его все критикуют, но ситуация действительно уже вышла за грань разумного. Заложенные в нём цели, к сожалению, во многом остались декларациями. По самым скромным оценкам, нецелевые расходы, включая и прямое воровство, и "откаты", и просто нецелевые расходы, составляют не менее триллиона рублей. Поэтому пора начинать работу над новой редакцией закона о госзакупках - более продуманной и более современной"2.

Напротив, разработчики Закона чрезвычайно гордятся созданной системой госзакупок. В этот же день 30 ноября 2010 г. руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев, выступая на II Всероссийской конференции "Реформа госзаказа: электронные аукционы" заявил (это нельзя не процитировать!): "В России создается уникальная система госзакупок, не имеющая мировых аналогов"3.

Начальник управления ФАС России по контролю за размещением государственного заказа Михаил Евраев поддерживает своего руководителя с еще большим энтузиазмом: "Стоит отметить, что у реформы, которая сейчас проводится в России, нет аналогов в мире, ее неоткуда скопировать. Европейские и американские эксперты с интересом изучают российскую практику организации и проведения торгов. Мы готовы поделиться с коллегами из других стран опытом реализации нашей реформы и помочь им создать у себя здоровую конкурентную среду в сфере госзаказа".4 Это говорит один из высокопоставленных чиновников, управляющих государством и имеющий два высших образования! Комментарии излишни. В сфере культуры "уникальность" системы остается явно недооцененной. Только на мошенничестве с подпиской на периодические издания библиотеки России потеряли миллионные бюджетные средства. В результате искусственной, неэффективной, бюрократической системы страдает все книгоиздание и книгораспространение, качество библиотечных фондов и библиотечного обслуживания населения России. Рушатся годами отлаженные связи, многие издатели оказались на грани разорения. Остается надеяться, что в связи с Посланием Президента РФ нас ждут хоть какие-то положительные изменения, поскольку Федеральный закон N 94-ФЗ мешает развитию не только "современных высоких технологий", но, в равной степени, какому-либо развитию вообще.

На сайте Федеральной антимонопольной службы появилась рубрика "Общественные советы".5 Сегодня при ФАС России действуют 23 Экспертных совета по ключевым рынкам, в том числе по рекламе, электроэнергетике, образованию и науке, информационным технологиям, туризму, агропромышленному комплексу и даже (!) по похоронным услугам. В состав Экспертных советов входят участники рынков, представители некоммерческих объединений и контролирующих органов власти. К сожалению, как это не покажется странным, отраслевого совета по книжному рынку при ФАС России до сих пор нет. Очевидно, что такой экспертный совет необходимо создать в ближайшее время. В связи с этим, профильные секции РБА планируют инициировать (желательно совместно с партнерами РБА - Российским книжным союзом, Ассоциацией книгоиздателей, Ассоциацией книгораспространителей независимых государств, профессиональными средствами массовой информации) подготовку соответствующего обращения в ФАС.

Как показывает опыт, с чиновниками гораздо эффективнее строить общение от имени мощной общественной организации, например, такой как Российская библиотечная ассоциация, а не в качестве сотрудника конкретной библиотеки, подчиняющейся одной из структур Правительства, в нашем случае Министерству культуры РФ. Мы всегда можем обратиться за профессиональной поддержкой к библиотекам России и получить ее.

Формирование библиотечных фондов в свете Федерального закона N 83-ФЗ. Федеральный закон N 83-ФЗ от 08.05.2010 г. под невзрачным названием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" вступил в силу с 1 января 2011 года и, естественно, поставил перед комплектаторами новые проблемы. В соответствии с Законом определены 3 типа государственных и муниципальных учреждений. Это: казенное учреждение (сокращенно КУ), бюджетное учреждение (БУ) и автономное учреждение (АУ), т.е. КУ, БУ и АУ. Представляется, что хорошее дело так не назовешь! Не углубляясь в детали очередного "шедевра" чиновников от управления, отметим лишь, что уже остановлено на неопределенный срок в библиотеках России все, что связано с выбытием литературы, т.е. прекращены процессы списания, передачи дублетной литературы в социальные учреждения (школы, детские сады, лечебные учреждения, сельские библиотеки и др.). Прекращен внутрироссийский и международный книгообмен, что наносит ущерб национальной культуре и международному престижу нашей страны. Кроме перечисленного, с чем библиотеки уже столкнулись в конце 2010 года

- это срочное формирование и утверждение сомнительных списков особо ценного движимого имущества, в том числе библиотечного фонда.

