Поиск по сайту

Как ускорить позитивные перемены

Автор: Мелентьева Ю. П.

В документе, который называется "Приоритеты развития РБА. 2011-2015 гг.", задача продвижения книги и чтения, формирования читательской культуры среди всех групп населения страны названа базовым стратегическим приоритетом. И это вполне справедливо, ибо нет более важной задачи у нас как у профессионалов, входящих в Российскую библиотечную ассоциацию, чем сформировать общество читателей, способное и к осознанию своей истории, и к анализу существующей ситуации, и к построению собственного будущего и его модернизации.

Очевидно, что создание такого общества позволяет быстрее достичь приоритетных целей, поставленных РБА, например, "сохранение базовых ценностей мировой и национальной культуры", "охраны прав интеллектуальной собственности" и т.д. Но как должна строиться эта работа? Что здесь главное?

Исследования показывают, что в последние годы, во многом благодаря осуществляемой "Национальной программе...", деятельность по продвижению чтения во многих регионах заметно активизировалась: стало проводиться множество мероприятий и в библиотеках, и за их стенами, в рамках того или иного города. На них пропагандируются книга, образ читающего человека и др. Широко реализуются различные программы и проекты.

Вместе с тем социологи, изучающие проблему, отмечают, что ситуация в области чтения меняется очень медленно. И постепенно всем, кто серьёзно, а не конъюнктурно относится к проблеме, становится очевидным, что массовые мероприятия, адресованные всем сразу и никому в частности, не достигают своей цели.

Поэтому по моему мнению, во-первых, необходимо понять, что формирование читателя, тонкая, штучная, индивидуальная работа. Она требует душевного контакта, доверия и времени. Верно говорят, что "заставить читать нельзя, но заразить чтением можно". Но ведь "инкубационный период" может длиться довольно долго. Следовательно, для оценки изменений надо использовать не количественный, а качественный подход, направленный на изучение индивидуальных реакций, читательского поведения и т. п.

Во-вторых, чрезвычайно важно, на мой взгляд, вести поиск и разработку конкретных методик, способов, приёмов, механизмов, приобщающих к чтению людей разных возрастов и различного социального положения. И в нашей стране, и за рубежом их накоплено довольно много (например, методики по созданию привычки к чтению и т. д.). Необходимо их изучать и внедрять в ежедневную практику.

Далее, чтобы найти эффективные приёмы привлечения к чтению, нужно понимать его природу, его сущность. Важно осознать, что в основе чтения всегда лежит интерес или потребность, что оно тесно связано с реальной жизнью личности. Нужно также знать, что изначальной его моделью является чтение вслух, облегчающее восприятие написанного. Это важная стадия приобщения к самостоятельному чтению не только ребёнка (для которого она вообще является важнейшей и обязательной), но и взрослого человека. Известно, что чтение охватывает все структуры личности: и эмоциональную, и интеллектуальную, и умственную; оно зависит от них и развивает их. Необходимо видеть разницу между различными моделями - учебным, семейным, самообразовательным чтением. Наконец сегодня становится чрезвычайно актуальной задача не противопоставления, но соединения различных практик чтения: с листа, с экрана, вслух (аудиочтения).

В-третьих, очевидно, что публичная библиотека должна теснейшим образом сотрудничать и с учителем литературы, и со школьной библиотекой, и, что очень важно, - с семьёй. Разумеется, невозможно осуществлять подобную работу без знания психологии личности, законов восприятия различных видов текстов, коммуникации и т. п. Таким образом, проблема продвижения чтения тесно связана с еще одним приоритетом РБА - задачей формирования современного библиотечного специалиста.

Первоочередной необходимостью, как мне кажется, является разработка механизмов влияния Ассоциации на подготовку и переподготовку специалистов. Ситуация в этой области, как всем известно, весьма плачевная. Нужно добиться, чтобы, как в других странах, Библиотечная ассоциация выступала "заказчиком" подготовки специалистов того или иного профиля, чтобы её эксперты подвергали рассмотрению каждую учебную программу.

В стандарты Высшей библиотечной школы, в разработке которых участвует РБА, должны быть обязательно включены знания и умения по продвижению чтения, привлечению к нему личностей различных типов, формированию восприятия разных видов текстов и т. д.

Таким образом, продвижение чтения, как и другие поставленные профессиональным сообществом задачи, тесно связано с тем, как будет развиваться сама Ассоциация. Сегодня её деятельность выходит на новый уровень. Созданная в период радикального обновления общества, она сумела сформировать основные направления своего развития, объединить профессиональные силы для создания основ деятельности российских библиотек на дальнюю перспективу. Её официальные документы, такие, как "Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря", "Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки" и другие, сформировали новую профессиональную идеологию, стали тем фундаментом, на котором развивалось библиотечное дело в последние годы. Десятки проведённых сессий, конференций, активная работа многих секций, взаимодействие с ИФЛА, специальные издания - всё говорит о том, что Ассоциация стала жизнеспособной организацией профессионалов, во главе которой стояли яркие компетентные люди, отдававшие все свои силы развитию важнейшего социального института - Библиотеки.

Представляется, что впереди нас ждёт, может быть, менее эффектный, но очень важный кропотливый труд по созданию механизмов, которые позволили бы РБА лоббировать интересы профессии и отрасли. Занимаясь этим, она расширила бы многие "узкие места" профессиональной сферы, в том числе помогла бы решить и проблему продвижения чтения. 

Ресурсы

Авторы