В связи с огромным количеством и остротой нерешенных проблем, которые искусственно создаются государственными управленческими структурами относительно комплектования фондов, и, в соответственно с этим, повышенной потребностью библиотек России в консультационной и методической помощи со стороны РБА, руководители Секции вынуждены поддерживать также высокую публикационную активность. Статьи, информационные и методические материалы, консультации по просьбе редакций регулярно подготавливаются для ведущих профессиональных изданий. Доклады и выступления звучат на форумах, совещаниях, обсуждениях, в том числе и в режиме on-line. По просьбам библиотек осуществляются выезды в регионы.

Исходя из неразберихи в нормативно-правовой сфере, становится ясно, почему одним из важнейших моментов является практическая направленность деятельности Секции, что признают и очень высоко оценивают библиотеки России. Так, несомненной "находкой" Секции является, фактически уже ставшее традицией, проведение "Школы комплектатора". Впервые она была проведена в2008 г. на Ежегодной сессии Конференции РБА РБА в Ульяновске и задумывалась как методическое мероприятие, прежде всего, для специалистов по комплектованию библиотек Ульяновской области. В связи с ненормальной нормативно-правовой ситуацией в стране процессы комплектования библиотек крайне осложнились и пострадали. Органы управления в регионах, финансовые и бухгалтерские службы библиотек трактуют многие правовые нормы в зависимости от собственного их понимания, а библиотечные работники поставлены в ситуацию невозможности эффективной работы. Все это, генерирует повышенный интерес к практическим аспектам решения затронутых проблем, "Школа комплектатора" вызывает большой интерес не только специалистов принимающего региона, но более широко - всех, причастных к данным проблемам. При этом, "Школа комплектатора" проводится на Ежегодной Конференции РБА как предсессионное заседание в выходной воскресный день. В проблематике 2008 - 2010 гг. были государственные закупки в связи с Федеральным законом N 94-ФЗ, фонды публичных библиотек как общедоступный и универсальный ресурс общества знаний, информационное обеспечение комплектования, электронные ресурсы в комплектовании библиотек. Показательно, что "Школа комплектатора", впервые "придуманная" и реализованная на сессиях Конференции РБА, как форма практического занятия для библиотекарей принимающего региона, приобрела широкую популярность, и теперь ее просят проводить также и в рамках многих других библиотечных и книжных форумов (Международная Крымская конференция, Московская международная книжная выставка-ярмарка и др.) в качестве некоего постоянно действующего мероприятия.

Действительно, мы встречаемся с разнообразными вопросами, востребованными библиотеками России и вызывающими с их стороны острый практический интерес. Круг таких вопросов достаточно широк, поэтому остановимся с комментариями только на одном из них. В последнее время для библиотек России это методика работы с литературой экстремистского содержания. В соответствии с Федеральным законом N 114-ФЗ от 25 июля 2002 г. "О противодействии экстремистской деятельности" библиотеки должны установить порядок выявления, хранения и использования читателями изданий, включенных в "Федеральный список экстремистских материалов", опубликованный на официальном сайте Министерства юстиции РФ.6 Приказ и "Инструкция о работе с экстремистскими материалами", подготовленная и принятая в 2010 г. в РНБ, является модельным документом для библиотек России. Однако, нельзя не прокомментировать сам список, поскольку он стоит в ряду тех казусов, с которыми мы, как было отмечено выше, постоянно сталкиваемся в документах, связанных с федеральным законодательством. Как видим, Министерство юстиции РФ как будто бы подстраховалось и в своих комментариях на сайте пояснило принципы формирования Списка: "Федеральный список экстремистских материалов формируется на основании поступающих в Минюст России копий вступивших в законную силу решений судов о признании информационных материалов экстремистскими. При этом наименования и индивидуализирующие признаки информационных материалов включаются в федеральный список экстремистских материалов в строгом соответствии с резолютивной частью решения суда" [выделено нами - Т. П. и И. Э.].

Комментарий не лишний. Возьмем из этого списка только небольшой фрагмент, касающийся всем известного автора - Р. Хаббарда, книги которого в том или ином составе имеются во всех библиотеках. Внимательно рассмотрим то, чем должны руководствоваться все без исключения библиотеки России (!), ибо решение любой судебной инстанции для всех библиотек обязательно, в том числе и Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югра. Итак, мы видим NN 632, 633 и т.д. по тексту (до N 660), где "со святой простотой" написано о неких дисках в количестве 28 штук и неких брошюрах в количестве 3 штук без какой-либо возможности идентификации изданий.7

Исходя из этого, логично предположить, что решение Сургутского городского суда должно распространяться на конкретно рассмотренные в ходе судебного заседания электронные и традиционные издания "в количестве 1, 3, 28 штук" и не относиться к произведению как таковому, поскольку, как известно, издания даже с одинаковыми названиями зачастую по содержанию между собой различаются (разные редакции, годы выпуска, комментарии, иллюстративный материал, вступительные и сопроводительные статьи, справочный аппарат и т.д.). Более того, в указанном списке имеются полные повторы названий (напр. NN 637 и 641, 645 и 656). А это все решение одного суда, от одной даты! Т.е. ужасающая, элементарная, дремучая безграмотность судебной системы, включая чиновников Министерства юстиции РФ, которые не считают необходимым образовывать и поправлять благоглупости подведомственных судебных инстанций. Повторяем, эти решения обязательны для всех библиотек страны!!!

Подобных ситуаций, к сожалению, все больше в связи с разваливающейся, по нашему мнению, системой государственного управления в России. Это особенно остро "бьет" по комплектованию, поскольку эта сфера библиотечной деятельности самым тесным образом связана с комплексом финансовых, юридических, бухгалтерских, нормативно правовых вопросов, где и наблюдается наибольшая неразбериха. В 2009 г. на сайте РНБ открыта "Страничка комплектатора"8, где размещаются оперативные консультации для комплектаторов и информационный ресурс Секции "Интернет-навигатор комплектатора"9, который помогает всем специалистам в поиске и оценке новых информационных ресурсов, необходимых в текущей работе. Комплектаторы библиотек не только используют навигатор, но добавляют свои ссылки на Интернет-ресурсы и участвуют в экспертной оценке уже имеющихся ресурсов.

Таким образом, Секция по формированию библиотечных фондов, при ведущей роли специалистов РНБ, занимает лидирующие позиции в решении актуальных проблем формирования библиотечных фондов. Мы стремимся к укреплению контактов с другими секциями РБА и другими профессиональными объединениями. Не будут прекращаться и активные усилия по выведению комплектования библиотек из-под искусственно навязанной Федеральным законом N 94-ФЗ процедуры, приводящей к деградации фондов библиотек и, соответственно, постепенному угасанию российской науки и культуры. Одной из важнейших остается задача приведения в адекватное состояние системы нормативно-правового обеспечения всего комплекса работ по формированию фондов библиотек России. Решение этих задач возможно только объединенными усилиями всего библиотечного, книжного, издательского сообщества, всех специалистов отрасли.

1 С изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 марта2008 г. N 28-ФЗ (Рос. газ. 2008. 29 марта (N 68).

2 URL: http://президент.рф/новости/9637 (дата обращения: 15.05.2011).

3 Цит. по: Васильева Ю. Уникальный госзаказ. Электронные аукционы не имеют аналогов // Рос. бизнес-газета. 2010. 30 нояб.

4 Исполнилось пять лет с момента принятия в Российской Федерации нового закона о госзакупках / Артемьев И. Ю., Евраев М. Я. // Федеральная антимонопольная служба: [офиц. сайт]. 21.07.2010. URL: http://www.fas.gov.ru/fas-news/fas-news_30715.html (дата обращения: 15.05.2011).

5 URL: http://www.fas.gov.ru/community-councils/ (дата обращения: 15.05.2011).

6 URL: http://www.minjust.ru/ru/activity/nko/fedspisok/ (дата обращения: 15.05.2011).

7 Там же.

8 URL: http://www.nlr.ru/nlr/div/niobf/ (дата обращения: 15.05.2011).

9 URL: http://www.nlr.ru/res/inv/komplekt/structure_full.php (дата обращения: 15.05.2011).

 

Ресурсы

Авторы